Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:18, курсовая работа
Деньги находятся в постоянном движении между гражданином, хозяйствующим субъектом и органами государственной власти. Непрерывно протекающий во времени оборот денег представляет собой денежный поток, который ограничен начальными и конечными точками отсчета. Денежный поток, при котором движение денег связано с выполнением своих функций, представляет собой денежное обращение.
Введение………………………………..…………………………………………3
Глава 1. Система денежного обращения в РФ…………………………….....6
Глава 2. Особенности правового регулирования денежного обращения в РФ……………………………………………………………………………..….11
Глава 3. Правовые основы безналичных расчетов……………..…………18
Заключение…………………………………………………………………..….26
Список использованных источников………………
Содержание
Введение………………………………..……………………
Глава 1.
Система денежного
обращения в РФ…………………………….....
Глава 2.
Особенности правового
регулирования денежного
обращения в РФ…………………………………………
Глава 3. Правовые основы безналичных расчетов……………..…………18
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………….….28
Введение
Деньги находятся в постоянном движении между гражданином, хозяйствующим субъектом и органами государственной власти. Непрерывно протекающий во времени оборот денег представляет собой денежный поток, который ограничен начальными и конечными точками отсчета. Денежный поток, при котором движение денег связано с выполнением своих функций, представляет собой денежное обращение.
Денежная система - устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством.1
Правовые основы денежной системы Российской Федерации и ее функционирования закреплены ст.75 Конституции РФ, Законом РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)», ст. 140 ГК РФ, а также рядом других нормативных актов. Официальной денежной единицей России является рубль. Банку России принадлежит монопольное право выпуска в обращение (и изъятия из него) наличных денег. Выпускаются они в виде банковских билетов, именуемых банкнотами, и металлической монеты.
Банкноты и монеты в равной мере являются безусловными обязательствами Банка РФ и обеспечиваются всеми его активами; официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами в настоящее время не устанавливается. Банк России в соответствии с национальным законодательством регулирует курс рубля к денежным единицам иностранных государств.
Платежи на территории РФ осуществляются в виде наличных или безналичных расчетов. Однако проблема контроля за движением денежных средств в обороте с участием юридических лиц, а также необходимость соблюдения существующего порядка налогообложения в сфере предпринимательства обусловили ограничение расчетов наличными деньгами. Деньги по своей материальной природе обладают признаками, свойственными родовым и делимым вещам. Например, долг в сумме ста тысяч рублей может быть погашен различным количеством банковских билетов разного достоинства. Главное, чтобы в сочетании они содержали количество денежных единиц, равное сумме долга.
Деньги могут выступать основным (самостоятельным) объектом гражданского правоотношения, например, в договорах дарения, займа. Но чаще всего они - всеобщий эквивалент стоимости основного объекта правоотношения, т. е. любой другой вещи, участвующей в гражданском обороте. По этой причине правоотношения, возникающие по поводу товаров, при наличии необходимых юридических фактов трансформируются в денежные правоотношения.
При определенных условиях деньги утрачивают признаки родовых вещей. Индивидуализация денег допускается для достижения каких-либо дозволенных законом целей (коллекционирование, использование в качестве вещественных доказательств и др.) и осуществляется путем записи номера каждой банкноты. Индивидуализация банкноты превращает ее в неделимую вещь; на нее распространяются общие правила об имуществе, за некоторыми исключениями.
Под денежным обращением
Цель данной работы: рассмотреть правовые основы денежной системы и денежного регулирования в РФ.
Задачами работы будут: дать общую характеристику
денежной системы РФ; раскрыть ее правовые
основы, охарактеризовать нормативно
правовую базу, регулирующую денежную
систему РФ.
Глава
1. Система денежного
обращения в РФ
Деньги представляют собой универсальное платежное средство, средство выражения стоимости и всеобщий условный эквивалент. Деньги сами по себе являются товаром, который свободно обменивается на любой другой вид товара. Сущность денег проявляется в их основных функциях:
Денежная система – это устройство денежного обращения, закрепленное в законодательном порядке, или вся совокупность денежных знаков, находящихся в обращении на территории России.2 Денежная система любой страны состоит, как правило, из целого ряда элементов: денежной единицы; масштаба цен; вида денег; порядка эмиссии денег и их обращения; государственного аппарата, осуществляющего регулирование денежного обращения. Организация и функционирование денежной системы относится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная система государства отражает состояние его экономики. Деньги, обслуживающие оборот общественного продукта, выступают в двух формах: в форме обращения наличных денег; в форме безналичных денежных расчетов. Законодательством каждой страны определяется собственная структура денежной системы, а, следовательно, и денежного обращения, как ее основы. В общем виде денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее оборот общественного продукта, а также нетоварные платежи и расходы.
В настоящее время создана денежная система, включающая официальную денежную единицу (банкноты Банка России, а также металлическую монету); эмиссию наличных денег; организацию наличного денежного обращения. В соответствии с гл. VI Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек.3 Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей. Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ. В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществлять эмиссию наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.
Регулирование денежного обращения в
стране осуществляется с помощью таких
операций, как денежная реформа и деноминация.
Денежная реформа - полное или частичное
преобразование денежной системы, проводимое
государством с целью стабилизации и укрепления
денежного обращения. Деноминация в отличие
от денежной реформы является технической
операцией, выражающейся в замене старых
денег новыми с приравниванием одной денежной
единицы в новых знаках к большему количеству
рублей в старых знаках. Ведение кассовых
операций на предприятиях и организациях
регулирует письмо от 4 октября 1993 г. N 18
«Об утверждении "Порядка ведения кассовых
операций в Российской Федерации», основные
моменты которого предписывают следующее.4
Предприятия, объединения, организации
и учреждения независимо от организационно-правовых
форм и сферы деятельности обязаны хранить
свободные денежные средства в учреждениях
банков (банках). Предприятия производят
расчеты по своим обязательствам с другими
предприятиями, как правило, в безналичном
порядке через банки или применяют другие
формы безналичных расчетов, устанавливаемые
Банком России в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Для осуществления
расчетов наличными деньгами каждое предприятие
должно иметь кассу и вести кассовую книгу
по установленной форме. Прием наличных
денег предприятиями при осуществлении
расчетов с населением производится с
обязательным применением контрольно-кассовых
машин. Наличные деньги, полученные предприятиями
в банках, расходуются на цели, указанные
в чеке. Предприятия могут иметь в своих
кассах наличные деньги в пределах лимитов,
установленных банками, по согласованию
с руководителями предприятий. При необходимости
лимиты остатков касс пересматриваются.
Предприятия обязаны сдавать в банк всю
денежную наличность сверх установленных
лимитов остатка наличных денег в кассе
в порядке и сроки, которые согласованы
с обслуживающими банками.5 Наличные
деньги могут быть сданы в дневные и вечерние
кассы банков, инкассаторам и в объединенные
кассы при предприятиях для последующей
сдачи в банк, а также предприятиям связи
для перечисления на счета в банках на
основе заключенных договоров. Предприятия,
имеющие постоянную денежную выручку,
по согласованию с обслуживающими их банками
могут расходовать ее на оплату труда
и выплату социально-трудовых льгот (в
последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной
продукции, скупку тары и вещей у населения.
Предприятия не имеют права накапливать
в своих кассах наличные деньги сверх
установленных лимитов для осуществления
предстоящих расходов, в том числе на оплату
труда. Выдача денег из выручки одних предприятий,
имеющих постоянную денежную выручку,
на нужды других допускается в отдаленных
местностях, где нет банков, на основе
договора между предприятиями по согласованию
с банками, обслуживающими эти предприятия.
Предприятия имеют право хранить в своих
кассах наличные деньги сверх установленных
лимитов только для оплаты труда, выплаты
пособий по социальному страхованию и
стипендий не свыше 3 рабочих дней (для
предприятий, расположенных в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, - до 5 дней), включая день получения
денег в банке. Выдача наличных денег под
отчет производится из касс предприятий.
При временном отсутствии у предприятий
кассы разрешается выдавать по согласованию
с банком кассирам предприятий или лицам,
их заменяющим, чеки на получение наличных
денег непосредственно из кассы банка.
Предприятия выдают наличные деньги под
отчет на хозяйственно-операционные расходы,
а также на расходы экспедиций, геологоразведочных
партий, уполномоченных предприятий и
организаций, отдельных подразделений
хозяйственных организаций, в том числе
филиалов, не состоящих на самостоятельном
балансе и находящихся вне района деятельности
организаций, в размерах и на сроки, определяемые
руководителями предприятий. Выдача наличных
денег под отчет на расходы, связанные
со служебными командировками, производится
в пределах сумм, причитающихся командированным
лицам на эти цели. Лица, получившие наличные
деньги под отчет, обязаны не позднее 3
рабочих дней по истечении срока, на который
они выданы, или со дня возвращения их
из командировки предъявить в бухгалтерию
предприятия отчет об израсходованных
суммах и произвести окончательный расчет
по ним. Выдача наличных денег под отчет
производится при условии полного отчета
конкретного подотчетного лица по ранее
выданному ему авансу. Передача выданных
под отчет наличных денег одним лицом
другому запрещается.
Глава 2. Особенности правового регулирования денежного обращения в РФ
Регулирование денежного обращения в РФ осуществляется в соответствии с действующим банковским законодательством и основными направлениями денежно-кредитной политики Российской Федерации. На Банк России возлагаются:
Таким образом, управление денежной системой в РФ основано на централизованных началах и возложено на Банк России. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки отнесены к исключительному ведению самой Федерации.6 Поэтому именно федеральное законодательство составляет правовую основу денежной системы Российской Федерации. Указанные конституционные основы являются и основой финансово-правового регулирования денежной системы. Естественно, денежная система, учитывая многообразие и комплексность отношений, возникающих в сфере ее организации и обращения, является объектом правового регулирования одновременно нескольких отраслей права, в том числе конституционного, гражданского, административного, уголовного. Однако базисными в данной сфере регулирования являются нормы финансового права, поскольку именно они регулируют отношения, связанные с самой организацией (построением, структурой и т.п.) и функционированием денежной системы РФ. Финансово-правовыми нормами регулируются публичные отношения в сфере денежной системы, поэтому они наиболее тесно связаны с государственными интересами и социально-экономическими интересами общества. Основными целями финансово-правового регулирования денежной системы РФ являются разработка и нормативно-правовое закрепление системы мер, обеспечивающих экономический рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного, баланса, смягчение структурных хозяйственных диспропорций в условиях рыночной экономики. Именно нормы финансового права детально регламентируют организацию денежной системы РФ. Кроме того, посредством финансово-правовых норм о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов, определения порядка ведения кассовых операций и т.п. достигается ее эффективное функционирование. Нормы гражданского права, регулирующие отношения права собственности на деньги. Порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера также закреплен в ГК РФ. Деньги в гражданско-правовых отношениях рассматриваются в качестве объекта гражданских прав, отнесенного гражданским законодательством к движимому имуществу, а следовательно, являющегося самостоятельным объектом права собственности (ст. 128, 140 ГК РФ).7 Нормы административного права призваны регулировать отношения ответственности за административные правонарушения в сфере денежной системы и денежного обращения. В настоящее время они получили закрепление в гл. 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг». Статьей 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, ст. 15.2 — за невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.8 Уголовное право регулирует отношения уголовной ответственности за совершение таких преступлений в сфере денежной системы, как изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ), а также изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ). Предусмотрена также уголовная ответственность за злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185 УК РФ).9
Особое значение среди норм, регулирующих денежную систему, имеют нормы банковского права, установленные правовыми актами Банка России (как правило, в форме положений, указаний, инструкций ЦБ РФ, носящих нормативный характер), обеспечивающие функционирование денежной системы посредством урегулирования конкретных вопросов финансово-технического характера (порядка изготовления денежных знаков, правил их перевозки, хранения, инкассации, установления признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и т.п.). Указанные нормы играют своеобразную роль «пускового аппарата»: уточняя и конкретизируя общие положения федерального законодательства о денежной системе, они способствуют процессу их фактической реализации. Банк России, в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции, а также «ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Важно заметить, что, в соответствии с законодательством РФ, Банк России осуществляет свои полномочия в сфере денежного обращения независимо от других органов государственной власти. Это означает, что вмешательство других государственных органов в самостоятельную оперативную деятельность Банка России по реализации им своей основной функции по обеспечению защиты и устойчивости рубля недопустимо. Этому, в свою очередь, способствует закрепленное за Банком России право регулировать объем находящейся в обращении денежной массы, от чего зависит возможность поддержания покупательной способности рубля. Кроме того, обеспечение устойчивости рубля достигается Банком России посредством регулирования учетных ставок при выдаче кредитов, определением валютных и рублевых нормативов для коммерческих банков и установлением в них норматива обязательных резервов.
Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 42 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России может устанавливать ориентиры роста (т.е. ориентировочные цифры) одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Одним из способов обеспечения курса рубля, применяемого Банком России, является также регулирование отношения рубля к иностранной валюте. Это достигается и посредством применения, так называемого валютного коридора, когда Центральный банк РФ гарантирует допустимые пределы колебания курса иностранной валюты по отношению к рублю, используя для этого свои резервы иностранной валюты на межбанковских торгах.