Финансы и финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 07:05, контрольная работа

Краткое описание

В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспекта:
* как совокупность экономических отношений , возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
* как совокупность фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Оглавление

1. Понятие финансов и финансовой системы РФ, ее состав 3
2. Финансовая деятельность Российского государства: понятие, задачи, функции, методы 5
3. Основные направления финансовой и денежно-кредитной политики государства в текущем году 8
4. Конституционные основы финансовой деятельности 10
5. Полномочия Президента РФ и Правительства РФ в области финансов 11
6. Федеральные финансово-кредитные органы и учреждения (задачи, функции, правовое положение) 12
7. Правовые фонды финансовой деятельности 17
8. Задача 20
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Фин деят-ть1.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

 

Содержание 

1. Понятие  финансов и финансовой системы  РФ, ее состав 3
2. Финансовая  деятельность Российского государства:  понятие, задачи, функции, методы 5
3. Основные  направления финансовой и денежно-кредитной  политики государства в текущем  году 8
4. Конституционные основы финансовой деятельности 10
5. Полномочия  Президента РФ и Правительства  РФ в области финансов 11
6. Федеральные  финансово-кредитные органы и  учреждения (задачи, функции, правовое  положение) 12
7. Правовые  фонды финансовой деятельности 17
8. Задача  20
Список  использованной литературы 22

 

1. Понятие финансов  и финансовой системы  РФ, ее состав 

     В экономической  и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспекта:

  • как совокупность экономических отношений , возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
  • как совокупность фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.

     Финансы – это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения – это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

     Финансы Российской Федерации – это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.

     В структуру финансов как целостной  категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

     Финансовый институт – группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

     Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.

     Финансовую систему  РФ составляют следующие институты:

  • бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;
  • внебюджетные целевые фонды;
  • финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • имущественное и личное страхование;
  • кредит (государственный и банковский).

     Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном  уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

     Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих  государственных и административно-территориальных  образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

     В финансовую систему включаются и  негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

     Местные финансы. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

     Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и  используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные  финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.

     Единство  финансовой политики является необходимым  условием, гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 75). 

2. Финансовая деятельность Российского государства: понятие, задачи, функции, методы 

     Реализация  стоящих перед государством задач  связана с необходимостью использования  финансовой системы. В результате оно  осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. финансовую деятельность.

     Итак, финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

     Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что – это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

     Содержание  финансовой деятельности государства  выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий).Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.

     Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

     Среди основных принципов можно выделить следующие:

     1) Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

     2) Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

     3) Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

     4) Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

     Как управляющая  система финансовая деятельность проявляется  в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

     Важнейшим методом собирания денежных средств  в государственные (Федеральный  бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты является налоговый метод – метод установления налогов.

     Аналогичным методом собирания денежных средств  является метод обязательных платежей (взносов) в государственные внебюджетные фонды. В литературе их принято называть «социальными» налогами. В отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов – покупка государственных ценных бумаг, пожертвований, вклады в банки и т.д.

     При распределении и использовании  государственных денежных средств  применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

     Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств.

     Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций. 

3. Основные направления  финансовой и денежно-кредитной  политики государства  в текущем году 

     В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.

Информация о работе Финансы и финансовая система