Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:14, реферат
Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область подпадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету финансового права относятся государственные финансы. С другими звеньями финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения, связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды государства и органов местного самоуправления, а также использованием этих средств (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности). Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образова
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права …………………………………………………….4
Предмет и метод финансового права …………………………………………6
Система финансового права Российской Федерации………………………...8
Место финансового права в единой системе Российского права…………..10
Финансово-правовые нормы. Их общая характеристика, виды …………...11
Финансовые правоотношения………………………………………………...14
Понятие, содержание, субъекты……………………………………….14
Классификация финансовых правоотношений………………………16
Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений………………………………………………………...17
Порядок, органы и методы защиты финанс
между предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
между финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
между финансовыми органами и гражданами;
между самими финансово-кредитными органами.
6.3 Условия возникновения, изменения
и прекращения финансовых правоотношений
Возникновения, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.
Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.
Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.
Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:
1. погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
2. выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
3. использование выданных бюджетных ассигнований;
4. осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
5.
прекращение правоотношений по налогам
с населения происходит по достижении
определенного возраста, предусмотренного
законом, например, в связи с переходом
на пенсию, в связи с призывом в армию и
т.д.
6.4
Порядок, органы и методы защиты финансовых
правоотношений
Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.
Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям.
В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.
В финансовых правоотношениях государства с участием граждан действует административный и судебный порядок защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу.
Судебный порядок защиты. В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.
Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, то есть использовать административный порядок защиты.
Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).
Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.
По Конституции России (ст. 125) и новому Закону РФ “О Конституционном Суде РФ” 1994 г. в его полномочия входит разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государственными органами; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность законов, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится к сфере финансовых отношений.
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период его развития.
По методу правового регулирования финансовое право на первый взгляд полностью совпадает с административным правом. Тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений (как основной в финансово-правовом регулировании используется императивный метод правового регулирования, а как дополнительный - диспозитивный).
Принципы, лежащими в основе финансового права, является приоритет в области финансовой деятельности государства представительных органов перед исполнительными органами государственной власти (разделения властей); принцип федерализма, он состоит в том, что в государстве теперь принимается целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются самостоятельными фондами денежных средств для органов власти вех уровней; принцип законности заключается в том, что в основе финансовой деятельности государства лежат нормы права, основой которых является Конституция РФ; еще одним принципом финансово права является принцип плановости, который является и принципом финансовой деятельности.
Основой всех источников финансового права является Конституция РФ и конституционный акты субъектов Федерации. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и являются базой для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства. В настоящее время приняты Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс. Это основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства.
Норма финансового права - это общеобязательное формально определенное правило поведения участников финансовых правоотношений, обеспеченное принудительной силой государства. Основная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный императивный характер.
Финансовые правоотношения - это общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства и регулирующиеся финансово правовыми нормами. Это определение можно конкретизировать.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 2 февраля 2006 года N 19-ФЗ //Российская газета, N 25, 08.02.2006
Бюджетный процесс в Российской Федерации: уч. Пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. М.: Изд-во: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2003.- 222 с.
Дадашев А.В., Черник Д.Г. Финансовая система Росси: Уч. пособие. М.: ИНФРА-М.,2001. - 156 с.
Евстигнеев Е.. Основы налогообложения и налогового законодательства. - СПб.: Питер, 2004. - 256с.
Налоговый Кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. (в ред. от 01.01.06)
Основы налогового права: Учебное пособие / Под ред С. Пепеляева. М., 2005. - 365 с.
Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования - М., Финансы и статистика, 2002. - 236 с.
Финансовое право: Учебник /Под ред. Н. И. Химичевой 2-е изд., перер. И доп. - М. Юристъ, 2004. - 452 с.