Понятие финансов, их значение и функции. Понятие бюджета и бюджетного права РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или на значащихся банковских счетах сумм.

Оглавление

Введение…………………………………………………….………………….…3
1. Понятие финансов, их значение и функции…………………………..……..6
2. Понятие бюджета и бюджетного права Российской Федерации…….……15
Задача………………………………………………………………………...…..20
Заключение………………………………………….…………….……..………22
Список используемых источников……………………....………………….….26

Файлы: 1 файл

Ракова А.В. контр работа.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Важнейшими нормами бюджетного права, закрепленными в Бюджетном  кодексе Российской Федерации, являются нормы, разграничивающие компетенцию  органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных  отношений.

Бюджетные права Российской Федерации  реализуются органами государственной  власти: Федеральным Собранием, Президентом  Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти.

Бюджетные права субъектов Российской Федерации реализуются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Бюджетные права местных (муниципальных) образований реализуются соответствующими органами местного самоуправления.

Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, приобретают форму бюджетных правоотношений. Бюджетные правоотношения, являясь одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению. Но одновременно они имеют свои особенности, свойственные только этому виду финансовых отношений. Так, субъектами бюджетного правоотношения являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, местные самообразования, органы государственной власти всех трех ветвей, государственные юридические лица и другие получатели бюджетных средств. Субъект бюджетного правоотношения принимает участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов либо является участником бюджетного процесса, в том числе получает денежные средства в форме бюджетного финансирования или бюджетного кредитования (бюджетной ссуды). Субъекты бюджетного правоотношения обладают одним из перечисленных выше признаков или несколькими признаками одновременно. Характерной особенностью бюджетного правоотношения является то, что оно не может, как правило, длиться свыше одного года и прекращается в конце соответствующего года, что не исключает возникновения нового бюджетного правоотношения между теми же субъектами.

В соответствии со ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетными правоотношениями являются:

  • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

К бюджетным правоотношениям относятся  отношения, возникающие при установлении правового статуса участников бюджетного процесса, правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА

 

Городская Дума г. Х приняла решение о местном бюджете с дефицитом в размере 125 объема данного бюджете без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. При этом в качестве источников финансирования дефицита местного бюджета Думой были утверждены: муниципальный телефонный заем, осуществляемый путем выпуска облигаций на сумму в размере 65 объема доходов местного бюджета, кредит от Сберегательного банка РФ в том же размере, 25 объема доходов местного бюджета.

Дайте правовую оценку принятого решения.

 

Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 92. Федерального Закона от 31.07.1998г. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» с изменениями и дополнениями дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным  правовым актом представительного  органа муниципального образования  о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений.

Статья 96 Федерального Закона от 31.07.1998г. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» с изменениями и дополнениями  предусматривает в качестве источников финансирования дефицита местного бюджета  поступление от продажи акций  и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования.

Также в соответствии с данной статьей  в состав источников  включается разница между полученными и  погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций  в валюте Российской Федерации, разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг и средствами, направленными на их погашение.

Таким образом, решение о местном  бюджете с дефицитом в размере 125 объема доходов данного бюджета  без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, принятое городской думой г. Х., является правомерным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять  формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормального организованного потока денежных средств между государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями. Через финансовый механизм государство (правительство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производительными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, роста благосостояния, а также как инструмент устранения негативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют снижение издержек производства и их конкурентоспособность на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции.

Чем более развиты рыночные отношения, чем сложнее и многообразнее  экономические связи в государстве, тем сложнее финансовая система  и тем больше её финансовые ресурсы. Развитость и размер финансовых ресурсов обеспечивают более широкую манёвренность государства в выполнении внутренних и внешних экономических функций.

Нормы права, регулирующие отношения, связанные с бюджетом и внебюджетными  фондами, занимают центральное место  в системе финансового права. Как подотрасль финансового права, бюджетное право есть совокупность правовых норм, регулирующих финансовые отношения по поводу формирования, распределения и использования федерального, региональных и местных бюджетов. В свое время на этом ставили точку. Бюджетный кодекс расширил прежнее понимание предмета бюджетного права и совершенно справедливо включил в него комплекс отношений по поводу формирования и расходования средств из государственных и муниципальных внебюджетных фондов.

Кроме того, данные нормы определяют бюджетный процесс, а именно порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составления и утверждения отчетов об их исполнении. Таким образом, бюджетное право имеет сложное строение и выступает как система, состоящая из множества институтов.

В рамках бюджетного права можно  также выделить материальные нормы права, содержащие количественные параметры прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений, и процессуальные нормы права, определяющие порядок бюджетного процесса. Материальные нормы бюджетного права определяют в стоимостной форме состав доходов и направления расходов каждого из уровней бюджета, механизм взаимоотношении между бюджетами.

Велика роль в бюджетном праве  процессуальных норм. Эта категория  определяет формы организации работы с бюджетом. И именно она чаще всего оказывается без должной  проработки, вследствие чего проблематичным становится достижение бюджетных целей. Возможно, поэтому нормы Бюджетного кодекса РФ детально регламентируют все стадии бюджетного процесса.

В процессе образования и расходования бюджетных средств у государства, субъектов Федерации, органов местного самоуправления с физическими и юридическими лицами складываются определенные финансовые отношения, получившие название бюджетных правоотношений.

Бюджетные правоотношения реализуются  в процессе бюджетной деятельности субъектов и представляют собой  урегулированные нормами права отношения между субъектами по поводу формирования бюджетных доходов, последующего распределения и расходования средств из бюджетов, а также внебюджетных фондов федерального, регионального и муниципального уровней. Это отношения по поводу функционирования всей бюджетной системы, определения бюджетного устройства, установления порядка взаимоотношения между бюджетами различных уровней, а также бюджетного процесса и контроля за исполнением бюджета. Они относятся к категории ежегодно возобновляемых, поскольку реализуются в рамках финансового года вместе с бюджетом.

Бюджетный кодекс выделяет несколько  групп бюджетных правоотношений. В частности, отношения по поводу доходов и расходов бюджетов и  внебюджетных фондов всех уровней, а  также отношения по поводу государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. Отдельный блок образуют отношения между субъектами по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также исполнения указанных бюджетов и контроля за исполнением.

Таким образом, бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации.

2. Конституция РФ.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон.

4. Горбунова О.Н. Финансовое право  в системе Российского права  // Государство и право. – 1995.

5. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев  С.Г. Финансовое право России: Учебник. М, 2004.

6. Грачева Е.Ю., Соколова З.Д. Финансовое  право России. М., 2003.

7. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. М.: Юристъ, 2004.

8. Финансовое право: Схемы, комментарии  / Грачева Е.Ю. М.: Новый Юрист, 2001.

9. Финансы. Денежное обращение.  Кредит: Учебник вузов // под ред. проф. Л.А. Дробозиной. М., 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие финансов, их значение и функции. Понятие бюджета и бюджетного права РФ