Генезис финансового права: прошлое, настоящее, будущее

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:55, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение генезиса финансового права.
Задачи работы:
- изучение истории развития финансового права в России;
- изучение задаи и актуальных проблем финансового права в России на современном этапе;
- рассмотрение формирование финансовой системы РФ.

Оглавление

Введение 3
1. История развития финансового права в России 5
2. Задачи и актуальные проблемы финансового права в России на современном этапе 11
3. Формирование финансовой системы РФ 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Генезис финансового права_12_11_А.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

       На основании договора, заключенного  в соответствии с гражданским  законодательством Российской Федерации, предоставляются бюджетный кредит или бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями (п. 1 ст. 76, п. 1 ст. 80 БК РФ).

     Внешнее юридическое выражение метод диспозитивности находит и в установлении государством рекомендательных финансово-правовых норм.

     В финансовом праве метод диспозитивности  носит условный характер, и его  действие имеет определенные особенности, заключающиеся в том, что согласование каких-либо условий финансовой деятельности возможно только в случаях, прямо оговоренных финансовым законодательством.

     Обоснование наличия самостоятельного предмета и соответствующих методов правового  регулирования финансового права  позволяет сделать вывод, что  финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, которая регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Посредством этой отрасли права государство, используя методы правового регулирования, воздействует на систему специфических однородных общественных отношений, возникающих в связи с формированием, распределением и использованием государством и муниципальными образованиями фондов денежных средств, осуществлением финансового контроля, осуществлением денежного обращения и расчетов, финансово-правовым регулированием банковской деятельности, регулированием налогообложения, привлечением к ответственности за нарушение финансового законодательства.

     Финансовое  право — самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, необходимых для реализации их функций и задач. 
 
 

  1. Формирование  финансовой системы  РФ
 

     Финансы (фр. finance от лат. financia - наличность, доход) - это обобщающий экономический термин, означающий как фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства и предприятий, так и систему их формирования, распределения и использования. Сами финансы не могут существовать отдельно от отношений, способствующих их формированию, поэтому в их понятие включается и специально созданная государством система. Она обеспечивает постоянный и планомерный процесс создания, распределения и использования финансов.

     Итак, можно говорить о том, что изначально понятие "финансы" рассматривались  только в плоскости формирования, а в дальнейшем и использования денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название "публичные финансы", которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).

     Характерными  признаками финансов являются: (1) распределительный  характер отношений, который основан  на правовых нормах или этике ведения  бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости  в товарной форме; (2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств; (3) создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     Основным  материальным источником денежных доходов  населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления является национальный доход. От его величины и характера распределения зависят возможности развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.

     Значение  функций финансов необходимо для  реализации финансовой политики. В процессе деятельности, связанной с регулированием реального денежного оборота, реализуются три основных функции финансов: распределительная, контрольная и регулирующая.

     Распределительная функция. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многообразен. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

     Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно - технического прогресса и т.п.

     В целом распределительная функция  финансов позволяет: (1) создавать целевые  фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления; (2) осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами; (3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

     Контрольная функция. Распределительная и контрольная  функция представляют собой две  стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции  финансов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения, общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций.

     Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов - регулирующей.

     Регулирующая  функция. Проявляется не только на уровне государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

     Совокупность  денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образуют финансовые отношения.

     Финансовые  отношения многообразны. Они возникают:

     - между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей

     - между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании современных фондов денежных средств и их использовании;

     - между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;

     - внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;

     - между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;

     - между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов.

     Отличительным признаком финансовых отношений  является и то, что процесс перераспределения  совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных  фондов денежных средств, имеющих целевое  назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, - децентрализованными.

     Еще один отличительный признак финансовых отношений, это то, что они носят строго регламентированный характер. Из доходов от различных видов деятельности хозяйствующих субъектов формируются специальные фонды денежных средств в виде накоплений амортизационных отчислений, задолженности по заработной плате, платежом в бюджет и внебюджетные фонды, а также прибыли, часть которой поступает в распоряжение через налоговую систему, а оставшаяся часть идет на расширенное воспроизводство, накопление и распределяется в виде предпринимательского дохода, дивидендов и т.п.

     В распределении совокупного общественного  продукта участвует и население, получая свою долю в виде заработной плате, предпринимательского дохода, дивидендов и других форм перераспределения. Кроме  того, население участвует в формировании централизованных фондов денежных средств посредством уплаты налогов, других платежей, носящих обязательный характер. Эта система денежных отношений, связанных с формированием и использованием доходов и расходов населения, также является сферой финансовых отношений.

     Совокупность  денежных средств, находящихся в  распоряжении населения, хозяйствующих  субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой  финансовые ресурсы.

     Таким образом, финансы - это система экономических  отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода.

     Для финансовой системы в целом решающее значение имеют такие функции, как  планирование, организация, стимулирование.

     Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов введения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления, а также разработка прогнозов и бизнес - планов развития предприятий и организаций, смет доходов и расходов домашних хозяйств. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во времени с учетом приоритетов и целей развития, перераспределения финансов между бюджетом, предприятиями и домашними хозяйствами. Эта функция реализуется путем составления бюджетов, планов и прогнозов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, установления порядка налогообложения ит.п6.

     Функция организации включает выбор предприятиями организационно - правовой формы, бюджетное устройство, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определение прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов предприятий и домашних хозяйств.

     Функция стимулирования предполагает выбор  оптимальных средств и способов, обеспечивающих реализацию поставленных целей. Эта функция позволяет интерпретировать факторы, влияющие на финансовую деятельность. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение людей в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Четыре  основных относительно обособленных периода  развития финансового права:

      1) Дореволюционный период (со второй четверти 19 века и до 1917 года).

       Системообразующие понятия: «публичное (государственное) хозяйство», «принудительное хозяйство», «финансовое хозяйство».

     Исходя  из содержания категории «финансовое  хозяйство» или «публичное (государственное) хозяйство» дореволюционными учеными  в рамках финансового права помимо институтов, принадлежащих этой отрасли  и ныне (налоги, государственный бюджет, государственный кредит и т.д.), рассматривались: правовой режим государственных земель и лесов (домены), государственные промыслы, железные дороги, почтовое дело, правовой режим разработки недр (регалии) и т.п.

     2) Период появления концепции нового времени и кризиса науки (1917-1940).

       В подавляющем числе работ  четко прослеживается взгляд  на предмет финансового права,  как исключительно денежные отношения.  Категория «государственное (публичное)  хозяйство» перестает рассматривать  как системообразующая для финансового права. При сохранении прежних подходов финансовое право превратилось бы в суперотрасль, охватывающую все наиболее важные сферы общественных отношений.

     Исследование  практически прекращаются до открытия первой дискуссии о системе советского права. Появляется статья Е.А. Ровинского, посвященная предмету финансового права.

       Окончательно формируется представление  о предмете и системе финансового  права в том виде, в каком  оно в значительной степени  сохраняется в юридической науке и в настоящее время.

     3) Период формирования и развития концепции советского финансового права (1940-1991).

     Обсуждается вопрос об отраслевой самостоятельности  финансового права; появляются глубокие исследования, как непосредственно  посвященные вопросу о системе финансового права, так и отдельным сторонам этой проблемы; формулируется понятие системы финансового права; обосновываются выводы о необходимости выделения общей части этой отрасли; разграничиваются основные финансово-правовые институты.

     4) Современный период (с 1991 года).

Информация о работе Генезис финансового права: прошлое, настоящее, будущее