Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:55, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение генезиса финансового права.
Задачи работы:
- изучение истории развития финансового права в России;
- изучение задаи и актуальных проблем финансового права в России на современном этапе;
- рассмотрение формирование финансовой системы РФ.
Введение 3
1. История развития финансового права в России 5
2. Задачи и актуальные проблемы финансового права в России на современном этапе 11
3. Формирование финансовой системы РФ 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25
На основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, предоставляются бюджетный кредит или бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями (п. 1 ст. 76, п. 1 ст. 80 БК РФ).
Внешнее юридическое выражение метод диспозитивности находит и в установлении государством рекомендательных финансово-правовых норм.
В финансовом праве метод диспозитивности носит условный характер, и его действие имеет определенные особенности, заключающиеся в том, что согласование каких-либо условий финансовой деятельности возможно только в случаях, прямо оговоренных финансовым законодательством.
Обоснование
наличия самостоятельного предмета
и соответствующих методов
Финансовое
право — самостоятельная отрасль российского
права, представляющая собой совокупность
юридических норм, которые регулируют
общественные отношения, возникающие
в процессе образования, распределения
и использования фондов денежных средств
(финансовых ресурсов) государства и муниципальных
образований, необходимых для реализации
их функций и задач.
Финансы (фр. finance от лат. financia - наличность, доход) - это обобщающий экономический термин, означающий как фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства и предприятий, так и систему их формирования, распределения и использования. Сами финансы не могут существовать отдельно от отношений, способствующих их формированию, поэтому в их понятие включается и специально созданная государством система. Она обеспечивает постоянный и планомерный процесс создания, распределения и использования финансов.
Итак, можно говорить о том, что изначально понятие "финансы" рассматривались только в плоскости формирования, а в дальнейшем и использования денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название "публичные финансы", которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).
Характерными признаками финансов являются: (1) распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме; (2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств; (3) создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Основным материальным источником денежных доходов населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления является национальный доход. От его величины и характера распределения зависят возможности развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.
Значение функций финансов необходимо для реализации финансовой политики. В процессе деятельности, связанной с регулированием реального денежного оборота, реализуются три основных функции финансов: распределительная, контрольная и регулирующая.
Распределительная функция. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многообразен. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.
Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно - технического прогресса и т.п.
В
целом распределительная
Контрольная
функция. Распределительная и
Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов - регулирующей.
Регулирующая функция. Проявляется не только на уровне государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.
Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образуют финансовые отношения.
Финансовые отношения многообразны. Они возникают:
- между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей
- между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании современных фондов денежных средств и их использовании;
- между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
- внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
- между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
- между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов.
Отличительным
признаком финансовых отношений
является и то, что процесс перераспределения
совокупного общественного
Еще
один отличительный признак
В
распределении совокупного
Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы.
Таким образом, финансы - это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода.
Для финансовой системы в целом решающее значение имеют такие функции, как планирование, организация, стимулирование.
Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов введения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления, а также разработка прогнозов и бизнес - планов развития предприятий и организаций, смет доходов и расходов домашних хозяйств. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во времени с учетом приоритетов и целей развития, перераспределения финансов между бюджетом, предприятиями и домашними хозяйствами. Эта функция реализуется путем составления бюджетов, планов и прогнозов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, установления порядка налогообложения ит.п6.
Функция организации включает выбор предприятиями организационно - правовой формы, бюджетное устройство, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определение прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов предприятий и домашних хозяйств.
Функция
стимулирования предполагает выбор
оптимальных средств и
Четыре основных относительно обособленных периода развития финансового права:
1) Дореволюционный период (со второй четверти 19 века и до 1917 года).
Системообразующие понятия: «
Исходя из содержания категории «финансовое хозяйство» или «публичное (государственное) хозяйство» дореволюционными учеными в рамках финансового права помимо институтов, принадлежащих этой отрасли и ныне (налоги, государственный бюджет, государственный кредит и т.д.), рассматривались: правовой режим государственных земель и лесов (домены), государственные промыслы, железные дороги, почтовое дело, правовой режим разработки недр (регалии) и т.п.
2) Период появления концепции нового времени и кризиса науки (1917-1940).
В подавляющем числе работ
четко прослеживается взгляд
на предмет финансового права,
как исключительно денежные
Исследование практически прекращаются до открытия первой дискуссии о системе советского права. Появляется статья Е.А. Ровинского, посвященная предмету финансового права.
Окончательно формируется
3) Период формирования и развития концепции советского финансового права (1940-1991).
Обсуждается вопрос об отраслевой самостоятельности финансового права; появляются глубокие исследования, как непосредственно посвященные вопросу о системе финансового права, так и отдельным сторонам этой проблемы; формулируется понятие системы финансового права; обосновываются выводы о необходимости выделения общей части этой отрасли; разграничиваются основные финансово-правовые институты.
4) Современный период (с 1991 года).
Информация о работе Генезис финансового права: прошлое, настоящее, будущее