Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:18, курсовая работа
Деньги находятся в постоянном движении между гражданином, хозяйствующим субъектом и органами государственной власти. Непрерывно протекающий во времени оборот денег представляет собой денежный поток, который ограничен начальными и конечными точками отсчета. Денежный поток, при котором движение денег связано с выполнением своих функций, представляет собой денежное обращение.
Введение………………………………..…………………………………………3
Глава 1. Система денежного обращения в РФ…………………………….....6
Глава 2. Особенности правового регулирования денежного обращения в РФ……………………………………………………………………………..….11
Глава 3. Правовые основы безналичных расчетов……………..…………18
Заключение…………………………………………………………………..….26
Список использованных источников………………
Инкассовое поручение – является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
Банком России, в соответствии с его полномочиями по регулированию денежно-кредитной системы и организации расчетов по вопросу, касающемуся безналичных расчетов, утверждено Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 12 апреля 2001 г. № 2-П.11 Указанное Положение детально регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте РФ и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также устанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов. Следует заметить, что указанное Положение не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц.
Итак, порядок и организация наличного денежного обращения в РФ закрепляется в основном в подзаконных нормативных актах Центрального банка Российской Федерации. Ограничения использования наличной денежной массы для расчетов установлены исключительно для юридических лиц. Государственная денежно-кредитная политика не направлена на сокращение наличного денежного обращения за счет увеличения доли безналичных расчетов с участием физических лиц. Необходимо безотлагательно разработать специальную долгосрочную федеральную программу развития системы безналичных расчетов в секторе национальной экономики. Главной задачей такой общефедеральной программы, должно стать ускоренное и сбалансированное развитие в Российской Федерации различных форм и видов безналичных расчетов населения при одновременном снижении доли расчетов наличными деньгами, пользующихся сейчас наибольшим распространением. Без принятия на федеральном уровне указанной программы проблематично ликвидировать серьезное отставание России от цивилизованных стран в области развития системы денежного обращения. В свою очередь, данная федеральная программа должна быть подкреплена необходимыми экономическими, правовыми и организационно-техническими мероприятиями. Для этого необходимо подвести под розничные безналичные расчеты более прочную правовую базу, разработать и принять законы:
Целесообразно включить в действующий
Федеральный закон «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»
юридическую норму, предусматривающую
наделение Банка России правом устанавливать
предельный размер одного платежа наличными
деньгами, осуществляемого отдельными
российскими гражданами и предпринимателями
без образования юридического лица при
денежных расчетах с третьими лицами за
приобретаемые товары, выполненные работы
и услуги производственно-технического
и потребительского характера. Согласно
Федеральному закону «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»
в настоящее время Банк России определяет
размер одного такого платежа лишь в отношении
взаимных расчетов между юридическими
лицами, проводимых ими с использованием
наличных денег.
Заключение
Правовое регулирование денежной системы означает, что денежная система России, как и любого другого государства является объектом правотворчества компетентных органов. Денежная система России имеет конституционную основу. В соответствии с Конституцией РФ финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки относятся к предметам исключительного ведения Российской Федерации. Таким образом, денежная система является одновременно объектом правового регулирования конституционного права и финансового права.
Непосредственное правовое регулирование денежной системы осуществляется нормами финансового права, которые определяют статус денежной системы РФ, устанавливают признаки платежеспособности денежных знаков, регулируют порядок обращения наличных денег, основы организации и формы расчетов и т. п. Именно посредством финансово-правового регулирования обеспечивается действенное функционирование денежной системы.
Комплексное финансово-правовое регулирование денежной системы осуществляется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Определенные общественные отношения в сфере денежной системы регулируются Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Вопросы финансово-технического характера, обеспечивающие функционирование денежной системы (изготовление денежных знаков, правила их перевозки, хранения и инкассации, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков и порядка платежей, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и др.), регулируются нормативными актами Центрального банка РФ, издаваемыми в соответствии с действующим законодательством.
В целях развития политики государства по ограничению налично-денежного обращения при необходимости принимаются нормативные акты и по отдельным аспектам наличного денежного обращения. Значимость денежной системы для развития всего государства обусловила ее правовое регулирование и иными отраслями права.
Так, нормы гражданского права устанавливают право собственности на деньги (денежные знаки) и порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера. Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения. Наиболее строгие меры ответственности за совершение правонарушений, направленных против функционирования и устойчивости денежной системы (в основном — фальшивомонетничество), установлены УК РФ.
Таким
образом, денежная система России представляет
собой типичную современную бумажно-денежную
систему с использованием знаков стоимости,
не разменных на золото, регулируемую
Центральным банком РФ посредством экономических
нормативов и инструментов денежно-кредитной
политики
Список используемых источников
Нормативные
правовые акты и другие
официальные документы
Специальная
литература
Материалы
судебной практики