Основы валютного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью валютного регулирования в Российской Федерации является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Оглавление

Введение 2
§1. Правовые основы валютного регулирования 3
1.1. Принципы валютного регулирования 3
1.2. Органы валютного регулирования 3
§ 2. Валютные правоотношения 7
§ 3. Правовой режим валютных операций 10
3.1. Валютные операции между резидентами 11
3.2. Валютные операции между нерезидентами 15
Заключение 17
Литература 20

Файлы: 1 файл

Финансовое право.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

     Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории РФ.

     Переводы  резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления, за исключением операций, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства и связанных с условиями открытия указанных счетов(вкладов).

     Юридические лица - резиденты вправе без ограничений  осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с вышеназванным Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами.

     Физические  лица - резиденты вправе без ограничений  осуществлять валютные операции, не связанные  с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ, с использованием средств, зачисленных согласно валютному законодательству РФ на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ.

     Резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянных представительств РФ' при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ.

     Требования  к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные настоящей статьей, не применяются к уполномоченным банкам и валютным биржам, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории РФ, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном ЦБ РФ.

     Резиденты вправе без ограничений открывать  в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

     Если  иное не предусмотрено Федеральным  законом «О валютном регулировании  и валютном контроле», расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается ЦБ РФ.

     Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается ЦБ РФ, за исключением следующих валютных операций:

     -   передачи физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту РФ и (или) муниципальному образованию;

  • дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
  • завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
  • приобретения и отчуждения физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
  • перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов, осуществляемого в установленном ЦБ РФ порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
  • покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты.

     Резиденты могут осуществлять расчеты через  свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

     Профессиональные  участники рынка ценных бумаг  открывают в уполномоченных банках специальные брокерские счета для учета денежных средств нерезидентов.

     Уполномоченные  банки, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, самостоятельно открывают и ведут специальные брокерские счета для учета денежных средств своих клиентов-нерезидентов.

     Порядок открытия и ведения специальных  брокерских счетов для учета денежных средств нерезидентов определяется ЦБ РФ и может предусматривать установление требования об обязательном полном или частичном поддержании уполномоченными банками, в которых открыты указанные счета, остатка денежных средств на корреспондентском счете в ЦБ РФ, равного совокупному остатку денежных средств на специальных брокерских счетах.

     3.2. Валютные операции между нерезидентами

     Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках.

     Нерезиденты вправе осуществлять между собой  валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством РФ и законодательством РФ  о рынке ценных бумаг.

     Валютные  операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ в порядке, предусмотренном валютным законодательством РФ.

     Купля-продажа  иностранной валюты и чеков (в  том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.

     ЦБ  РФ устанавливает для кредитных  организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

     Установление  требования об идентификации личности при купле-продаже физическими  лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

     Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые  при купле-продаже физическим лицом  наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.

     Нерезиденты на территории РФ вправе открывать  банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках.

     Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ, в том числе специальных счетов, устанавливает ЦБ РФ, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

     Нерезиденты имеют право без ограничений  перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках.

     Нерезиденты имеют право без ограничений  перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ.

     Самостоятельным видом валютных операций выступают ввоз и пересылка в Россию, вывоз и пересылка из России валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, осуществляемые резидентами и нерезидентами.

     Ввоз  в Россию иностранной валюты и (или) российской валюты, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. При единовременном ввозе физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной и (или) российской валюты, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США, ввозимая наличная иностранная и (или) российская валюта, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной и (или) российской валюты, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.

     Физические  лица — резиденты и нерезиденты  имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную  и (или) российскую валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 тыс. долл. США или не превышающей этой суммы. При единовременном вывозе физическими лицами — резидентами и нерезидентами наличной иностранной и (или) российской валюты в сумме, равной в эквиваленте 3 тыс. долл. США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная и (или) российская валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

     Единовременный  вывоз из Российской Федерации физическими лицами — резидентами и нерезидентами наличной иностранной и (или) российской валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США, не допускается, за исключением случаев, когда такая валюта ранее была ввезена или переведена в Россию. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами — резидентами и нерезидентами дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США, вывозимые дорожные чеки подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации. 
 
 
 

Заключение

     Валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

     Валютное  регулирование осуществляется различными мерами, выбор которых зависит от кризисной или оптимальной ситуации в валютной сфере государства. Различия между текущим и чрезвычайным валютным регулированием состоят в том, что меры, принимаемые в ходе первого вида валютного регулирования, являются экономически нецелесообразными в случае наступления валютного кризиса, и наоборот — чрезвычайные меры валютного регулирования при их применении вне кризисной ситуации могут нанести ущерб государственной экономике.

     Нормы валютного законодательства, регулирующие чрезвычайные меры валютного регулирования, присутствуют практически во всех государствах, в том числе и с развитой экономикой (например, в Швейцарии, Японии), что свидетельствует о потенциальной угрозе кризиса валютных отношений и о готовности реагировать на такую ситуацию правовыми методами.

     Анализ  норм Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» показывает, что правовое регулирование в валютной сфере поставлено в полную зависимость от экономического содержания валютной политики государства. Наиболее ярко об этом говорят закрепленные в ст. 3 указанного Закона принципы приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования и исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

     Целями введения валютных ограничений выступают предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, поддержание устойчивости платежного баланса РФ. Названные цели одновременно можно считать критериями разграничения оптимальной и кризисной валютной ситуации в стране. Следовательно, в зависимости от причины различаются и применяемые меры валютного регулирования по предотвращению или устранению кризиса в валютных отношениях.

     Назначение  чрезвычайных мер валютного регулирования  заключается в том, что с их помощью органы валютного регулирования предупреждают наступление валютного кризиса, ликвидируют уже наступивший кризис и устраняют его последствия.

     Анализ  валютного законодательства зарубежных стран показывает, что стандартным содержанием чрезвычайных мер валютного регулирования является система жестких валютных ограничений в виде запретов или существенных количественных ограничений валютных операций, направленных на резкое изменение макроэкономических показателей, которыми характеризуются валютный кризис или предкризисная ситуация.

Информация о работе Основы валютного регулирования