Финансы и финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 07:05, контрольная работа

Краткое описание

В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспекта:
* как совокупность экономических отношений , возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
* как совокупность фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Оглавление

1. Понятие финансов и финансовой системы РФ, ее состав 3
2. Финансовая деятельность Российского государства: понятие, задачи, функции, методы 5
3. Основные направления финансовой и денежно-кредитной политики государства в текущем году 8
4. Конституционные основы финансовой деятельности 10
5. Полномочия Президента РФ и Правительства РФ в области финансов 11
6. Федеральные финансово-кредитные органы и учреждения (задачи, функции, правовое положение) 12
7. Правовые фонды финансовой деятельности 17
8. Задача 20
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Фин деят-ть1.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

     Центральный банк РФ (Банк России).

     Особое  положение среди федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность, занимает Центральный  банк РФ (Банк России), который действует  в соответствии с Федеральным  законом "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 2 декабря 1990 г. (в редакции ФЗ от 26 апреля 1995 г.). Центральный банк РФ (Банк России), является юридическим лицом, одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

     Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности членов Совета директоров Банка России;
  • представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;
  • определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки;
  • проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;
  • доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год - при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

     Основными целями деятельности Банка России являются :

  • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
 

7. Правовые фонды  финансовой деятельности 

     Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов  местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.

     Итак, финансово-правовые акты – это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

     Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим  свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и по другим основаниям.

     По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, то есть правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

     Общие правила, установленные в нормативных  актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ о подоходном налоге с физических лиц, Госналогслужба направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким образом, индивидуальные финансово-правовые акты – это акты применения норм права. Принятие их – необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов государства.

     По юридической природе финансово-правовые акты делятся на а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и б) подзаконные. Это наиболее многочисленная группа финансово-правовых актов. Сюда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона.

     Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизируется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конституцией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-правовые акты (законы и постановления Государственной Думы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.). Например, издаются законы о федеральном бюджете и постановления Государственной Думы РФ по отчету об исполнении бюджета. Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом инструкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).

     Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой  группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

     Финансово-плановые акты – это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

     Существование финансово-плановых актов обусловлено  действием принципа плановости в  процессе образования, распределения  и использования финансовых ресурсов.

     К финансово-плановым акта относятся:

     а) основной финансовый план государства  – федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; 

     б) финансовые планы государственных  и муниципальных целевых фондов; 

     в) финансово-кредитные и кассовые планы банков; 

     г) финансовые планы страховых организаций; 

     д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления; 

     е) финансовые планы (балансы доходов  и расходов) предприятий и объединений; 

     ж) сметы учреждений, организаций, состоящих  на государственном и местном  бюджете.

     Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных  органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт. 

8. Задача 

     В соответствии с решением совета директоров ЦБ РФ в лице Председателя, заключил договор с Правительством РФ о том, что Банк России отвечает за долги Правительства РФ, а Правительство РФ за долги Банка России. Кроме того, Банк России принимает на себя обязательства безвозмездно осуществлять операции со средствами федерального бюджета, однако указанный порядок не распространяется на операции со средствами внебюджетных фондов.

     Правомерен ли заключенный договор? Соответствует ли он правовому положению Банка России и его функциям?

     Данный  договор не правомерен. Банк России не вправе распоряжаться средствами федерального бюджета, а так же Правительство не отвечает по обязательствам Банка России, который в свою очередь по обязательствам Правительства. 

 

Список использованной литературы 

    1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)»

    2. Апель А. Основы финансового права – краткий курс лекций, СПб, 2005.

    3. Воронов Л. К., Давыдова Л. А. и др. Финансовое право. – М., 2006.

    4. Мадрица В.М. Финансовое право. – Ростов-на-Дону, 2006.

    5. Финансы: Учебник / под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2005.

Информация о работе Финансы и финансовая система