Понятие финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 14:14, контрольная работа

Краткое описание

Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы.

Оглавление

1 Раскройте понятие финансового контроля, его значение, цели и задачи. Перечислите формы и методы финансового контроля……….
2 Дайте понятие финансовых правоотношений, перечислите их виды и особенности………………………………………………………
3 Задача № 1. Гражданка Петрова А.Л. в 2013 году получила следующие виды доходов:
1) по основному месту основной работы в ООО «Эридан» -64 000 000 рублей;
2) в виде наследства от умершего отца однокомнатную квартиру стоимостью 350 000 000 рублей и долю в уставном фонде общества с ограниченной ответственностью. Наследница отказалась от вступления в участники общества, и ей были выплачены причитающиеся на ее долю денежные средства в размере 25 000 000 рублей;
3) Доходы по договору аренды нежилого помещения (кирпичный гараж) в размере 1 200 000 рублей. Договор аренды был заключен с ООО «Эридан»;
4) Доходы по договору аренды однокомнатной квартиры в сумме 3 800 000 рублей. Договор аренды был заключен со студенткой дневной формы обучения БГУ.
Исчислите подоходный налог с гражданки Петровой А.Л. за 2013 год
4 Задача № 2. В декабре 2011г. гражданину Семенову С.В. был выделен приусадебный участок в размере 0,15 га. Налоговая инспекция своевременно не выдала ему налоговое извещение на уплату земельного налога, и гражданин Семенов С.В. не уплатил земельный налог до настоящего времени.
1. Возникли ли здесь финансово-правовые и налоговые отношения между гражданином Семеновым С.В. и налоговой инспекцией?
2. Будет ли гражданин Семенов С.В. нести ответственность за неуплату налога и обязан ли он уплатить земельный налог за прошедшие годы?
Раскройте основания возникновения финансово-правовых отношений и их особенности…………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..

Файлы: 1 файл

VARIANT2.docx

— 54.44 Кб (Скачать)

2) Проверка  – это исследование отдельных  вопросов финансовой деятельности, осмотр помещений и других  объектов с целью выявления  нарушения финансовой дисциплины.

3) Обследование  – производится в отношении  отдельных сторон финансовой  деятельности. При этом используют  анкетирование и опрос.

4) Анализ  – направлен так же на выявления  нарушений финансовой дисциплины.

5) Ревизия  – детальное исследование финансово-хозяйственной  деятельности проверяемого субъекта  с целью выявления нарушений  законности, целесообразности и  эффективности.

Ревизии подразделяются на несколько видов:

1) по  содержанию ( доказательные и фактические)

2) по  способу назначения ( плановые и внеплановые)

3) по  степени охвата данных ( сплошные и выборочные)

4) по  объему ревизуемой деятельности (комплексные и тематические)

Проверки и ревизии – самые эффективные методы финансового контроля. Их отличает друг от друга широта и глубина проверяемых вопросов.

Как правило, различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, аналитико-нормативные проверки.

Формальная проверка заключается в контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная форма документа, написан ли на надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые подписи, печати, штампы и прилагаемые к нему другие документы.

Фактическая проверка имеет большое значение. При ее проведении устанавливается достоверность расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств. В данном случае проводится инвентаризация, на основе которой производится сличение действительного наличия материально-денежных средств с учетными данными. При фактических проверках могут производиться контрольные замеры, химико-технологический анализ и т.п.

Важным методом установления достоверности финансово-хозяйственных операций является встречная проверка. Она производится в тех случаях, когда возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах подконтрольного объекта с документами его партнеров.

Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах.

Аналитико-нормативная проверка заключается в сопоставлении учетных и отчетных данных с установленными показателями и нормами. Это дает возможность выявить неоправданные отклонения от них. Отсутствие отклонений нередко связано с завышенными нормами, что позволяет фактические затраты показывать на уровне таких норм. Завышенные нормы – фактор, способствующий хищениям товарно-материальных ценностей и денежных средств. Проверки так же могут быть тематическими и комплексными.

Тематическая ревизия проводится по однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что, охватывая большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.

Комплексная ревизия включает все участки и широкий круг вопросов. Она позволяет более глубоко проверить деятельность ревизуемого объекта. Такие ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров с привлечением специалистов по отдельным вопросам. Во время такой ревизии обязательно производится инвентаризация материальных ценностей и денежных средств.

Практика показывает, что самым действенным методом финансового контроля является ревизия, при которой производится наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки её законности, правильности и целесообразности.

Ревизии производятся непосредственно на подконтрольных объектах. В зависимости полноты и охвата деятельности ревизуемого объекта различают ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.

Полная документальная ревизия предполагает проверку всех финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения.

При частичной ревизии производится проверка отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности.

Про тематические и полные ревизии было сказано выше.

Ревизии могут производиться сплошным и выборочным методами. Сплошной метод подразумевает проверку всех документов на определенном участке деятельности. Выборочный метод заключается в том, что проверке подвергаются документы на выборку за тот или иной период времени. Может применяться и комбинированный метод, когда на одних участках проверяются все документы, на других - на выборку, по желанию ревизора.

Весь процесс документальной ревизии можно разбить на несколько этапов:

1. Предъявление  полномочий. По прибытии на проверяемый  объект ревизор обязан предъявить  руководителю своё удостоверение  и предписание ( приказ ) на проведение ревизии.

2. Проведение  инвентаризации материальных ценностей  и проверка сохранности денежных  средств.

3. Личное  ознакомление с объектом.

4. Непосредственная документальная проверка операций подконтрольного объекта.

5. Систематизация  ревизионных материалов и составление  акта.

6. Реализация  материалов ревизии на подконтрольном  объекте и информирование органа, назначившего ревизию, о её результатах. При необходимости материалы  ревизии могут быть переданы  следственным органам.

7. Проверка  выполнения приказа, изданного на  предприятии, об устранении причин  и условий, приведших к нарушениям, и наказании виновных должностных  лиц.

Ревизии могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с планами работы контролирующих органов. Внеплановые ревизии, как правило, назначаются в связи с возникшей необходимостью:

- в случае  продолжительной неудовлетворительной  работы предприятия, организации, учреждения  в целях вскрытия причин плохой  работы и принятия мер к  её улучшению;

- по указаниям правоохранительных органов в связи с имеющейся у них информацией о грубых нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, злоупотреблениях должностных лиц;

- в порядке  контроля за выполнением на ранее обревизованном объекте решений по устранению недостатков, приведших к нарушениям финансовой дисциплины.

Органы государственного финансового контроля строят свою работу на основании годовых и квартальных планов согласно установленным срокам. Внутриведомственные документальные ревизии проводятся один раз в год; документальные ревизии бюджетных учреждений – раз в два года.

В целях исключения дублирования органы государственного финансового контроля должны координировать свои планы. В роли координатора, как правило, выступает высший контрольный орган государства.

Планы проведения ревизий и проверок не подлежат оглашению. В планах ревизионной работы указываются: объекты ревизий, вид ревизии, тема ревизии, срок начала и окончания, место проведения, исполнители (ревизоры).

К ревизорам предъявляются исключительно высокие требования, поскольку от их моральных и профессиональных качеств зависит успех ревизии. Поэтому кадры контрольно-ревизионной работы подбираются из высококвалифицированных специалистов финансовых органов.

В результате деятельности органов государственного финансового контроля ежегодно доначисляются в бюджет огромные суммы, пресекается незаконное и неэффективное использование государственных средств, виновные должностные лица привлекаются к материальной, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности [5, c.74].

Таким образом, существуют конкретные формы и методы финансового контроля, которые позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов, а так же в отличие от других видов контроля (например, административного, экологического) финансовый контроль осуществляется в денежной форме. В этом его важнейшая особенность. Он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства.                                                                                                                                                              
   

 

 

Выполнение задания №2

 

Финансовое правоотношение - это общественное отношение, возникающее в процессе финансовой деятельности государства и урегулированное нормами финансового права. Она является разновидностью правового отношения, поэтому ему свойственны все признаки, которые характерны для любого правоотношения.

Вместе с тем, финансовое правоотношение имеет особенности, которые выделяют его из системы правовых отношений. Так, финансовое отношение:

1) возникает исключительно  в области финансовой деятельности  государства;

2) возникает на основе  нормы финансового права;

3) является, по существу, экономическим, т.е. непосредственно  зависит от уровня развития экономики;

4) является имущественным (денежным) отношением;

5) одним из участников  этого отношения всегда выступает  само государство либо уполномоченные  им государственные органы. Эти  органы наделены определенными  властными полномочиями в отношении  других субъектов организаций, физических  лиц.

Следует подчеркнуть, что только три признака в совокупности отграничивают финансовое правоотношение от другого правоотношения:

1) финансовые правоотношения  всегда возникают по поводу  собирания и распределения денежных  средств через централизованные  фонды государства;

2) властный характер, обусловленный  императивностью финансово-правовой  нормы, в результате чего одной  из сторон правоотношения обязательно  выступает государство, уполномоченный  государственный орган;

3) носят имущественный  характер.

Властно-имущественный характер финансового правоотношения является критерием, отграничивающим его от гражданско-правового отношения. Отдельные административные отношения также имеют властно-имущественный характер. Например, отношения по поводу наложения и взыскания административных штрафов. Однако эти административные отношения возникают в процессе осуществления государственного управления и не связаны с финансовой деятельностью государства.

Классификацию финансовых правоотношений разграничивают по трем критериям:

1) в зависимости от  функций права;

2) по характеру финансово-правовых  норм;

3) по видам финансово-правовых  институтов.

С учетом функций права финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию регулятивной функции права. В финансовом праве регулятивных правоотношений большинство, поскольку финансовое право направлено на позитивное регулирование отношений, в процессе которых происходит мобилизация финансовых ресурсов в централизованные фонды государства и распределение этих финансовых средств. Охранительные финансовые правоотношения - обеспечивают реализацию охранительной функции права. Эти финансовые правоотношения выполняют вспомогательную функцию и возникают в связи с нарушением финансово-правовой нормы на основе финансовой (экономической) санкции. К финансовым охранительным отношениям относятся, например, отношения, связанные с нарушением бюджетного законодательства, налогового законодательства, с нарушением правил ведения кассовых операций.

В зависимости от характера финансово-правовой нормы финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные финансовые правоотношения реализуют права и обязанности субъектов, по собиранию, распределению и использованию соответствующих централизованных финансовых ресурсов. Примером материальных финансовых правоотношений служат правоотношения содержанием, которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог, и соответственно право налогового органа требовать его уплаты. Процессуальные финансовые правоотношения являются формой проявления порядка реализации прав и обязанностей субъектов финансового права. Процессуальные, финансовые правоотношения вторичны по отношению к материальным, служат гарантией их реализации. К числу процессуальных финансовых отношений можно отнести, например, правоотношения по бюджетному процессу.

По видам финансово-правовых институтов различают следующие финансовые правоотношения: по поводу финансового контроля; бюджетные; по поводу формирования и исполнения государственных внебюджетных фондов; налоговые; по неналоговым платежам; по государственному кредиту (государственному внутреннему и внешнему долгу, по государственному обязательному страхованию; по поводу сметно-бюджетного финансирования; по бюджетным ссудам и займам; в сфере денежного обращения и расчетов; в сфере валютного регулирования.

В структуру финансовых правоотношений включаются следующие элементы: субъект; объект; содержание. Субъект финансового правоотношения - это индивидуально определенный участник конкретного правоотношения, являющийся носителем финансовых прав и обязанностей. Анализ белорусского законодательства позволяет сделать вывод, что субъектами финансового права (участниками финансовых правоотношений) являются:

- Республика Беларусь  и ее территориальные образования;

- Президент Республики  Беларусь;

- органы государственной  власти Республики Беларусь (законодательные  и исполнительные органы);

- органы специальной  компетенции, осуществляющие финансовую  деятельность государства (Комитет  государственного контроля, Министерство  финансов, Министерство по налогам  и сборам, Национальный банк и  др.);

- органы управления  государственными внебюджетными  фондами (Правление Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь);

- бюджетные учреждения;

- субъекты хозяйствования;

- граждане Республики  Беларусь, иностранные граждане  и лица без гражданства. Объекты  финансовых правоотношений - то, по поводу чего возникают финансовые правоотношения, т.е. то, на что направлено поведение его участников. Объекты финансовых правоотношений весьма многообразны. Как правило, о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, так как они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых речь идет в самой правовой норме. Содержание финансовых правоотношений всегда проявляется в корреспонденции прав и обязанностей их участников. Субъективному финансовому праву всегда соответствует субъективная финансовая обязанность. Субъективное право участника финансовых правоотношений является средством удовлетворения его интересов путем совершения определенных юридических действий, требований и притязаний. В свою очередь, юридическая обязанность участника финансовых правоотношений выступает в качестве меры должного поведения обязанного лица, причем такая мера соответствует субъективному праву другой стороны финансового правоотношения.

Информация о работе Понятие финансового контроля