Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:58, курсовая работа
В результате функционирования любого предприятия в современных рыночных условиях заинтересован обширный круг участников рыночных отношений, который стремится оценить эффективность деятельности предприятия.
Эффективное управление предприятием заключается в умении рационально распоряжаться финансовыми ресурсами предприятия. Вместе с системой программирования и планитования и методами принятия решений в области менеджмента понимание принципов и технологий финансового менеджмента деятельность предприятия является необходимым условием развития организации. Правильное сочетание принципов и технологий способствует стабильному развитию организации, улучшению его финансового состояния. Поэтому финансовое состояние является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие финансовых ресурсов предприятия и системы управления ими
Сущность,состав и источники финансовых ресурсов предприятия 5
Анализа финансового состояния – как этап управления финансовыми ресурсами предприятия . . . . . . . . . . . . . . . 12
Глава 2 Оценка финансового состояния Шемуршинского лесхоза
2.1. Оценка финансового состояния на основе баланса………………...21
2.2 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия . . 31
2.3 Анализ деловой активности предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Глава 3 Пути улучшения использования финансовых ресурсов
Шемуршинского лесхоза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Заключение ………………………………………………………………………. 51
Список использованной литературы ………………………………………….53
Приложение
Внешний анализ базируется на публичных отчетных данных, то есть на весьма ограниченной части информации о деятельности предприятия, которая является достоянием всего общества. Основными источниками информации для внешнего анализа являются бухгалтерский баланс и приложения к нему. Он осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами. Внешний анализ позволяет установить возможности выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.
Внутренний анализ использует всю информацию о состоянии дел на предприятии, в том числе и доступную лишь ограниченному кругу лиц, руководящих деятельностью предприятия. Внутренний финансовый анализ ставит своей целью более глубокое исследование причин сложившегося финансового состояния предприятия, эффективности использования основных и оборотных средств, взаимосвязи показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого в качестве источников информации используются дополнительные данные.
Таким образом, оценка финансового состояния предприятия необходима, чтобы определить наличие, размещение и использование финансовые ресурсов предприятия, а также определить дальнейшие его задачи.
Информационной базой для оценки финансового состояния предприятия является финансовая отчетность. Она представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на определенную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
В плановой экономике основными задачами бухгалтерского учета были сбор и обработка информации для государственных органов управления –министерств, ведомств, статистических и налоговых органов. Все наиболее важные вопросы о деятельности предприятия решались «сверху». Предприятие рассматривалось лишь как отдельное звено по управлению государственной собственностью, а бухгалтерский учет обеспечивал информацию ее сохранности. Государство являлось одновременно и собственником, и инвестором предприятия.
В этих условиях отчетность предприятия служила средством проверки выполнения государственных заданий, правильности отчислений в государственный бюджет и сбора статистической информации. При этом к бухгалтерскому учету и отчетности предъявлялись следующие требования:
С переходом к рыночной экономике бухгалтерский учет выполняет принципиально иные функции. Это вызвано тем, что, во-первых, в условиях рынка меняется структура собственности, появляется много новых собственников, которые заинтересованы в результатах деятельности предприятия, поскольку вложили в него свои средства. Во-вторых, предприятие вынуждено искать такие управленческие решения, которые могли бы обеспечить ему победу в конкурентной борьбе и необходимые финансовые результаты. В-третьих, бюджетное финансирование и государственное кредитование в большинстве случаев уже не являются для предприятия основными источниками финансовых ресурсов. Источниками финансирования выступают кредитные ресурсы коммерческих банков, а также средства других потенциальных инвесторов.
В результате всего этого у предприятия, с одной стороны, возникает потребность в наличии своевременной и полной информации для принятия управленческих решений и оценки результатов. С другой стороны, предприятие должно предоставить соответствующую информацию и тем, кто инвестировал (или собирается инвестировать) в него свои средства, а также проводить отчет перед государством о правильности налоговых отчислений.
Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике бухгалтерский учет перестает быть счетоводческой и статистической функцией и превращается в инструмент сбора, обработки и передачи информации о деятельности хозяйствующего субъекта для того, чтобы заинтересованные стороны могли принять обоснованные решения о том, как лучше инвестировать имеющиеся средства.
В силу особого значения отчетности для принятия финансовых решений, ее регулированию в странах рыночной экономики уделяется большое внимание. В частности, существуют принципы и стандарты финансового учета и отчетности, которые разрабатываются соответствующими организациями. Несмотря на национальные различия этих стандартов, наиболее важным их общим качеством является то, что они призваны обеспечивать полноценный поток информации между предприятием и финансовыми рынками.
Такая работа ведется в настоящее время в России. Однако учет и отчетность российских предприятий в настоящее время находится в стадии трансформации от функций, выполнявшихся ими в условиях плановой экономики, к функциям в условиях рынка.
По международным стандартам установлено, что финансовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, сведений о прибылях и убытках, движении денежных средств и собственного капитала, распределении чистой прибыли, а также пояснений и применений, раскрывающих содержание приведенных показателей1. В России состав, содержание, требования и другие методические основы отчетности регламентированы положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), утвержденным приказом Минфина РФ от 8 февраля 1996 г. № 10 с последующими изменениями. Все изменения были вызваны с переходом российской отчетности на международные стандарты. В соответствии с этим отчетность перетерпела значительные изменения.
Так в новой форме баланса теперь сквозная нумерация (всего 5 разделов). Изменились наименования практически всех разделов бухгалтерского баланса. Наименование отдельных разделов и статей бухгалтерского баланса соответствуют классификации хозяйственных средств организации и их источников по экономическому признаку. За агрегированным показателем бухгалтерской отчетности следует его разукрупнение через перечисление. Это новшество делает информацию, содержащуюся в балансе, более значительной и понятной для широкого круга пользователей.
Амортизируемое имущество (основные средства, нематериальные активы, малоценные быстроизнашивающиеся предметы) показывается в балансе в нетто – оценке – по остаточной стоимости. Справочные показатели – балансовая стоимость и начисленный на отчетную дату износ – бухгалтерском балансе не отражаются. Активы и пассивы баланса показываются с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года включительно).
Весьма значительные изменения претерпела форма № 2, которая теперь называется «Отчет о прибылях и убытках». Информация, предоставленная в новой форме № 2, стала более аналитичной, детализированной и конкретной. Для инвесторов и аналитиков эта форма во многих отношениях важнее, чем баланс, так как в ней содержится динамическая информация о том, каких успехов достигло предприятие в течении года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности.
Данные формы № 2 позволяют проводить анализ финансового результата деятельности организации как по общему объему в динамике, так и по структуре, а так же факторный анализ прибыли и рентабельности.
Пояснения к балансу и отчету о прибылях и убытках должны содержать расшифровку отдельных показателей форм № 1 и 2, характеризующих структуру имущества, источники его образования, состав и размер фондов организации, отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженностей, основных средств и нематериальных активов, финансовых вложений и обязательств. Они оформляются в виде форм № 3,4,5 и пояснительной записки.
Пояснительная записка, которая составляется к годовой отчетности, призвана дать краткую характеристику деятельности организации и отразить:
Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают суть представленной отчетной информации, учетной политики организации и представляют пользователям бухгалтерской отчетности дополнительные данные, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы для реальной оценки имущественного, финансового положения организации и финансового результата ее деятельности.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
ШЕМУРШИНСКОГО
ЛЕСХОЗА
2.1. Оценка
финансового состояния
на основе баланса
Наиболее
полную и глубокую информацию о финансовом
состоянии предприятия и его
динамике можно получить на основе
баланса предприятия
Горизонтальный анализ баланса Шемуршинского лесхоза (Приложение 1) приведен в таблице 1. При анализе мы не будем учитывать влияние инфляции, так как за анализируемые периоды (1998-2000 г.г.) инфляция была незначительной.
Стоимость имущества предприятия возросла на 350 тыс. рублей с 1.01.1999 года на 1.01.2000 год.
Для
оценки структуры имущества
Таблица 1.
Показатели |
на 1.01.1999 г. | на 1.01.2000 г. | на 1.01.2001 г | ||||||||||
сумма, т.р. | % | сумма т.р. | доля к 1.01.1999г. | сумма т.р. | доля к 1.01.2000г. | ||||||||
Актив1. Внеоборотные активы |
8134 |
100% |
8391 |
103,16 |
8788 |
104,73 | |||||||
1.2. Основные средства | 8004 |
100% |
8391 |
104,84 |
8611 |
102,62 | |||||||
1.3. Незавершен ное строительство | 130 |
100% |
- |
- |
- |
- | |||||||
2. Оборотные активы | 1301 | 100% | 2197 | 168,87 | 2150 | 97,86 | |||||||
2.1. Запасы (с НДС) | 403 | 100% | 810 | 200,99 | 835 | 103,09 | |||||||
2.2. Дебиторская задолженность (менее 1 года) | 758 |
100% |
1115 |
147,10 |
1059 |
94,98 | |||||||
2.3. Прочие оборотные активы | 140 |
100% |
2772 |
194,29 |
256 |
94,12 | |||||||
Баланс | 9435 | 100% | 10588 | 112,22 | 10938 | 103,31 | |||||||
Пассив
1. Капитал и ресурсы |
8635 |
100% |
9304 |
107,75 |
9655 |
103,77 | |||||||
1.1. Уставный капитал | 3 | 100% | 3 | 100 | 3 | 100 | |||||||
1.2. Добавочный капитал | 1685 |
100% |
1685 |
100 |
1685 |
100 | |||||||
1.3. Фонд социальной сферы | 87 |
100% |
87 |
100 |
87 |
100 | |||||||
1.4. Фонд
в основных средствах |
6860 |
100 |
7504 |
109,39 |
7834 |
104,40 | |||||||
2. Краткосрочные обязательства | 800 |
100% |
1284 |
160,5 |
1283 |
99,92 | |||||||
2.1. Кредиторская задолженность | 660 |
100% |
1012 |
153,33 |
1027 |
101,48 | |||||||
2.2. Прочие краткосрочные обязательства | 140 |
100% |
272 |
194,29 |
256 |
94,12 | |||||||
Баланс | 9435 | 100% | 10588 | 112,22 | 10938 | 103,31 |
Таблица 2.
Структура имущества предприятия и источников его формирования
Статьи баланса |
на 1.01.1999 г. | на 1.01.2000 г. | на 1.01.2001 г | Отклонение | ||||||
сумма, т.р. | Удельный вес % | сумма, т.р. | Удельный вес % | сумма, т.р. | Удельный
вес % |
1.01.2001 от 0.01.2000 | 1.01.2000 от 1.01.1999 | |||
в т.р. | в % | в т.р. | в % | |||||||
Актив
1.Внеоборотные активы |
8134 |
86,2/100 |
8391 |
79,3/100 |
8788 |
80,3/100 |
397 |
+1/- |
257 |
-6,9/- |
1.1.Нематериальные активы | - | - | - | - | 177 | 1,6/2,0 | 177 | +1,6/+2 | - | - |
1.2.Основные средства | 8004 | 84,8/98,4 | 8391 | 79,3/100 | 8611 | 78,7/98 | 220 | -0,6/-2 | 387 | 9,1/+1,6 |
1.3.Незавершенное строительство | 130 | 1,4/1,6 | - | - | - | - | - | - | -130 | -1,4/-1,6 |
2.Оборотные активы | 1301 | 13,8/100 | 2197 | 20,7/100 | 2150 | 19,7/100 | -23 | +1/- | 826 | +6,9/- |
2.1. Запасы (с НДС) | 403 | 4,3/31,0 | 810 | 7,7/36,9 | 835 | 7,6/38,8 | 25 | -0,1/1,9 | 407 | +3,4/+5,9 |
2.2. Дебиторская задолженность (менее 1 года) | 758 |
8,0/58,3 |
1115 |
10,5/50,7 |
1059 |
97/49,3 |
-56 |
-0,8/-1,4 |
357 |
+2,5/-7,6 |
2.3. Прочие оборотные активы | 140 | 1,5/10,7 | 272 | 2,6/12,4 | 256 | 2,3/11,9 | -16 | -0,3/-0,5 | 132 | +1,1/+1,7 |
Баланс |
9435 | 100 | 10588 | 100 | 10938 | 100 | 350 | - | 1153 | - |
Пассив
1. Капитал и ресурсы |
8635 |
91,5/100 |
9304 |
87,9/100 |
9655 |
88,3/100 |
351 |
0,4/- |
669 |
-3,6/- |
1.1. Уставный капитал | 3 | 0,03/0,03 | 3 | 0,03/0,03 | 3 | 0,03/0,03 | - | - | - | - |
1.2. Добавочный капитал | 1685 | 17,9/19,5 | 1685 | 15,9/18,1 | 1685 | 15,4/17,5 | - | -0,5/-0,6 | - | -2/-1,4 |
1.3. Фонд социальной сферы | 87 | 100 | 87 | 100 | 87 | 100 | ||||
1.4. Фонд
в основных средствах |
6860 |
72,7/79,4 |
7504 |
7,09/80,7 |
7834 |
71,6/81,6 |
330 |
+0,7/+0,5 |
644 |
-1,8/+1,3 |
2.Краткосрочные обязательства | 800 | 8,5100 | 1284 | 7,6/100 | 1283 | 11,7/100 | -1 | +4,1/- | 484 | -0,9/- |
2.1.Кредиторская задолженность | 660 | 7,0/82,5 | 1012 | 9,6/78,8 | 1027 | 9,4/80,0 | 15 | -0,2/+1,2 | 352 | 2,6/-3,7 |
2.2.Прочие краткосрочные обязательства | 140 |
1,5/17,5 |
272 |
2,6/21,2 |
256 |
2,3/20 |
-16 |
0,3/-1,2 |
132 |
+1,1/+3,7 |
Баланс | 9435 | 100 | 10588 | 100 | 10938 | 100 | 350 | - | 1153 | - |