Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:48, курсовая работа
Целью данной работы является разработка мероприятий по повышению финансовой
устойчивости предприятия.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. изучить теоретические основы управления финансовой
устойчивостью предприятия;
2. рассмотреть основные методы анализа финансовой устойчивости
предприятия;
3. провести комплексный анализ финансовой устойчивости для
выявления состояния предприятия;
4. разработать мероприятия по повышению финансового состояния
предприятия.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ........5
1.1. Содержание и основные понятия финансовой устойчивости.................. 5
1.2. Основные приёмы оценки финансового состояния..............................9
1.3. Проблемы анализа финансового состояния предприятия...................... 15
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ
ПРЕДПРИЯТИЯ............................................................. 19
2.1. Оценка финансового состояния предприятия.................................19
2.2. Анализ финансовой устойчивости предприятия...............................22
2.3. Оценка структуры источников средств предприятия..........................30
3. УПРАВЛЕНИЕ ФННАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ОАО
«ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ»)............................................................
......................... 34
3.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.............. 34
3.2. Оценка финансовой устойчивости предприятия...............................39
3.3. Выбор рациональной структуры источников средств предприятия...... 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................. 46
· Коэффициенты ликвидности.
· Коэффициенты деловой активности.
· Коэффициенты рентабельности.
· Коэффициенты платежеспособности или структуры капитала.
· Коэффициенты рыночной активности.
Коэффициенты ликвидности
оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода.
Наиболее важными среди них для финансового менеджмента являются следующие:
• коэффициент общей (текущей) ликвидности;
• коэффициент срочной
• коэффициент абсолютной ликвидности;
• чистый оборотный капитал [12, с.206].
Коэффициент общей ликвидности показывает, достаточно ли у предприятия
средств, которые могут быть использованы
для погашения его
обязательств в течение определенного периода. Согласно общепринятым
международным стандартам, считается, что этот коэффициент должен находиться
в пределах от единицы до двух (иногда трех). Нижняя граница обусловлена тем,
что оборотных средств должно быть, по меньшей мере, достаточно для погашения
краткосрочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства.
Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более чем в
два (три) раза считается также нежелательным, поскольку может
свидетельствовать о нерациональной структуре капитала. При анализе
коэффициента особое внимание обращается на его динамику. Частным показателем
коэффициента текущей
раскрывающий отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных
средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности) к
краткосрочным обязательствам. По международным стандартам уровень
коэффициента также должен быть выше 1. В России его оптимальное значение
определено как 0,7 — 0,8.
Необходимость расчета коэффициента срочной ликвидности вызвана тем, что
ликвидность отдельных категорий оборотных средств далеко не одинакова, и
если, например, денежные средства могут служить непосредственным источником
погашения текущих обязательств, то запасы могут быть использованы для этой
цели только после их реализации, что предполагает не только наличие
непосредственно покупателя, но и наличие у него денежных средств. Коэффициент
абсолютной ликвидности
на краткосрочные
ликвидности рассчитывается редко. В России его оптимальный уровень
считается равным 0,2 — 0,25 [11, с.55].
Большое значение в анализе ликвидности предприятия имеет изучение чистого
оборотного капитала. Чистый оборотный
капитал придает большую
независимость компании в условиях замедления оборачиваемости оборотных
активов (например, при задержке погашения дебиторской задолженности или
трудностях со сбытом продукции), обесценения или потерь оборотных активов (в
результате падения цен на готовую продукцию, банкротства дебитора).
Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей
деятельности компании, в частности, от размеров предприятия, объема
реализации, скорости оборачиваемости материально-производственных запасов и
дебиторской задолженности, условий предоставления кредитов предприятию, от
отраслевой специфики и хозяйственной конъюнктуры.
На финансовом положении предприятия отрицательно сказывается как недостаток,
так и излишек чистого оборотного капитала. Недостаток этих средств может
привести предприятие к
неспособности своевременно погасить краткосрочные обязательства.
Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной
потребностью в нем
с.96].
Коэффициенты деловой
эффективно предприятие
относятся различные показатели оборачиваемости.
Показатели оборачиваемости
положения компании, поскольку скорость оборота средств, т. е. скорость
превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на
платежеспособность
средств при прочих равных условиях отражает повышение производственно-
технического потенциала фирмы.
В финансовом менеджменте наиболее часто используются следующие показатели:
· Коэффициент
оборачиваемости активов —
использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их
привлечения, т. е. показывает, сколько раз за год (или другой отчетный
период) совершается полный цикл производства и обращения, приносящий
соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц
реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Этот
коэффициент варьируется в зависимости от отрасли, отражая особенности
производственного процесса.
При сопоставлении данного
компании за разные годы необходимо проверить, обеспечено ли единообразие в
оценке среднегодовой стоимости активов.
· Коэффициент
оборачиваемости дебиторской
сколько раз в среднем дебиторская задолженность (или только счета
покупателей) превращалась в денежные средства в течение отчетного периода.
Несмотря на то, что для анализа данного коэффициента не существует другой
базы сравнения, кроме среднеотраслевых коэффициентов, этот показатель полезно
сравнивать с коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности. Такой
подход позволяет сопоставить условия коммерческого кредитования, которыми
предприятие пользуется у других компаний, с теми условиями кредитования,
которые предприятие предоставляет другим предприятиям.
· Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности - показывает,
сколько компании требуется оборотов для оплаты выставленных ей счетов.
Коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности можно
также рассчитать в днях. Тогда мы узнаем, сколько в среднем дней требуется
для оплаты соответственно дебиторской либо кредиторской задолженности.
· Коэффициент
оборачиваемости материально-
отражает скорость реализации этих запасов. В ходе анализа этого показателя
необходимо учитывать влияние оценки материально-производственных запасов,
особенно при сравнении
В целом, чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств
связано в этой наименее ликвидной статье оборотных средств, тем более
ликвидную структуру имеют оборотные средства и тем устойчивее финансовое
положение предприятия (при прочих равных условиях). Особенно актуально
повышение оборачиваемости и снижение запасов при наличии значительной
задолженности в пассивах компании. В этом случае давление кредиторов может
ощутиться прежде, чем можно будет что-либо предпринять с этими запасами,
особенно при неблагоприятной конъюнктуре.
Следует отметить, что в некоторых случаях увеличение оборачиваемости запасов
отражает негативные явления в деятельности компании, например, в случае
повышения объема реализации за счет реализации товаров с минимальной прибылью
или вообще без прибыли [5, с.97].
· Длительность операционного цикла. По этому показателю определяют,
сколько дней в среднем требуется для производства, продажи и оплаты
продукции предприятия; иначе говоря, в течение какого периода денежные
средства связаны в
· Коэффициент оборачиваемости основных средств (или фондоотдача).
Повышение фондоотдачи, помимо увеличения объема реализованной продукции,
может быть достигнуто как за счет относительно невысокого удельного веса
основных средств, так и за счет их более высокого технического уровня.
Разумеется, ее величина сильно колеблется в зависимости от особенностей
отрасли и ее капиталоемкости. Однако общие закономерности здесь таковы, что
чем выше фондоотдача, тем ниже издержки отчетного периода. Низкий уровень
фондоотдачи свидетельствует либо о недостаточном объеме реализации, либо о
слишком высоком уровне вложений в эти виды активов.
· Коэффициент оборачиваемости собственного капитала. Этот показатель
характеризует различные аспекты деятельности: с коммерческой точки зрения он
отражает либо излишки продаж, либо их недостаточность; с финансовой —
скорость оборота вложенного капитала; с экономической — активность денежных
средств, которыми рискует вкладчик. Если он слишком высок, это влечет за
собой увеличение кредитных ресурсов и возможность достижения того предела, за
которым кредиторы начинают больше участвовать в деле, чем собственники
компании. Низкий показатель означает бездействие части собственных средств.
В этом случае показатель оборачиваемости собственного капитала указывает на
необходимость вложения собственных средств в другой, более подходящий в
сложившихся условиях источник доходов [14, с.312].
· Коэффициент рентабельности реализации (рентабельность реализации).
Различаются два основных показателя рентабельности реализации: из расчета по
валовой прибыли от реализации и из расчета по чистой прибыли.
· Коэффициент рентабельности собственного капитала (рентабельность
собственного капитала) позволяет определить эффективность использования
капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с
возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги.
Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц
чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками
компании [4, с.11].
· Коэффициент
собственности характеризует
структуре капитала компании, а, следовательно, соотношение интересов
собственников предприятия и кредиторов.
· Коэффициент заемного капитала, который отражает долю заемного
капитала в источниках финансирования. Этот коэффициент является обратным
коэффициенту собственности.
· Коэффициент финансовой зависимости характеризует зависимость фирмы
от внешних займов. Чем он выше, тем больше займов у компании, и тем
рискованнее ситуация, которая может привести к банкротству предприятия.
Высокий уровень коэффициента отражает также потенциальную опасность
возникновения у предприятия дефицита денежных средств. Считается, что
коэффициент финансовой зависимости в условиях рыночной экономики не должен
превышать единицу. Этот коэффициент играет важнейшую роль при решении
предприятием вопроса о выборе источников финансирования.
· Коэффициент защищенности кредиторов (или покрытия процента)
характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за
предоставленный кредит. По этому показателю судят, сколько раз в течение
отчетного периода компания заработала средства для выплаты процентов по
займам [5, с.93].
Таким образом, в настоящее время существует достаточное количество методик
расчёта различных коэффициентов, необходимых для определения финансового
состояния предприятия. С их помощью можно ответить на вопрос: насколько
правильно руководство предприятия
управляло финансовыми
этого сделать выводы и принять меры по совершенствованию своей деятельности.
1.3.Проблемы анализа финансового состояния предприятия
Краткий анализ финансового состояния предусмотрен формами официальной
отчётности предприятий (аналитическая записка). Аналитическая работа
планомерно ведётся банками, аудиторскими фирмами, страховыми компаниями и
другими организациями. Между тем может возникать необходимость во внеплановом
анализе финансового состояния предприятия. И плановый, и внеплановый анализ
может порождать конфликтные
экономических отношений всех заинтересованных в анализе лиц. Финансовый
анализ может выявить резервы, а также ошибки руководителей или даже
преднамеренные искажения
долгосрочных тенденциях, но и может упустить сиюминутные нужды. Так,
например, в условиях сверхвысокой инфляции более актуально использовать любые
приёмы быстрого извлечения доходов и их сокрытия от налогов, чем выявлять
ошибки в тех или иных направлениях
долгосрочного
инвестирования.
На практике анализ может отталкиваться от известных заранее узких мест в
работе предприятия. В иных случаях подобные узкие места должны быть
Информация о работе Управление финансовой устойчивостью предприятия