Управление финансовыми ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

В результате функционирования любого предприятия в современных рыночных условиях заинтересован обширный круг участников рыночных отношений, который стремится оценить эффективность деятельности предприятия.
Эффективное управление предприятием заключается в умении рационально распоряжаться финансовыми ресурсами предприятия. Вместе с системой программирования и планитования и методами принятия решений в области менеджмента понимание принципов и технологий финансового менеджмента деятельность предприятия является необходимым условием развития организации. Правильное сочетание принципов и технологий способствует стабильному развитию организации, улучшению его финансового состояния. Поэтому финансовое состояние является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие финансовых ресурсов предприятия и системы управления ими
Сущность,состав и источники финансовых ресурсов предприятия 5
Анализа финансового состояния – как этап управления финансовыми ресурсами предприятия . . . . . . . . . . . . . . . 12
Глава 2 Оценка финансового состояния Шемуршинского лесхоза
2.1. Оценка финансового состояния на основе баланса………………...21
2.2 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия . . 31
2.3 Анализ деловой активности предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Глава 3 Пути улучшения использования финансовых ресурсов
Шемуршинского лесхоза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Заключение ………………………………………………………………………. 51
Список использованной литературы ………………………………………….53
Приложение

Файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ предприятия ЛЕСХОЗА.DOC

— 435.00 Кб (Скачать)

      Внешний анализ базируется на публичных отчетных данных, то есть на весьма ограниченной части информации о деятельности предприятия, которая является достоянием всего общества. Основными источниками информации для внешнего анализа являются бухгалтерский баланс и приложения к нему. Он осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами. Внешний анализ позволяет установить возможности выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

      Внутренний  анализ использует всю информацию о  состоянии дел на предприятии, в  том числе и доступную лишь ограниченному кругу лиц, руководящих деятельностью предприятия. Внутренний финансовый анализ ставит своей целью более глубокое исследование причин сложившегося финансового состояния предприятия, эффективности использования основных и оборотных средств, взаимосвязи показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого в качестве источников информации используются дополнительные данные.

      Таким образом, оценка финансового состояния  предприятия необходима, чтобы определить наличие, размещение и использование  финансовые ресурсов предприятия, а также определить дальнейшие его задачи.

      Информационной  базой для оценки финансового  состояния предприятия является финансовая отчетность. Она представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение  организации на определенную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

      В плановой экономике основными задачами бухгалтерского учета были сбор и  обработка информации для государственных  органов управления –министерств, ведомств, статистических и налоговых органов. Все наиболее важные вопросы о деятельности предприятия решались «сверху». Предприятие рассматривалось лишь как отдельное звено по управлению государственной собственностью, а бухгалтерский учет обеспечивал информацию ее сохранности. Государство являлось одновременно и собственником, и инвестором предприятия.

      В этих условиях отчетность предприятия  служила средством проверки выполнения государственных заданий, правильности отчислений в государственный бюджет и сбора статистической информации. При этом к бухгалтерскому учету и отчетности предъявлялись следующие требования:

    • строгая унификация;
    • ориентация на показатели, отражающие выполнение производственных заданий;
    • рост базы налогообложения и других отчислений в бюджет.

      С переходом к рыночной экономике бухгалтерский учет выполняет принципиально иные функции. Это вызвано тем, что, во-первых, в условиях рынка меняется структура собственности, появляется много новых собственников, которые заинтересованы в результатах деятельности предприятия, поскольку вложили в него свои средства. Во-вторых, предприятие вынуждено искать такие управленческие решения, которые могли бы обеспечить ему победу в конкурентной борьбе и необходимые финансовые результаты. В-третьих, бюджетное финансирование и государственное кредитование в большинстве случаев уже не являются для предприятия основными источниками финансовых ресурсов. Источниками финансирования выступают кредитные ресурсы коммерческих банков, а также средства других потенциальных инвесторов.

      В результате всего этого у предприятия, с одной стороны, возникает потребность в наличии своевременной и полной информации для принятия управленческих решений и оценки результатов. С другой стороны, предприятие должно предоставить соответствующую информацию и тем, кто инвестировал (или собирается инвестировать) в него свои средства, а также проводить отчет перед государством о правильности налоговых отчислений.

      Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике бухгалтерский учет перестает быть счетоводческой и статистической функцией и превращается в инструмент сбора, обработки и передачи информации о деятельности хозяйствующего субъекта для того, чтобы заинтересованные стороны могли принять обоснованные решения о том, как лучше инвестировать имеющиеся средства.

      В силу особого значения отчетности для  принятия финансовых решений, ее регулированию  в странах рыночной экономики  уделяется большое внимание. В частности, существуют принципы и стандарты финансового учета и отчетности, которые разрабатываются соответствующими организациями. Несмотря на национальные различия этих стандартов, наиболее важным их общим качеством является то, что они призваны обеспечивать полноценный поток информации между предприятием и финансовыми рынками.

      Такая работа ведется в настоящее время в России. Однако учет и отчетность российских предприятий в настоящее время находится в стадии трансформации от функций, выполнявшихся ими в условиях плановой экономики, к функциям в условиях рынка.

      По  международным стандартам установлено, что финансовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, сведений о прибылях и убытках, движении денежных средств и собственного капитала, распределении чистой прибыли, а также пояснений и применений, раскрывающих содержание приведенных показателей1. В России состав, содержание, требования и другие методические основы отчетности регламентированы положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), утвержденным приказом Минфина РФ от 8 февраля 1996 г. № 10 с последующими изменениями. Все изменения были вызваны с переходом российской отчетности на международные стандарты. В соответствии с этим отчетность перетерпела значительные изменения.

      Так в новой форме баланса теперь сквозная нумерация (всего 5 разделов). Изменились наименования практически всех разделов бухгалтерского баланса. Наименование отдельных разделов и статей бухгалтерского баланса соответствуют классификации хозяйственных средств организации и их источников по экономическому признаку. За агрегированным показателем бухгалтерской отчетности следует его разукрупнение через перечисление. Это новшество делает информацию, содержащуюся в балансе, более значительной и понятной для широкого круга пользователей.

      Амортизируемое  имущество (основные средства, нематериальные активы, малоценные быстроизнашивающиеся предметы) показывается в балансе в нетто – оценке – по остаточной стоимости. Справочные показатели – балансовая стоимость и начисленный на отчетную дату износ – бухгалтерском балансе не отражаются. Активы и пассивы баланса показываются с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года включительно).

      Весьма  значительные изменения претерпела форма № 2, которая теперь называется «Отчет о прибылях и убытках». Информация, предоставленная в новой форме № 2, стала более аналитичной, детализированной и конкретной. Для инвесторов и аналитиков эта форма во многих отношениях важнее, чем баланс, так как в ней содержится динамическая информация о том, каких успехов достигло предприятие в течении года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности.

      Данные  формы № 2 позволяют проводить  анализ финансового результата деятельности организации как по общему объему в динамике, так и по структуре, а так же факторный анализ прибыли и рентабельности.

      Пояснения к балансу и отчету о прибылях и убытках должны содержать расшифровку  отдельных показателей форм № 1 и 2, характеризующих структуру имущества, источники его образования, состав и размер фондов организации, отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженностей, основных средств и нематериальных активов, финансовых вложений и обязательств. Они оформляются в виде форм № 3,4,5 и пояснительной записки.

      Пояснительная записка, которая составляется к годовой отчетности, призвана дать краткую характеристику деятельности организации и отразить:

    • во-первых, виды производственной, коммерческой и инвестиционной деятельности организации и ее географические рынки сбыта;
    • во-вторых, основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном периоде на финансовые результаты.

      Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают суть представленной отчетной информации, учетной политики организации и представляют пользователям бухгалтерской отчетности дополнительные данные, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы для реальной оценки имущественного, финансового положения организации и финансового результата ее деятельности.

 

       ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

ШЕМУРШИНСКОГО ЛЕСХОЗА 

      2.1. Оценка финансового состояния на основе баланса 

      Наиболее  полную и глубокую информацию о финансовом состоянии предприятия и его  динамике можно получить на основе баланса предприятия специального сравнительного аналитического баланса. Сравнительный аналитический баланс строится на основе «чтения» бухгалтерского баланса, который обычно начинается с горизонтального анализа, то есть сравнения данных за отчетный период с аналогичными данными за предписывающий период. Если такие исследования охватывают данные за сравнительно большой период, то более наглядно проявляются тенденции в развитии предприятия. Обязательным условием при этом является обеспечение сравнимости показателей и устранение влияния на отчетные данные изменения цен, колебаний курсов валюты, инфляции и других явлений.

      Горизонтальный  анализ баланса Шемуршинского лесхоза (Приложение 1) приведен в таблице 1. При анализе мы не будем учитывать  влияние инфляции, так как за анализируемые периоды (1998-2000 г.г.) инфляция была незначительной.

   Стоимость имущества предприятия возросла на 350 тыс. рублей с 1.01.1999 года на 1.01.2000 год.

      Для оценки структуры имущества предприятия  и источников его формирования составили таблицу 2. Динамику изменения по статьям имущества, капиталов и обязательств последним путем «чтения» баланса по вертикали. Для этого подсчитывали удельный вес (в процентном выражении) соответствующих статей в итоговых показателях. 
 
 

      Таблица 1.

      Динамика  статей баланса

 

Показатели

на 1.01.1999 г. на 1.01.2000 г. на 1.01.2001 г
сумма, т.р. % сумма т.р. доля  к 1.01.1999г. сумма т.р. доля  к 1.01.2000г.

Актив

1. Внеоборотные  активы

 
 
8134
 
 
100%
 
 
8391
 
 
103,16
 
 
8788
 
 
104,73
1.2. Основные средства  
8004
 
100%
 
8391
 
104,84
 
8611
 
102,62
1.3. Незавершен ное строительство  
130
 
100%
 
-
 
-
 
-
 
-
2. Оборотные активы 1301 100% 2197 168,87 2150 97,86
2.1. Запасы (с НДС) 403 100% 810 200,99 835 103,09
2.2. Дебиторская  задолженность (менее 1 года)  
 
758
 
 
100%
 
 
1115
 
 
147,10
 
 
1059
 
 
94,98
2.3. Прочие  оборотные активы  
140
 
100%
 
2772
 
194,29
 
256
 
94,12
Баланс 9435 100% 10588 112,22 10938 103,31
Пассив

1. Капитал и  ресурсы

 
8635
 
100%
 
9304
 
107,75
 
9655
 
103,77
1.1. Уставный  капитал 3 100% 3 100 3 100
1.2. Добавочный  капитал  
1685
 
100%
 
1685
 
100
 
1685
 
100
1.3. Фонд  социальной сферы  
87
 
100%
 
87
 
100
 
87
 
100
1.4. Фонд  в основных средствах лесохозяйственного назначения  
 
6860
 
 
100
 
 
7504
 
 
109,39
 
 
7834
 
 
104,40
2. Краткосрочные  обязательства  
800
 
100%
 
1284
 
160,5
 
1283
 
99,92
2.1. Кредиторская  задолженность  
660
 
100%
 
1012
 
153,33
 
1027
 
101,48
2.2. Прочие  краткосрочные обязательства  
140
 
100%
 
272
 
194,29
 
256
 
94,12
Баланс 9435 100% 10588 112,22 10938 103,31
 

 

      

      Таблица 2.

      Структура имущества предприятия  и источников его формирования

 

Статьи  баланса

на 1.01.1999 г. на 1.01.2000 г. на 1.01.2001 г

                          Отклонение

сумма, т.р. Удельный  вес % сумма, т.р. Удельный  вес % сумма, т.р. Удельный

вес %

1.01.2001 от 0.01.2000 1.01.2000 от 1.01.1999
в т.р. в % в т.р. в %
Актив

1.Внеоборотные  активы

 
8134
 
86,2/100
 
8391
 
79,3/100
 
8788
 
80,3/100
 
397
 
+1/-
 
257
 
-6,9/-
1.1.Нематериальные  активы - - - - 177 1,6/2,0 177 +1,6/+2 - -
1.2.Основные  средства 8004 84,8/98,4 8391 79,3/100 8611 78,7/98 220 -0,6/-2 387 9,1/+1,6
1.3.Незавершенное  строительство 130 1,4/1,6 - - - - - - -130 -1,4/-1,6
2.Оборотные  активы 1301 13,8/100 2197 20,7/100 2150 19,7/100 -23 +1/- 826 +6,9/-
2.1. Запасы (с НДС) 403 4,3/31,0 810 7,7/36,9 835 7,6/38,8 25 -0,1/1,9 407 +3,4/+5,9
2.2. Дебиторская  задолженность (менее 1 года)  
758
 
8,0/58,3
 
1115
 
10,5/50,7
 
1059
 
97/49,3
 
-56
 
-0,8/-1,4
 
357
 
+2,5/-7,6
2.3. Прочие  оборотные активы 140 1,5/10,7 272 2,6/12,4 256 2,3/11,9 -16 -0,3/-0,5 132 +1,1/+1,7

Баланс

9435 100 10588 100 10938 100 350 - 1153 -
Пассив

1. Капитал  и ресурсы

 
8635
 
91,5/100
 
9304
 
87,9/100
 
9655
 
88,3/100
 
351
 
0,4/-
 
669
 
-3,6/-
1.1. Уставный  капитал 3 0,03/0,03 3 0,03/0,03 3 0,03/0,03 - - - -
1.2. Добавочный  капитал 1685 17,9/19,5 1685 15,9/18,1 1685 15,4/17,5 - -0,5/-0,6 - -2/-1,4
1.3. Фонд  социальной сферы 87 100 87 100 87 100        
1.4. Фонд  в основных средствах лесохозяйственного назначения  
6860
 
72,7/79,4
 
7504
 
7,09/80,7
 
7834
 
71,6/81,6
 
330
 
+0,7/+0,5
 
644
 
-1,8/+1,3
2.Краткосрочные  обязательства 800 8,5100 1284 7,6/100 1283 11,7/100 -1 +4,1/- 484 -0,9/-
2.1.Кредиторская  задолженность 660 7,0/82,5 1012 9,6/78,8 1027 9,4/80,0 15 -0,2/+1,2 352 2,6/-3,7
2.2.Прочие  краткосрочные обязательства  
140
 
1,5/17,5
 
272
 
2,6/21,2
 
256
 
2,3/20
 
-16
 
0,3/-1,2
 
132
 
+1,1/+3,7
Баланс 9435 100 10588 100 10938 100 350 - 1153 -

Информация о работе Управление финансовыми ресурсами