Ряд
нормативно-правовых актов устанавливает
порядок осуществления валютного контроля.
Среди них:
- Постановление
Правления Национального банка Республики
Беларусь от 30 сентября 2004 г. №151 «Об утверждении
инструкции по осуществлению банками
контроля внешнеторговых операций»;
- Постановление
Правления Национального банка Республики
Беларусь от 13 марта 2006 г. № 34 «Об утверждении
инструкции о порядке приостановления
банками и небанковскими кредитно–финансовыми
организациями отдельных финансовых операций»;
- Постановление
Правления Национального банка Республики
Беларусь от 30 сентября 2004 г. № 150 «Об утверждении
инструкции по представлению отчетности
по целевому использованию иностранной
безвозмездной помощи в виде денежных
средств»;
- Постановление
Правления Национального банка Республики
Беларусь от 2 сентября 2008 г. № 130 «Об утверждении
инструкции о порядке регистрации паспорта
сделки и контроля банками»;
- Постановление
Правления Национального банка Республики
Беларусь от 21 апреля 2005 г. № 53 «Об утверждении
инструкции о проведении Национальным
банком Республики Беларусь проверок
структурных подразделений банков, осуществляющих
валютно-обменные операции»;
- Постановление
Правления Национального банка Республики
Беларусь от 27 июня 2006 г. №89 «О выполнении
банками и небанковскими кредитно-финансовыми
организациями функций агентов валютного
контроля»;
- Постановление
Государственного таможенного комитета
Республики Беларусь от 7 июля 2001 г. №32
«О порядке осуществления валютного контроля
таможенными органами»;
- Рекомендации
по организации внутреннего контроля
в банках (небанковских кредитно-финансовых
организациях) Республики Беларусь по
предотвращению легализации доходов,
полученных незаконным путем, и финансирования
террористической деятельности
- Письмо Национального
банка Республики Беларусь от 3 апреля
2006 г. № 21-20/367 «О направлении рекомендаций
по организации внутреннего контроля
в банках (небанковских кредитно-финансовых
организациях) Республики Беларусь по
предотвращению легализации доходов,
полученных незаконным путем, и финансирования
террористической деятельности» [11].
Таким
образом, в Беларуси создана, законодательно
оформлена и успешно функционирует
валютная система, направленная на обеспечение
стабильности платежного баланса и
белорусского рубля, экономической
безопасности, поддержания устойчивого
экономического роста и развития международного
сотрудничества. В следующей главе курсовой
работы будут подробно рассмотрены особенности
белорусского валютного регулирования.
3
ОСОБЕННОСТИ ВАЛЮТНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
Правила
обращения валютных ценностей закреплены
в валютном законодательстве Республики
Беларусь (подробный перечень нормативно-правовых
актов приведен во второй главе данной
курсовой работы). Его основу составляет
Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003
г. №226-З «О валютном регулировании и валютном
контроле».
Данный
закон определяет валютное регулирование
как деятельность государственных
органов (органов валютного регулирования)
по установлению порядка обращения
валютных ценностей, в том числе
правил владения, пользования и распоряжения
ими.
Надзор
за соблюдением субъектами экономических
отношений этих правил осуществляется
в рамках валютного контроля. Согласно
Закону №226-З, валютный контроль - это
деятельность органов валютного контроля
и агентов валютного контроля, направленная
на обеспечение соблюдения резидентами
и нерезидентами требований валютного
законодательства Республики Беларусь.
Органы
валютного контроля – это органы
государственного управления, которые
определяют компетенцию и порядок проведения
валютного контроля агентами валютного
контроля, осуществляют контроль деятельности
агентов валютного контроля, а также контролируют
непосредственно соблюдение порядка осуществления
валютных операций субъектами экономических
отношений. Агенты
валютного контроля – это государственного
и негосударственные организации, непосредственно
осуществляющие контроль соблюдения правил
проведения валютных операций [3, с.10].
Статьи
24 и 26 Закона №226-З определяют, соответственно,
состав органов и агентов валютного
контроля. Органами валютного контроля
в Республике Беларусь являются Совет
Министров Республики Беларусь, Национальный
банк, Комитет государственного контроля
Республики Беларусь и Государственный
таможенный комитет, если иное не определено
Президентом Республики Беларусь. Координацию
деятельности органов валютного контроля,
уполномоченных в соответствии с законодательством
осуществлять контроль внешнеторговых
операций, осуществляет Комитет государственного
контроля.
Агентами валютного контроля
в Республике Беларусь являются
республиканские органы государственного
управления и иные государственные организации,
подчиненные Правительству Республики
Беларусь, областные (Минский городской)
исполнительные комитеты, таможни, банки
и небанковские кредитно-финансовые организации,
если иное не определено Президентом Республики
Беларусь. Банки и небанковские кредитно-финансовые
организации являются агентами валютного
контроля, подотчетными Национальному
банку. Республиканские органы государственного
управления и иные государственные организации,
подчиненные Правительству Республики
Беларусь, областные (Минский городской)
исполнительные комитеты являются агентами
валютного контроля, подотчетными Совету
Министров Республики Беларусь. Таможни
являются агентами валютного контроля,
подотчетными Государственному таможенному
комитету.
Субъектами
валютных операций признаются физические
и юридические лица – резиденты и нерезиденты
Республики Беларусь.
Объектами
валютного регулирования являются
операции с валютными ценностями. Такими
ценностями признаются:
- иностранная
валюта;
- платежные
документы в иностранной валюте, являющиеся
таковыми в соответствии с законодательством
Республики Беларусь;
- ценные бумаги
в иностранной валюте;
-
белорусские рубли при совершении сделок
между резидентами и нерезидентами, сделок
между нерезидентами на территории Республики
Беларусь, их ввозе и пересылке в Республику
Беларусь, вывозе и пересылке из Республики
Беларусь, осуществлении международных
банковских переводов, осуществлении
нерезидентами операций, не влекущих перехода
права собственности на белорусские рубли,
по счетам и вкладам (депозитам) в банках
и небанковских кредитно-финансовых организациях
Республики Беларусь;
- ценные бумаги
в белорусских рублях при совершении сделок
между резидентами и нерезидентами, сделок
между нерезидентами на территории Республики
Беларусь, их ввозе и пересылке в Республику
Беларусь, вывозе и пересылке из Республики
Беларусь.
Можно
выделить семь групп валютных операций
в Республике Беларусь:
- сделки, предусматривающие
использование валютных ценностей;
- сделки между
резидентами и нерезидентами с использованием
валютных ценностей в белорусских рублях;
- сделки между
нерезидентами с использованием валютных
ценностей в белорусских рублях на территории
Республики Беларусь;
- ввоз и пересылка
в Республику Беларусь, а также вывоз и
пересылка из Республики Беларусь валютных
ценностей;
- международные
банковские переводы;
- операции
нерезидентов с белорусскими рублями
по счетам и вкладам в банках и небанковских
кредитно-финансовых организациях Республики
Беларусь, не влекущие перехода права
собственности на эти белорусские рубли;
- операции
с иностранной валютой по счетам и вкладам
в банках и небанковских кредитно-финансовых
организациях Республики Беларусь, банках
и иных кредитных организациях за пределами
Республики Беларусь, не влекущие перехода
права собственности на эту иностранную
валюту.
Валютные
операции, проводимые между резидентами
и нерезидентами, подразделяются на
текущие валютные операции и валютные
операции, связанные с движением
капитала.
К
текущим валютным
операциям относятся:
- осуществление
расчетов по экспортно-импортным сделкам
с товарами, работами, услугами, охраняемой
информацией, исключительными правами
на результаты интеллектуальной деятельности,
если срок между датой платежа и датой
исполнения обязательств по поставке
не превышает 180 дней;
- предоставление
и получение кредитов и (или) займов на
срок, не превышающий 180 дней;
- перевод и
получение процентов, дивидендов и иных
доходов по вкладам (депозитам), инвестициям,
заемным и кредитным операциям;
- операции
неторгового характера, включающие односторонние
платежи (выплата заработной платы, пенсий,
стипендий), выплаты наследства, оплата
содержания официальных представительств
республики за рубежом и др.
К
валютным операциям,
связанным с движением
капитала, относятся:
- приобретение
акций при их распределении среди учредителей,
а также доли в уставном фонде или пая
в имуществе нерезидентов;
- приобретение
ценных бумаг, выпущенных резидентами
или нерезидентами;
- переводы
для осуществления расчетов по обязательствам,
предусматривающим передачу имущества,
относимого законодательством Республики
Беларусь к недвижимому имуществу, либо
прав на него;
- расчеты по
экспортно-импортным сделкам с товарами,
работами, услугами, охраняемой информацией,
исключительными правами на результаты
интеллектуальной деятельности, если
срок между датой платежа и датой исполнения
обязательств по поставке превышает 180
дней;
- предоставление
и получение кредитов и (или) займов на
срок, превышающий 180 дней;
- иные валютные
операции, не относимые к текущим валютным
операциям.
Текущие
валютные операции осуществляются между
резидентами и нерезидентами
в порядке, установленном законодательными
актами Республики Беларусь и (или) нормативными
правовыми актами Национального
банка, без ограничений. Для проведения
валютных операций, связанных с движением
капитала, резидентам в большинстве
случаев необходимо получить разрешение
Национального банка. Для этого субъект
валютной операции должен представить
в Национальный банк Республики Беларусь
пакет документов, подтверждающих законность
создания и функционирования самого субъекта,
характеризующих его финансовое состояние
и отражающих специфику каждой отдельной
операции. Обработка документов осуществляется
в течение 30 дней с даты их поступления.
Получение
такого разрешения не требуется в следующих
случаях:
- при осуществлении
платежей нерезидентам по обязательствам,
предусматривающим передачу резиденту
имущества, находящегося на территории
Республики Беларусь, либо прав на него;
- при осуществлении
расчетов по сделкам, предусматривающим
экспорт товаров (работ, услуг), охраняемой
информации, исключительных прав на результаты
интеллектуальной деятельности, с получением
отсрочки на поставку товаров (выполнение
работ, оказание услуг), передачу охраняемой
информации, исключительных прав на результаты
интеллектуальной деятельности на срок,
превышающий 180 дней с даты поступления
денежных средств резиденту;
- при осуществлении
расчетов по сделкам, предусматривающим
импорт товаров (работ, услуг), охраняемой
информации, исключительных прав на результаты
интеллектуальной деятельности, с получением
отсрочки на оплату товаров (выполнение
работ, оказание услуг), передачу охраняемой
информации, исключительных прав на результаты
интеллектуальной деятельности на срок,
превышающий 180 дней с даты поступления
от нерезидента товаров (выполнения работ,
оказания услуг), передачи охраняемой
информации, исключительных прав на результаты
интеллектуальной деятельности;
- при осуществлении
расчетов по договорам аренды имущества,
за исключением договоров аренды имущества,
находящегося за пределами Республики
Беларусь и относимого по законодательству
Республики Беларусь к недвижимому имуществу;
- при осуществлении
переводов иностранной валюты, белорусских
рублей в качестве членских взносов в
связи с участием в международных организациях;
- при осуществлении
операций с ценными бумагами, выпущенными
резидентами;
- при осуществлении
вкладов нерезидента в иностранной валюте,
белорусских рублях либо в ценных бумагах
в иностранной валюте, в ценных бумагах
в белорусских рублях в уставный фонд
юридического лица - резидента в порядке,
установленном законодательством Республики
Беларусь;
- при привлечении
средств для покрытия дефицита республиканского
бюджета на срок, превышающий 180 дней, и
возврат этих средств в соответствии с
законом о бюджете Республики Беларусь
на очередной финансовый (бюджетный) год;
- при привлечении
средств под гарантию Правительства Республики
Беларусь на срок, превышающий 180 дней,
и возврат этих средств;
- при привлечении
средств в рамках межправительственных
соглашений на срок, превышающий 180 дней,
и возврат этих средств.