Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 17:23, курсовая работа
В настоящее время высший представительный и законодательный орган в разных странах имеет разное название. «Парламент» как собственное наименование для обозначения данного органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии, Молдове, Казахстане и др. В США и большинстве стран Латинской Америки парламент называется конгрессом, в Норвегии - стортингом, в Литве и Латвии - сеймом и так далее.
В Российской Федерации парламентом является Федеральное Собрание. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Федеральное Собрание относят к органам законодательной власти.
Введение………………………………………………...................……………2
Глава 1. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений.
1.1. Субъекты финансового права: определение и классификация ……......4
1.2. Субъекты финансовых правоотношений...................................................8
Глава 2. Федеральное Собрание РФ как участник финансовых правоотношений.
2.1. Функции Федерального Собрания............................................................12
2.2. Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов................................................................................................................17
Заключение………………………………………………………….................22
Использованная литература……………………………………….................23
Содержание
Введение………………………………………………....
Глава 1. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений.
1.1. Субъекты финансового права: определение и классификация ……......4
1.2. Субъекты финансовых
Глава 2. Федеральное Собрание РФ как участник финансовых правоотношений.
2.1. Функции Федерального Собрания.
2.2. Бюджетные полномочия
Заключение……………………………………………………
Использованная литература……………………………………….....
Введение
В настоящее время высший представительный и законодательный орган в разных странах имеет разное название. «Парламент» как собственное наименование для обозначения данного органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии, Молдове, Казахстане и др. В США и большинстве стран Латинской Америки парламент называется конгрессом, в Норвегии - стортингом, в Литве и Латвии - сеймом и так далее.
В Российской Федерации парламентом является Федеральное Собрание. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Федеральное Собрание относят к органам законодательной власти.
Регулируя общественные отношения, финансовое право, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов.
Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.
Догмы финансового права знать необходимо, так как, только изучив принципы, основы и источники финансового права, субъекты финансового права и финансовых правоотношений, порядок участия в них, способы защиты прав и законных интересов, человек может оценить финансовое законодательство, особенно в тех случаях, когда это касается его лично.
Деятельность государства в области финансов, правовые принципы регулирования денежных потоков, налоговая система, формирование доходной и расходной части бюджетов - все это подразумевает непосредственное участие в финансовом движении денежных средств, как юридических лиц, так и доходов/расходов рядовых граждан.
Незнание законов, в частности отсутствие знаний финансового и налогового законодательства, как известно, не может освободить человека от ответственности.
Поэтому, доскональное изучение теории финансовых правоотношений государства и гражданина, государства и бизнеса (юридического лица) помогает избегать ошибок при проведении тех или иных финансовых мероприятий, а также помогут полноценно применять полученные знания на практике для реализации своих прав, гарантированных нормами Российского законодательства.
Целью данной работы:
- изучить современное
- рассмотреть основные виды субъектов финансового права и выделение их иерархии;
- рассмотреть Федеральное
Глава 1. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений.
1.1. Субъекты финансового права: определение и классификация.
Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.
Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм.
Особенности круга
субъектов финансового права
состоит в том, что в него
входят три основные группы, на
которые подразделяются
Возможно, подразделение субъектов финансового права и на две группы: организации, куда входят две первые из названных выше групп, и граждане (или физические лица) в качестве индивидуальных субъектов. Такая классификация также целесообразна и имеет значение при рассмотрении ряда вопросов (например, об ответственности субъектов финансового права). Однако подразделение на три группы полнее раскрывает особенности круга субъектов финансового права.1
В первую группу субъектов финансово-правовых
отношений (государство и его территориальные
подразделения) входят: Российская Федерация;
субъекты Российской Федерации – республики,
края, области, города федерального значения
– Москва и Санкт-Петербург, автономная
область, автономные округа; муниципальные
образования – городские, сельские поселения
и иные территории; административно-
Такой круг
субъектов свойствен, в частности,
бюджетным правоотношениям. Законодательство
закрепляет право на
Российская
Федерация, ее субъекты и муниципальные
образования выступают
Коллективными
субъектами финансового права
являются государственные и общ
Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях.
В их круг входят: органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти – как органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции – министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов.
Особую
группу составляют органы
Юридические
права и обязанности органов
государственной власти и местн
Широкий круг
субъектов финансового права
представляют предприятия и
Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой казенные предприятия как форма государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая область финансов.3
Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица, – это граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.).
Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ – они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов. Оно основано на положениях Конституции России (ч. 1 ст. 32).
1.2. Субъекты финансовых правоотношений.
Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.
Финансовые правоотношения отличаются от правоотношений иных отраслей права тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) либо высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.
Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).
Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.
Классификация финансовых правоотношений. Финансовые правоотношения можно классифицировать: а) по материальному содержанию они делятся в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права на следующие виды: бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; неналоговые правоотношения; финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании; финансовые правоотношения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения; б) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между: органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции; вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами; предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами; финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями; финансовыми органами и гражданами; самими финансово-кредитными органами; в) В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными. Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные денежные фонды.4
Информация о работе Федеральное Собрание РФ как участник финансовых правоотношений