История развития банковской системы в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 15:46, контрольная работа

Краткое описание

Банки — огромное достижение цивилизации. Они представляют собой экономические органы, предназначенные для обслуживания всех рыночных отношений. Банки следует рассматривать как важную составную часть бизнеса, делового мира. Они аккумулируют денежные средства, предоставляют кредиты, проводят денежные расчеты, эмитируют в обращение денежные знаки, обслуживают рынки ценных бумаг, оказывают многообразные экономические услуги.

Оглавление

ЗАРОЖДЕНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ…………………………………..3
СОВЕТСКАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА……………………………………..5
РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ С 1991Г……………………………..9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………13

Файлы: 1 файл

истоория системы банков.docx

— 33.17 Кб (Скачать)

Спустя некоторое время  Сельхозбанк и Цекомбанк с  системой коммунальных банков также  были упразднены (указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г. "О реорганизации  системы банков долгосрочных вложений"[7,с.214].

Ликвидация Торгбанка, Цекомбанка и Сельхозбанка и передача их операций в основном Госбанку снова позволили  говорить о превращении Госбанка в "единый банк". Таким образом, в стране осталось три банка -Госбанк  СССР, Стройбанк и Внешторгбанк СССР. Госбанк и Стройбанк совершали  операции на внутреннем рынке, Внешторгбанк - на внешнем.

В 1962 г. Государственному банку  СССР были переданы сберегательные кассы, которые до того находились в системе Министерства финансов СССР [5,с.157]. Благодаря этому значительные ресурсы в форме вкладов населения перешли в распоряжение Госбанка и стали использоваться  им в интересах кредитования народного хозяйства.

Каждый из оставшихся трех банков представлял собой сложную  централизованную систему с разветвленной  сетью учреждений на местах. К началу 1986 с. их количественные характеристики выглядели следующим образом.

Советская банковская система  включала в себя также банки за границей с участием капитала советских  организаций. Совзагранбанки и их отделения  работали во Франции - Коммерческий банк для Северной Европы (Париж); Великобритании - Московский народный банк (Лондон с  отделениями в Ливане (Бейрут) и  Сингапуре); ФРГ -Ост-Вест Хандельсбанк (Франкфурт-на-Майне); Люксембурге - Ист-Вест Юнайтед бэнк; Австрии - Донау банк (Вена). Они были созданы для расчетно-кредитного обслуживания предприятий и организаций  СССР и других социалистических стран. Основной задачей этих банков была поддержка развития внешнеэкономических  связей страны. Банки выполняли депозитные, кредитные, расчетные, валютные и прочие операции на международных финансовых рынках.

В середине 80-х годов в  обстановке поиска путей более интенсивного развития экономики стали предприниматься  попытки реорганизации банковской системы. После длительных дискуссий  в 1987 г. было решено провести в стране радикальную экономическую реформу, стержнем которой предполагалось сделать  идею полного хозрасчета и самофинансирования [5,с.159]. В свою очередь это требовало перестройки банковской системы. В целях усиления воздействия банков на ускорение экономического развития страны было решено реорганизовать действующие и образовать новые специализированные банки с учетом особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов.

В результате была создана  система, включающая в себя Государственный  банк СССР, Агропромышленный банк (Агропромбанк), Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), Банк жилищно-коммунального хозяйства  и социального развития (Жилсоцбанк), Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк).

На рубеже 80-х и 90-х годов  в общественном мнении стала утверждаться мысль о необходимости перехода к рыночной экономике. На фоне ожесточенной идеологической дискуссии вокруг данной проблемы стали создаваться первые негосударственные коммерческие и  кооперативные банки, т.е. возникло качественно новое направление  формирования банковской системы. Идеологически  и экономически была подготовлена почва  для возрождения коммерческих банков, судьба которых, казалось бы, бесповоротно определилась в момент их полной ликвидации при переходе к командным методам  управления экономикой.

 

РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ С 1991 Г.

 

В Республике Беларусь с 1991 г. начала складываться двухуровневая  банковская система, состоящая из:

1) Национального банка  Республики Беларусь;        

2) коммерческих банков.

Национальный банк Республики Беларусь был образован в 1991 г. В  частности, Верховный Совет Белорусской  ССР, руководствуясь Декларацией о  государственном суверенитете Белорусской  Советской Социалистической Республики, постановлением от 21 декабря 1990 г. объявил  собственностью Белорусской Советской  Социалистической Республики Белорусский  республиканский банк Госбанка СССР и республиканские специализированные банки и постановил: "Создать  на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР и республиканских  специализированных банков Жилсоцбанка  СССР, Агропромбанка СССР, Промстройбанка СССР Национальный банк Белорусской  ССР. Завершить формирование Национального  банка Белорусской ССР до 1 апреля 1991 года" [6,с.262].

Национальный банк Республики Беларусь является Центральным банком республики и подотчетен Верховному Совету Республики Беларусь. Он имеет  право законодательной инициативы. Председатель правления Нацбанка назначается  Верховным Советом, его заместители  и члены правления — Президиумом  Верховного Совета.

Национальный банк Республики Беларусь самостоятелен в своей  деятельности в пределах полномочий, предоставленных законом и своим  Уставом, утверждаемым Верховным Советом  Республики Беларусь. Он ежегодно представляет Верховному Совету отчет о своей  работе.

Государственные органы не имеют права вмешиваться в  деятельность Нацбанка, осуществляемую в рамках его полномочий. Он не несет  ответственности по обязательствам правительства так же, как и  правительство — по обязательствам Нацбанка, за исключением случаев, предусмотренных  действующим законодательством.

Национальный банк имеет  уставный, резервный и другие фонды, которые служат обеспечением его  обязательств.

Национальный банк предпринимает  меры по ограничению темпов инфляции. Воздействие на монетарные факторы  инфляции он осуществляет, с помощью  экономических регуляторов, используемых в мировой практике. Национальный банк Республики Беларусь выступает  в роли:

а) банкира;

б) экономического советника  правительства;

в) финансового агента правительства;

г) представляет Республику Беларусь во всех организациях, в том  числе международных, по вопросам денежно-кредитной  политики и лицензирования банковской деятельности.

Национальный банк оказывает  банковские услуги иностранным правительствам, зарубежным банкам и финансовым органам. В качестве представителя Республики Беларусь может брать на себя обязательства  и осуществлять операции, связанные  с участием Беларуси в работе международных  организаций.

Национальный банк имеет  исключительное право и несет  исключительную ответственность за выработку и проведение политики в области обменных курсов.

Национальный банк имеет  право выдавать гарантии-поручительства, в том числе гарантии от имени  Республики Беларусь по внешним займам.

Он не осуществляет непосредственно  кредитование субъектов хозяйствования, но ему принадлежит исключительное право предоставления кредита правительству  и местным органам власти.

Национальный банк издает обязательные для исполнения всеми  банками нормативные акты и определяет объем статистической отчетности. В  целях обеспечения нормального  функционирования коммерческих банков Национальный банк устанавливает:

а) минимальный размер уставного  фонда;       

б) обязательные экономические  нормативы;

в) определяет порядок страхования  депозитов и вкладов.

Национальный банк тесно  сотрудничает с МВФ, Мировым банком и ЕБРР, имеет корреспондентские  счета в ряде зарубежных стран. Он сотрудничает с иностранными банковскими  контрольными органами в различных  формах. В соответствии с законодательством  Национальный банк может участвовать  в международных банковских фондах, союзах и ассоциациях [6,с.265].

Второй уровень банковской системы в Республике Беларусь составляют коммерческие банки. В соответствии с действующим законодательством  коммерческие банки оказывают хозяйствующим  субъектам кредитно-расчетные и  другие банковские услуги.

Коммерческие банки получают право юридического лица с момента  их регистрации в Национальном банке  и осуществляют свою деятельность на основании лицензий на совершение банковских операций. Банки независимы в своей  деятельности и органы государственной  власти не имеют права в нее  вмешиваться. Коммерческие банки самостоятельно определяют порядок привлечения  и использования денежных средств, проведения других банковских операций, уровень процентных ставок и комиссионного  вознаграждения.

В Беларуси Национальным банком зарегистрировано около 40 коммерческих банков. Крупнейшими банками по размеру  уставного капитала остаются бывшие государственные специализированные банки. Более десяти банков имеют  генеральную лицензию на совершение операций в иностранной валюте. Филиальная сеть банков насчитывает 544 филиала. На территории Республики Беларусь действуют 9 представительств иностранных банков.

В группу системообразующих  входят 6 банков: ОАО "СБ «Беларусбанк», ОАО«Белагропромбанк», ОАО«Белпромстройбанк», "Приорбанк"АО, ОАО«Белбизнесбанк» и ОАО«Белвнешэкономбанк». Их доля в общем объеме активных операций банков республики составляет в настоящий  период более 85,2%.

Банковские услуги на практике разделяются на три группы:

а) платежный оборот (то есть осуществление банками за счет клиентов наличных и безналичных платежей); операции с валютой и драгоценными металлами, инкассация и др.

б) операции по эмиссии, размещению и хранению ценных бумаг, а также  управление ими;

в) управление имуществом (доверительные  или трастовые операции). Данная форма банковских услуг широко развита  в ведущих капиталистических  странах, но пока широко не практикуется коммерческими банками Республики Беларусь [6,с.269].

Что касается собственных  операций банков, то они носят второстепенную роль. Так, например, банк может выступать  учредителем других юридических  лиц, принимать долевое участие  в строительстве каких-либо объектов производственного и социально-культурного  назначения. Коммерческие банки могут  предоставлять гарантии. Они имеют  право за свой собственный счет приобретать  различное оборудование и основные средства. Также к собственным  операциям банка относятся оплата труда своих сотрудников, распределение  фондов производственного и социального  развития и материального поощрения, выплата дивидендов своим учредителям  и др.

В последнее время банки  все активнее осуществляют нехарактерные  для них операции, внедряясь в  нетрадиционные для банков сферы  финансового предпринимательства, постоянно расширяя круг и повышая  качество предоставляемых услуг, конкурируя за привлечение новых перспективных  клиентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 3 октября 2000 г.: одобрен Советом Республики 12 октября 2000 г.: текст Кодекса по состоянию на 14 июня 2010 г.
  2. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. - М.: Финстатинформ, 1995. - 270 с.
  3. Иоффе Э. Кредитные учреждения Минска в конце XIX - начале XX века//Банкаускi веснiк. - 1999. - №14. - с. 38-40.
  4. Поляков В.П , Московкина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. Учеб.пособие. - М.:ИНФРА-М, 1995. - 208 с.
  5. Дадалко В.А., Дадалко А.В. Финансы и кредит: Курс лекций. – Мн.: Армита-Миркетинг, Менеджмент, 1999. – 287с.
  6. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: (Курс лекций). – Мн.: Мисанта, 1997. – 342с.
  7. Банковская система России. (Настольная книга банкира). В 3-х кн. – М.: ДеКА, 1995. – 574с.
  8. Антоненко Ю., Ильич А. Банковская система: Надежность в крепкой и открытой структуре// Банкаускi веснiк. - 1999. - №8. - с.6-7.
  9. Банкауская сiстэма Беларусi: крок за крокам. 75 год. - Мн., 1997. - 16 с
  10. Республика Беларусь в цифрах. Краткий стат.сборник. - Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2000. - 329 с.

 


Информация о работе История развития банковской системы в РБ