Налоги, налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:29, курсовая работа

Краткое описание

Основным видом государственных доходов, как известно, яв­ляются налоги, поскольку именно они дают наибольшую часть по­ступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах рыночной экономики. Одновременно они выступают в ка­честве рычагов государственного воздействия на экономику.

Оглавление

1. Понятие и сущность налогов, элементы налога…………………3
1.1. Понятие налога.
1.2. Экономическое содержание налогов.
1.3. Прямые и косвенные налоги, объекты налогообложения.
1.4. Федеральные и местные налоги
1.5. Функции налогов.
2. Налоги с юридических лиц…………………………………………..….9
2.1. Юридическое лицо, общие понятия налогообложения юридических лиц. Виды налогов.
2.2. Налоговая политика в отношении юридических лиц.
2.3. Специальные режимы налогообложения юридических лиц.
3. Налоги с физических лиц…………………………………………...….16
3.1. Общее представление о налогах с физических лиц.
3.2. Налог на доходы физических лиц.
3.3. Налоги на имущество физических лиц.
3.4. Налог на имущество переходящее в порядке наследования и дарения.
4. Список использованной литературы…………………………………31

Файлы: 1 файл

финансовое право.doc

— 146.50 Кб (Скачать)


Содержание:

1.           Понятие и сущность налогов, элементы налога…………………3

1.1. Понятие налога.

1.2. Экономическое содержание налогов.

1.3. Прямые и косвенные налоги, объекты налогообложения.

1.4. Федеральные и местные налоги

1.5. Функции налогов.

2. Налоги с юридических лиц…………………………………………..….9

2.1. Юридическое лицо, общие понятия налогообложения юридических лиц. Виды налогов.

2.2. Налоговая политика в отношении юридических лиц.

2.3. Специальные режимы налогообложения юридических лиц.

3. Налоги с физических лиц…………………………………………...….16

3.1. Общее представление о налогах с физических лиц.

3.2. Налог на доходы физических лиц.

3.3. Налоги на имущество физических лиц.

3.4. Налог на имущество переходящее в порядке наследования и дарения.

4. Список использованной литературы…………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность налогов, элементы налога.

1.1. Понятие налога.

Финансовое обеспечение бюджетов всех уровней — федераль­ного, субъектов Федерации, местного — осуществляется за счет разных видов государственных доходов.

Основным видом государственных доходов, как известно, яв­ляются налоги, поскольку именно они дают наибольшую часть по­ступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах рыночной экономики. Одновременно они выступают в ка­честве рычагов государственного воздействия на экономику.

Основные положения о налогах в Российской Федерации закреплены в ее Конституции. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сбо­ры. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие по­ложение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги за­числяются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются а нем. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые в обязательном порядке уплачиваются плательщиками в бюд­жет соответствующего уровня, но при этом должны использовать­ся только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина в отличие от налога — это плата за оказанные плательщику какие-либо слуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. Все налоги, сборы, пошлины и другие плательщики питают бюджетную систему Российской Федерации. Кроме того существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений является произведенный валовый внутренний продукт, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых резервов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимостъ продукции. Размеры отчислений составляют: в пенсионный фонд — 2,8% (кроме того, 1% уплачивается работником из его заработной платы); в фонд социального страхования — 5,4%; в фонд занятости населения — 1,5%; в фонды обязательного медицинского страхования — 3,6% (0,2% в федеральный и 3,4% — в регио­нальные фонды).

В Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. не проводится четкой грани между налогами и другими платежами (сборами, госпошлиной и др.), взи­маемыми в обязательном порядке в бюджет или во внебюджетные фонды на условиях, определяемых законодательными актами. В соответствии с этим Законом совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образу­ет налоговую систему, основы которой в России и были законода­тельно оформлены в 1991 г.

1.2. Экономическое содержание налогов.

В настоящее время налоговой системе России присущ пре­имущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенных в налоге стимулирующего и регулирующего начал. Изъятие государством в пользу общества определенной части ва­лового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП, и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граж­дан по поводу формирования государственных финансов. Приня­тые нормативные акты по налогообложению охватывают все сфе­ры коммерческой и некоммерческой деятельности как юридичес­ких, так и физических лиц (налогоплательщиков) на территории страны.

1.3. Прямые и косвенные налоги, объекты налогообложения.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу пря­мых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость (НДС), таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.).

Объектами налогообложения являются:

            прибыль (доход);

            стоимость определенных товаров;

            добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

            имущество юридических и физических лиц;

            дарение, наследование имущества;

            операции с ценными бумагами;

            отдельные виды деятельности;

            другие объекты, установленные законом.

            Существующие налоговые платежи и сборы можно разделить по объекту налогообложения на три группы:

            налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);

            налоги с имущества (предприятий и граждан);

            налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы и др.).

 

1.4. Федеральные и местные налоги

В соответствии с действующим законодательством все налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные (налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей и авто­номных образований) и местные.

Часть федеральных налогов и один региональный (на имуще­ство предприятий) имеют статус закрепленных доходных источ­ников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксиро­ванной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной ос­нове поступают в соответствующий бюджет, за которым они за­креплены. Например, федеральный транспортный налог полностью закреплен за бюджетом субъекта Федерации. По трем федеральным налогам — гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений за­числяются в местный бюджет. Другая группа федеральных нало­гов — налог на добавленную стоимость, спецналог, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с фи­зических лиц — являются регулирующими доходными источника­ми. Доходы по этим налогам используются для регулирования по­ступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчисле­ний от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установ­ленном порядке на очередной финансовый период (как правило, -:-;, но на практике нормативы утверждаются и на квартал). От­числения по регулирующим доходам зачисляются непосредствен­на в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь, представительный орган субъекта Российской Федерации устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирую­щим доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета.

Из налогов субъектов Федерации один — налог на имущество юридических лиц — равными долями зачисляется в региональный и местные бюджеты. Остальные налоги распределяются в порядке, определяемом представительным органом власти субъекта Федерации. И наконец, поступления по местным налогам аккумулируются в местных бюджетах по месту нахождения (регистрации) плательщика объекта налогообложения. Три местных налога — на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

 

1.5. Функции налогов.

          Имущественные отношения возникают между участниками правовых отношений: при исчислении налогооблагаемой базы и разделении видов доходов, из причинения ущерба, из-за несоответствия приемов исчисления налогов принципам предпринимательской деятельности, из возмещения незаконно взысканных сумм, нарушений прав налогоплательщиков, из неправомерных должностных лиц, из незаконного отчуждения собственности являющейся объектом налогообложения. Сложности налоговых отношений обусловлены многогранностью экономических функций налогов и условий их pea-интересах государства и граждан. Функции налогов структуру налогового права как отрасли, определяют его основные институты, принципы и методы.

В числе социально-экономических функций налогов отметим следующие:

1)           конституционная — реализация конституционных основ налогового федерализма путем установления совместной налого­вой компетенции Федерации и ее субъектов;

2)           координирующая — создание общего налогового режима в интересах формирования единого рынка;

3)           фискальная — обеспечение доходов бюджетов разного уровня;

4)           стимулирующая — регулирование через систему налого­вых льгот и налоговых санкций производственной и социальной активности;

5)           контрольная — координация и контроль финансовой дея­тельности с использованием государственными органами налого­вых методов;

6)           межотраслевая — влияние налоговых отношений на воз­никновение условий для согласования и взаимодействия различ­ных финансовых и правовых сфер в интересах развития совре­менного права в сфере экономики и финансов;

7)           правовая — формирование системы норм налогового зако­нодательства и его кодификация;

8)           внешнеэкономическая — защита национальных экономи­ческих интересов путем регулирования таможенных и валютных обязательных платежей, установления специального налогового режима иностранных инвестиций, обеспечивающих внешнеэконо­мическую безопасность государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Налоги с юридических лиц.

2.1. Юридическое лицо, общие понятия налогообложения юридических лиц. Виды налогов.

Юридическое лицо - это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Формирование правильной  законодательной базы налогообложения  юридических лиц – основополагающая  задача фискальных органов. Так как  основным потоком средств для пополнения  федерального бюджета  как раз и являются взимаемые налоги с юридических лиц.

Объективно обусловлено, что российское налоговое законодательство является самой активно изменяющейся отраслью права. Во-первых, за счет налоговых поступлений формируется 75,5% средств, обеспечивающих финансирование деятельности Российской Федерации. Во-вторых, сложившийся на настоящий момент паритет власти позволяет практически беспрепятственно в короткий срок возводить в ранг закона все законотворческие инициативы.  

В отношении юридических лиц применяют такие налоги как налог на прибыль, НДС, акцизы, ЕСН, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, гос. пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог, сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Существуют особенности налогообложения юридических лиц, которые заключаются в следующем:

1.            постановка на учет в налоговых органах предполагает обязанность по уплате налогов и сборов;

2.            предприятие самостоятельно исчисляет и уплачивает налоги;

2.2. Налоговая политика в отношении юридических лиц.

Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к:

                  обеспечению государства финансовыми ресурсами;

                  созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;

                  сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Информация о работе Налоги, налоговая система