Финансовая система Турции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 15:59, реферат

Краткое описание

Турция - это история, которая всегда рядом с нами, которая оставила здесь свои бесчисленные автографы. Это бесчисленное количество памятников тысячелетней давности, средневековые дворцы и храмы, мавзолеи и мечети. Это и один из крупнейших город-порт Турции - Стамбул. Здесь памятники старины соседствуют с современными небоскребами, фабриками, заводами, университетами, театрами, музеями.

Оглавление

Турция: основная характеристика
Основные тенденции развития экономики Турции на современном этапе
Валюта и финансы

Файлы: 1 файл

Турция фин система.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Содержание 

  1. Турция: основная характеристика
  2. Основные тенденции развития экономики Турции на современном этапе
  3. Валюта и финансы
 
 
 
  1. Турция: основная характеристика.

   Если  мерить Турцию европейскими масштабами, то не считая Российскую Федерацию, она  по населению пятая после ФРГ, Англии, Италии и Франции, а по территории - первая. Различий в ее топографии, растительности и климате больше, чем во многих других странах сопоставимого размера. В Турции есть пустыни и высокие горы, леса и степи, горные луга и субтропические побережья. Климат настолько разнообразен, что любые народы мира, кроме эскимосов и жителей влажных тропиков, нашли бы для себя в Турции подходящие условия.

   Турция - это история, которая всегда рядом  с нами, которая оставила здесь  свои бесчисленные автографы. Это бесчисленное количество памятников тысячелетней давности, средневековые дворцы и храмы, мавзолеи и мечети. Это и один из крупнейших город-порт Турции -  Стамбул. Здесь памятники старины соседствуют с современными небоскребами, фабриками, заводами, университетами, театрами, музеями.

   В Турции есть богатство, которое никогда  не истощается - тысячи километров побережья, солнца и моря, поэтому Эгейское побережье называют бирюзовым ожерельем  Турции". И зная это начинаешь  понимать, почему сюда рвались завоеватели на протяжении всей истории. 

   Если  мерить Турцию европейскими масштабами, то не считая Российскую Федерацию, она  по населению пятая после ФРГ, Англии, Италии и Франции, а по территории - первая. Различий в ее топографии, растительности и климате больше, чем во многих других странах сопоставимого размера. В Турции есть пустыни и высокие горы, леса и степи, горные луга и субтропические побережья. Климат настолько разнообразен, что любые народы мира, кроме эскимосов и жителей влажных тропиков, нашли бы для себя в Турции подходящие условия.

     Турция  расположена на восточном полушарии. Ее площадь(включая внутренние водоемы) 779 тыс.452 кв. км. Основная часть территории Турции - 97% - расположена в Азии и  только 3% - в Европе. Географическая особенность Турции - расположение на перекрестке важных путей, с древности соединяющих Европу с Азией, черноморские страны и народы с средиземноморскими. Ныне через территорию Турции пролегают шоссейные и железнодорожные магистрали, связывающие  Европу со многими странами Азии. Максимальная протяженность турецкой территории с запада на восток 1600 км, с севера на юг 600 км. То есть с трех сторон, омывается морями: на севере - Черным морем, на западе - Эгейским, на юге - Средиземным. Европейская и азиатская части Турции отделены друг от друга водной системой, образующей морской проход из Черного моря в Эгейское и включающей Мраморное море пролива Босфор и Дарданеллы. В южной части Босфора и Золотого Рога Мраморного моря расположен один из красивейших городов мира и самый большой город Турции -Стамбул.

     На  территории Турции насчитывается более 100 видов полезных ископаемых. Страна располагает многими видами рудного, горно-химического, топливно-энергетического  сырья. В первую очередь следует  назвать хромовые, вольфрамовые, медные руды, бораты, мрамор, уголь и др. На долю Турции приходится 25% общемирового запаса ртути. Турция располагает огромными топливно-энергетическими ресурсами - нефть, уран, бурый уголь, каменный уголь. 

   В момент образования Турецкой республики численность ее населения была определена в 12532 тыс. человек. Всего в стране проведено 12 переписей. С 1927года население Турции возросло в 4.4 раза, при чем только с 1950 по 1985 г.г. - в 2.5раза. Быстрый рост населения остается важной проблемой страны.

   Распределение жителей по территории Турции происходит крайне неравномерно. Наиболее густо заселены побережья Мраморного Черного морей, затем районы, прилегающие к Эгейскому морю. Самый густо населенный город - Стамбул, и самый малонаселенный - Ханяри.

   Основное  население страны - турки. В стране еще проживают свыше 25национальных меньшинств: курды, арабы, греки, черкесы, армяне, евреи, грузины, лази и т.д. По вероисповеданию турки - мусульмане. Государственный язык -турецкий. 

  1. Основные  тенденции развития экономики Турции на современном этапе

Несмотря  на высокие цены на энергоносители, турецкая экономика в первые месяцы прошлого года развивалась ускоренными  темпами благодаря высокому внутреннему  спросу, возросшему вследствие значительного  снижения стоимости заемных средств. В целом за 2009 г. прирост ВНП составил 6,1%. Однако негативным явлением оставалась неравномерность экономического развития. Так, в предыдущем году в Турции был зарегистрирован спад, причем на ту же величину.

          Опережающими темпами развивалась торговля, что способствовало увеличению ее участия в формировании ВВП. Доля сельского хозяйства наоборот сокращалась, хотя и оставалась более высокой, чем в странах, входящих в ЕС.

     В 2009 г. в обстановке возросшего внутреннего спроса и укрепления национальной валюты (до ноября указанного года) импорт в Турцию увеличился на 33,1% (по сравнению с сокращением на 11,4% в 1999 г.) и был близок к 54млрд.долл. (в ценах сиф). Экспорт вырос в меньшей степени - на 3,4% - до 27,3млрд.долл. (в ценах фоб). Дефицит внешнеторгового баланса увеличился на 89,1%,тогда как в предыдущем году имело место его уменьшение на 25,6%. 

     В прошлом году отмечалось увеличение турецких закупок почти по всем товарным группам. Быстрее всего рос ввоз потребительских товаров, что привело  к повышению их доли в общем объеме импорта в Турцию. Доля средств производства, наоборот, снизилась. В поставках из Турции отмечалось некоторое сокращение удельного веса сельскохозяйственной продукции и небольшое увеличение - промышленных товаров. Золотовалютные резервы Турции в последние годы оставались на высоком уровне. Финансовые трудности страны повлияли не только на объеме золотовалютных резервов, но и на внешнюю задолженность, которая в 2009 г. выросла на 11%. Доля краткосрочного долга несколько увеличилась - с 22,8 до25,3%. Финансовые проблемы страны резко обострились в ноябре 2009 г., когда вследствие политических ошибок, ухудшения конкурентоспособности, а также из-за недостатков, присущих системе привязки курса национальной валюты, Турция подверглась спекулятивной атаке извне. Усиление нестабильности вызвало резкий рост банковских процентных ставок: по суточным ссудам они выросли до 2000%.Частичная нормализация произошла после решения МВФ об оказании Турции срочной финансовой поддержки в размере 10,4 млрд.долл. В результате ставки снизились, оставаясь, тем не менее, более высокими, чем вначале года. Сказался рост премии за риск.

Введение "плавающего" курса турецкой лиры 22 февраля текущего года фактически означало отказ от программы реформ, согласованной с МВФ в конце 1999 г. Фонд предоставил Турции пакет помощи в 15 млрд. СПЗ, что превратило ее в крупнейшего должника этой международной финансовой организации. 

          С февраля 2009 г. турецкая лира потеряла половину своей стоимости относительно доллара. Слабая национальная валюта оказала благоприятное воздействие на положение экспортеров и операторов в сфере туризма. В то же время внутренний спрос под влиянием всплеска инфляции существенно снизился.  

     В условиях экономического спада внутри страны и замедления темпов развития мировой экономики Турции приходится добиваться новых кредитов от МВФ и от правительств иностранных государств для ликвидации дефицита финансовых средств в 2009 году. На недавних переговорах с МВФ турецкая сторона запросила 9 млрд.долл., значительная часть которых должна пойти на уменьшение долгового бремени, которое заметно выросло вследствие повышения банковских процентных ставок. Обслуживание задолженности перед МВФ обошлось Турции в 2009 г. в 5 млрд.долл. Отсрочка выплат возможна в рамках вышеупомянутого пакета помощи.

     МВФ рекомендует Турции установить со следующего года целевой показатель уровня инфляции вместо ползущей привязки национальной валюты, которая практиковалась до февральского кризиса 2008 года. Привязка была рассчитана на замедление инфляции путем предотвращения падения курса турецкой лиры. Установление целевого показателя инфляции будет сопровождаться предоставлением ЦБ полномочий по использованию кредитно-денежных механизмов и процентных ставок для контроля за инфляцией, которая пока достигает значительной величины - 74,7% в сентябре (по оптовым ценам: в перерасчете на год).

          После терактов в США согласование  усложнилось. Несмотря на высокие  цены на нефть и возросший  потребительский спрос уровень  инфляции снизился благодаря жесткой крединоденежной и бюджетно-финансовой политике. Рост оптовых цен в 2009 г. составил 32,7%, а потребительских - 39%.

     МВФ рекомендует турецкому правительству  ускорить приватизацию и за счет полученных доходов пополнить государственную казну. В ближайшее время разгосударствлению должны быть "Turk Telekom", "Turkish Airlines", сталелитейное предприятие "Erdemir", государственно-монополитические объединения в сахарной, табачной и газовой промышленности. В ходе приватизационной кампании намечается активизировать меры по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые пока остаются недостаточно крупными - нетто-приток составил порядка 100 млн.долл.

     МВФ требует от Турции коренной перестройки  банковского сектора. Стоимость  реформ в этой сфере оценивается в огромную  величину - 24% ВНП рассматриваемой страны. Уже предприняты шаги по укреплению юридической базы для ограничения вмешательства влиятельных политических сил в работу банков. Изменения в законодательстве существенно облегчили проведение слияний банковских компаний и процедуру их банкротства. Ограничения на кредитование банками связанных с ними партий и на операции нефинансового характера намечено привести в соответствие с нормами, действующими в ЕС, к 2006 г. и 2009г.

            Государственные банки, еще в недалеком прошлом осуществлявшие половину всех операций в рассматриваемом секторе, за последнее десятилетие понесли операционные убытки в 20 млрд.долл. в основном из-за предоставления льготных займов фермерским хозяйствам и малым предприятиям. Чтобы устранить такие проблемы в будущем, три государственных банка были поставлены под контроль специального комитета, состоящего из финансистов высокой квалификации. Новая структура планирует в течение трех лет провести реструктуризацию крупнейших государственных банков, а затем приватизировать две крупные низкорентабельные компании - "Ziraatbank" и "Halkbank". Третий государственный банк, имеющий пассивный баланс в размере более 0,5 млрд.долл.,-"Emlakbank" - подлежит ликвидации, несмотря на противодействие со стороны контролирующей его политической партии. Четвертый банк "Vakifbahk" является рентабельным коммерческим банком, находящимся в государственной собственности. Он подлежит приватизации при благоприятном положении на рынке.

          Государственный фонд страхования депозитов (подразделение Управления по банковскому регулированию и надзору) начал процедуры банкротств в отношении 13 частных банков, которым ранее была оказана государственная помощь в рамках сильно критиковавшейся общей системы гарантий для банковских депозитов. В середине текущего года было получено 4 предложения по банку "Demirbank", в том числе со стороны таких крупных финансовых учреждений, как "HSBС" и "Unicredito de Italia". Банки, которые не смогут привлечь покупателей из частного сектора, к концу текущего года должны быть закрыты после слияния в один или два так называемых переходных банка. Для платежеспособных частных банков установлен предельный срок - конец года - для выполнения требований о достаточности собственного капитала.

           В случае введения новых правил  важным стимулом для развития  банковского дела в Турции  станет первое слияние между  рентабельным частным турецким  и крупным иностранным банком. Особый интерес в этой связи  вызывают переговоры между крупнейшей банковской группой Италии "Intesa" и "Garanti", первым и пока единственным среди четырех ведущих частных банков Турции, занимающихсяпоисками стратегического партнера за рубежом.

           Пока большинство иностранных  банков представлены в Турции лишьнебольшими подразделениями. Усилие их присутствия приведет к ускорению консолидации среди 25 частных банков. Пока же число банков в Турции растет (с 66в 1990 г. до 79 в конце 2005 г.), в то время как в развитых странах - сокращается вследствие процесса консолидации. Уровень банковских процентных ставок в Турции остается высоким, хотя и испытывает тенденцию  к снижению: если в середине апреля 2009 года он составлял в среднем 65%, то к концу декабря, понизился до 25%.

Помимо  глубокого реформирования банковской сферы, западные экономисты в условиях значительного открытия турецкой экономики по отношению к ЕС рекомендуют Турции сделать ставку на два "беспроигрышных" направления -превратить страну в мощный узел трансграничной инфраструктуры, в том числе транзитного значения, и вывести на качественно новый уровень сферу туризма, которая уже превратилась в высокодоходную отрасль национальной экономики.

           По первому из указанных направлений  разработаны и начали реализовываться  ряд мега проектов. Следующие годы станут периодом активного строительства на территории Турции международных трубопроводов. Согласованы детали сооружения нефтепровода протяженностью 1746 км с каспийских месторождений в районе Баку через Грузию в турецкий средиземноморский порт Джейхан. В 2008 - 2010 гг. по этой магистрали будет перекачиваться более 1 млн.т. нефти в сутки. Основными потребителями станут западноевропейские страны.

Информация о работе Финансовая система Турции