Федеральное Собрание РФ как участник финансовых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время высший представительный и законодательный орган в разных странах имеет разное название. «Парламент» как собственное наименование для обозначения данного органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии, Молдове, Казахстане и др. В США и большинстве стран Латинской Америки парламент называется конгрессом, в Норвегии - стортингом, в Литве и Латвии - сеймом и так далее.
В Российской Федерации парламентом является Федеральное Собрание. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Федеральное Собрание относят к органам законодательной власти.

Оглавление

Введение………………………………………………...................……………2
Глава 1. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений.
1.1. Субъекты финансового права: определение и классификация ……......4
1.2. Субъекты финансовых правоотношений...................................................8
Глава 2. Федеральное Собрание РФ как участник финансовых правоотношений.
2.1. Функции Федерального Собрания............................................................12
2.2. Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов................................................................................................................17
Заключение………………………………………………………….................22
Использованная литература……………………………………….................23

Файлы: 1 файл

Курсовая Фед Соб фин пр (1).doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………...................……………2

Глава 1. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений.

1.1. Субъекты финансового права: определение и классификация ……......4

1.2. Субъекты финансовых правоотношений...................................................8

Глава 2. Федеральное Собрание РФ как участник финансовых правоотношений.

2.1. Функции Федерального Собрания............................................................12

2.2. Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов................................................................................................................17

Заключение………………………………………………………….................22

Использованная литература……………………………………….................23

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время высший представительный и законодательный орган в разных странах имеет разное название. «Парламент» как собственное наименование для обозначения данного органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии, Молдове, Казахстане и др. В США и большинстве стран Латинской Америки парламент называется конгрессом, в Норвегии - стортингом, в Литве и Латвии - сеймом и так далее.

В Российской Федерации парламентом является Федеральное Собрание. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Федеральное Собрание относят к органам законодательной власти.

     Регулируя общественные  отношения, финансовое право, определяет  круг участников или субъектов  этих отношений, наделяет их юридическими  правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное                   образование, распределение и использование государственных денежных фондов. 

      Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

     Догмы финансового права знать необходимо, так как, только изучив принципы, основы и источники финансового права, субъекты финансового права и финансовых правоотношений, порядок участия в них, способы защиты прав и законных интересов, человек может оценить  финансовое законодательство, особенно в тех случаях, когда это касается его                       лично.      

  Деятельность государства в области финансов, правовые принципы регулирования денежных потоков, налоговая система, формирование доходной и расходной части бюджетов - все это подразумевает непосредственное участие в финансовом движении денежных средств, как  юридических лиц, так и доходов/расходов рядовых граждан.     

  Незнание законов, в частности отсутствие знаний финансового и  налогового законодательства, как известно, не может освободить человека от ответственности.

         Поэтому, доскональное изучение теории финансовых правоотношений государства и гражданина, государства и бизнеса (юридического лица) помогает избегать ошибок при проведении тех или иных финансовых мероприятий, а также помогут полноценно применять полученные знания на практике для реализации своих прав, гарантированных нормами Российского законодательства. 

      Целью данной работы:

- изучить современное российское  законодательство финансовой отрасли  права в области института  субъектов финансового права  и финансовых правоотношений;

- рассмотреть основные виды субъектов финансового права и выделение их иерархии;

- рассмотреть Федеральное Собрание  РФ как участника финансовых  правоотношений.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений.

1.1. Субъекты финансового  права: определение и классификация.

     Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

      Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм.

       Особенности круга  субъектов финансового права  состоит в том, что в него  входят три основные группы, на  которые подразделяются субъекты  российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты. Каждая из них отличается своеобразием.

      Возможно, подразделение  субъектов финансового права  и на две группы: организации, куда входят две первые из названных выше групп, и  граждане (или физические лица) в качестве индивидуальных субъектов. Такая классификация также целесообразна и имеет значение при рассмотрении ряда вопросов (например, об ответственности субъектов финансового права). Однако подразделение на три группы полнее раскрывает особенности круга субъектов финансового права.1

      В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа; муниципальные образования – городские, сельские поселения и иные территории; административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования; административно-территориальные образования особого режима.

        Такой круг  субъектов свойствен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство  закрепляет право на государственный  или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами или органами местного самоуправления, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность бюджета государству и его территориальному подразделению является и необходимым атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу – государство, автономию, муниципальное образование. В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают целым комплексом прав на получение определенных бюджетных доходов и использование их для социально-экономического развития соответствующей территории.2

        Российская  Федерация, ее субъекты и муниципальные  образования выступают субъектами  права и в других финансовых  отношениях: например, в отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (или муниципальных) займов, при использовании банковского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств. Соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, края, области и т.д., которые и являются носителями прав и обязанностей.

        Коллективными  субъектами финансового права  являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и  некоммерческие организации.

        Органы государственной  власти и управления относятся  к числу субъектов финансового  права, участие которых обязательно  в финансовых правоотношениях.

        В их круг  входят: органы представительной  власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти – как органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции – министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов.

         Особую  группу составляют органы местного  самоуправления, осуществляющие самостоятельное  решение финансовых вопросов  местного значения (ст. 12, 132 Конституции  РФ).

         Юридические  права и обязанности органов  государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятельности государства, муниципальных образований, подлежащую обязательной реализации. Компетенция соответствующего органа распределяется между его структурными подразделениями и должностными лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий.

        Широкий круг  субъектов финансового права  представляют предприятия и иные  коммерческие организации различных  организационно-правовых форм и форм собственности. В качестве основной цели своей деятельности они преследуют извлечение прибыли и действуют на праве хозяйственного ведения.

       Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой казенные предприятия как форма государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая область финансов.3

         Индивидуальные  субъекты финансового права, или физические лица, – это граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.).

       Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ – они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов. Оно основано на положениях Конституции России (ч. 1 ст. 32).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Субъекты финансовых  правоотношений.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются от правоотношений иных отраслей права тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) либо высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

Классификация финансовых правоотношений. Финансовые правоотношения можно классифицировать: а) по материальному содержанию они делятся в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права на следующие виды: бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; неналоговые правоотношения; финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании; финансовые правоотношения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения; б) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между: органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции; вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами; предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами; финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями; финансовыми органами и гражданами; самими финансово-кредитными органами; в) В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными. Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные денежные фонды.4

Информация о работе Федеральное Собрание РФ как участник финансовых правоотношений