Особенности норм финансового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:14, реферат

Краткое описание

Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область подпадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету финансового права относятся государственные финансы. С другими звеньями финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения, связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды государства и органов местного самоуправления, а также использованием этих средств (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности). Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образова

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права …………………………………………………….4
Предмет и метод финансового права …………………………………………6
Система финансового права Российской Федерации………………………...8
Место финансового права в единой системе Российского права…………..10
Финансово-правовые нормы. Их общая характеристика, виды …………...11
Финансовые правоотношения………………………………………………...14
Понятие, содержание, субъекты……………………………………….14
Классификация финансовых правоотношений………………………16
Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений………………………………………………………...17
Порядок, органы и методы защиты финанс

Файлы: 1 файл

Особенности норм финансового права.rtf

— 213.29 Кб (Скачать)

   Финансы обслуживают разнообразные потребности общества и охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу, что обусловливает наличие многочисленных институтов внутри финансовой системы. Финансовая система - совокупность финансовых институтов и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

   Управление финансами в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственного аппарата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Место финансового права в единой системе Российского права. 

   Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

   В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.

   Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

   Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

   Так, государственное (конституционное) право -- ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.

   Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

   Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами

   Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.

   Прослеживается связь финансового права и с другими отраслями российского права (трудовое, уголовное и др.), однако в рассмотренных выше случаях она наиболее тесная.

     5. Финансово-правовые нормы. Их общая характеристика, виды.

 

   Финансово-правовая норма - установленное государством, обеспеченное возможностью применения принуждения и закрепленное в источниках финансового права правило поведения, регулирующее отношения в сфере государственного управления.

   Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

   Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер.

   Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) -- это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

   Сходства финансово-правовой нормы права с нормами иных отраслей:

     финансово-правовая норма, как и любая другая, представляет собой определенное правило поведения и закрепляет субъективные права и обязанности участников правоотношений;

     финансово-правовая норма закрепляется в нормативно-правовых актах;

     исполнение финансово-правовой нормы обеспечивается государственным принуждением, в том числе уголовным и административным.

   Особенности финансово-правовой нормы:

     императивность - в отличие от норм, например гражданского или трудового права, нормы финансового права носят государственно-властный характер и изменению в зависимости от воли участников финансовых правоотношений не подлежат;

     финансово-правовые нормы регулируют особый вид правоотношений - финансовые.

   Классификация финансово-правовых норм:

     1) по юридической силе:

     а) законодательные;

     б) подзаконные;

     2)по характеру воздействия на поведение субъектов правоотношений:

     а) обязывающие - нормы в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений совершать определенные активные действия. Так, например, п. 2 ст. 163 Бюджетного кодекса закрепляет обязанности получателей бюджетных средств;

     б) управомочивающие - диспозитивные нормы, действия или воздерживаться от них. Например, норма, предоставляющая бюджетные правомочия законодательным органам в сфере осуществления бюджетного процесса;

     в) запрещающие - в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений воздержаться от совершения определенных активных действий. Например, в процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства;

     3) по характеру содержащихся в них предписаний:

     а) материальные - финансово-правовые нормы, закрепляющие совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансово-правовых отношений;

     б) процессуальные - нормы, регулирующие порядок реализации материальных норм финансового права;

     4) по охвату территории действия: федеральные; субъектов РФ; муниципальных образований; по сроку действия:

     а) постоянные;

     б) срочные (например, нормы бюджета на очередной год). [4, c.240]

     Структура финансово-правовой нормы:

     1) гипотеза - закрепляет те обстоятельства, при которых могут возникнуть (либо не возникнуть) определенные финансовые правоотношения;

     2)диспозиция - непосредственно определяет меру должного поведения субъектов финансово-правовых отношений;

     3) санкция - регулирует меру ответственности субъектов финансовых правоотношений за нарушение законодательных предписаний, закрепленных в диспозиции. 
 
 
 
 
 
 

 
 

     6. Финансовые правоотношения 

     6.1 Понятие, содержание, субъекты 

   Финансовые правоотношения -- это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.

   Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег --денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

   Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.

   В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: 1) государственно-властный и 2) имущественный.

   Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

   Субъекты финансового правоотношения. Следует различать понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финансового правоотношения”

   Субъект финансового права -- это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

   Субъект финансового правоотношения -- это реальный участник конкретных правоотношений.

   Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права

   Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быт соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

   Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

 

6.2 Классификация финансовых правоотношений 

   Финансовые правоотношения можно классифицировать по ряду оснований.

   А). По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли, раздела,

     института финансового права, на следующие виды:

     бюджетные правоотношения;

     налоговые правоотношения;

     неналоговые правоотношения;

     финансовые правоотношения в области государственного кредита;

     финансовые правоотношения в области страхования;

     правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

     финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

     финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

     валютные правоотношения.

   Б). По субъектам финансового правоотношения делятся на:

     возникающие между органами государственной власти; между органами государственной власти и управления общей компетенции;

     между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

Информация о работе Особенности норм финансового права