Управление денежными потоками (на примере ОАО «Сибайский Элеватор»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ денежных потоков предприятия и их роли в финансовом обороте организации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
•рассмотреть понятие денежных потоков, их классификацию;
•определить принципы и методы управления денежными потоками;
•изучить методы анализа и оценки денежных потоков предприятия;
•провести анализ динамики денежных потоков предприятия;
•разработать рекомендации по совершенствованию управления денежными потоками на предприятии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы управления денежными потоками предприятия……………………………………………………………………….5
1.1 Понятие денежных потоков, их классификация и виды…………….5
1.2 Принципы и методы управления денежными потоками
предприятия ...…………………………………………………………….13
1.3 Анализ и оценка денежных потоков: теоретический аспект………23
Глава 2. Денежные потоки и их роль в финансовом обороте организации ОАО «Сибайский Элеватор»……………………………….……38
2.1 Общая характеристика предприятия………………………………...38
2.2 Анализ динамики денежных потоков предприятия………………...40
2.3 Рекомендации по совершенствованию управления денежными потоками на предприятии……………………………………………………….49
Заключение………………………………………………………………..53
Список литературы……………………………………………………….57

Файлы: 1 файл

фин менеджмент курсовая.doc

— 390.50 Кб (Скачать)

По результатам проведенного анализа можно сделать следующие  выводы. Основным источником и направлением расходования средств остается текущая  деятельность предприятия, хотя ее объемы и снизились в рассматриваемом  периоде. Значительно возросли объемы инвестиционной деятельности, в основном за счет операций с ценными бумагами и по предоставленным займам. Объемы финансовой деятельности снизились, и результат по ней стал отрицательным. В результате на предприятии более чем в три раза снизился чистый денежный поток.

Анализ динамики общего объема денежного оборота предприятия, динамики объема и структуры формирования положительного и отрицательного денежного потока, их сбалансированности, динамики формирования суммы чистого денежного потока, эффективности денежных потоков, а так же ликвидности денежных потоков предприятия и его платежеспособности показал, что практически по всем показателям состояние предприятия ухудшилось, а такие показатели как уровень качества и эффективность денежных потоков снизились более чем в два раза. Это можно объяснить последствиями экономического кризиса. Однако ликвидность средств предприятия остается достаточной, а показатели платежеспособности заметно выше нормы и продолжают увеличиваться, а значит, финансовое состояние предприятия достаточно устойчиво.

 

2.3 Рекомендации по совершенствованию  управления денежными потоками  на предприятии

 

Переход к рыночной экономике, организация производства с различными формами собственности и хозяйствования потребовали более тщательного и комплексного подхода к анализу финансового состояния предприятия и необходимости разработки финансовой стратегии.

В качестве вариантов  управленческих решений, вследствие принятия которых реализуются мероприятия, направленные на увеличение поступления  денежных средств на предприятии, можно дать следующие рекомендации:

По изысканию дополнительных денежных поступлений от основных средств  предприятия необходимо:

  • проанализировать степень использования оборудования (имущества) предприятия с тем, чтобы определить перечень имущества, не используемого в текущей хозяйственной деятельности; обсудить с инженерным персоналом какое оборудование является необходимым для поддержания текущего и ожидаемого уровня производства, возможности оптимизации использования помещений или возможности нахождения подрядчика для выполнения некоторых производственных процессов на стороне;
  • определить круг потенциальных покупателей (пользователей) излишнего оборудования (имущества) посредством изучения конкурентов или возможностей альтернативного использования рассматриваемого имущества и продать его или сдать в аренду;
  • выполнить процедуры консервации имущества и подписать акт консервации. Это позволит исключить это имущество из расчета налогооблагаемой базы при расчете платежей по налогу на имущество, а также из состава амортизируемого имущества в целях исчисления налога на прибыль;
  • изучить возможности перезаключить арендный договор с нынешним арендодателем;

По взысканию задолженности  с целью ускорения оборачиваемости  денежных средств необходимо:

  • создать стимулы клиентам быстрее платить по счетам путем предоставления специальных скидок;
  • создать систему оценки клиентов, которая бы суммировала все риски, связанные с деловым партнером. Общая зависимость от такого партнера будет включать его дебиторскую задолженность, товары на складе, подготовленные к отгрузке, продукцию в производстве, предназначаемую этому клиенту. Нужно установить формальные лимиты кредита каждому клиенту, которые будут определяться общими отношениями с этим клиентом, потребностями в денежных средствах, и оценкой финансового положения конкретного клиента;
  • сделать менеджеров по продажам ответственными за наблюдением и обновлением статуса клиента. Привязать оплату их труда к реальному сбору денежных средств с клиентов, с которыми они работают;

По увеличению поступления  денежных средств из заинтересованных финансовых источников, не связанных  с взаимной торговлей необходимо:

  • исследовать финансовые условия краткосрочного финансирования, предлагаемого банками, и варианты их улучшения;
  • пересмотреть условия долга предприятия (отсрочка выплаты основной суммы, снижение процентной ставки);
  • если нет других возможностей или источников для финансирования деятельности предприятия, провести переговоры с акционерами или владельцами компании об изыскании дополнительных финансовых ресурсов.

Проблема непосредственного  выживания, или способности платить по своим счетам, большей частью возникает из-за невозможности продать произведенную предприятием продукцию. К первоочередным мерам по решению этой проблемы относятся: усиление системы продаж и продвижение продукции на рынок. Продвижение продукции на рынок состоит из работы с клиентами, гибкой ценовой политики, создания дилерской сети, экономического стимулирования работы по привлечению клиентов.

Для увеличения продаж необходимо:

  • проведение ограниченных маркетинговых исследований на постоянной основе. Например, проводить наблюдения за розничными (оптовыми) ценами в собственном и соседних регионах, проводить пробные ограниченные распродажи со скидками, проводить анализ официальной отраслевой статистической информации, и так далее;
  • тщательно оценить прогнозируемые наценки по группам реализуемых товаров для того, чтобы определить группы товаров, приносящие наибольшую прибыль, и, как следствие, именно те, на которых есть необходимость сосредоточить внимание;
  • переоценить факторы потребительского спроса, такие как потребительские свойства, приоритет при приобретении, цена, качество, сезонные факторы и т.д.;
  • определить группы продуктов, которые наилучшим образом подходят к изменившимся рыночным условиям, и сконцентрироваться на них.

С клиентами, особенно крупными, следует работать на местах, в максимальной степени выявляя и удовлетворяя их потребности. Гибкая ценовая политика - обязательный инструмент современной конкурентной борьбы. Она представляет собой систему скидок, позволяющую каждому клиенту получать оптимальный для него уровень сервиса и качества. Создание дилерской сети - каналов распределения продукции - служит необходимой мерой современного бизнеса. Экономическое стимулирование работы по привлечению клиентов приводит к согласованию интересов предприятия и сотрудников.

При привлечении партнеров  могут быть использованы две стратегии:

  • поиск постоянных, надежных и проверенных партнеров;
  • поиск партнеров, наиболее благоприятных при данной конъюнктуре рынка.

Первая стратегия позволяет  экономить на издержках по поиску и проверке надежности партнеров, в том числе на юридической проработке договоров, потерях от неисполнения партнерами своих обязательств, издержках по защите своих интересов в суде. Вторая стратегия позволяет работать с партнером, предлагающим лучшие условия. Оборотной стороной стратегии служат возможные потери в случае неисполнения партнерами своих обязательств.

Интеграция позволяет  закрепить отношения с партнерами, снизив риски понести издержки вследствие некорректного поведения партнеров, а также ухода старых и поиска новых партнеров.

 

Заключение

 

Управление денежными  потоками входит в состав финансового  менеджмента и осуществляется в  рамках финансовой политики предприятия, понимаемой как общая финансовая идеология, которой придерживается предприятие для достижения общеэкономической цели его деятельности. Задачей финансовой политики является построение эффективной системы управления финансами, обеспечивающей достижение стратегических и тактических целей деятельности предприятия.

Рациональное формирование денежных потоков способствует ритмичности  операционного цикла предприятия  и обеспечивает рост объемов производства и реализации продукции. Даже у предприятий, успешно работающих на рынке и генерирующих достаточную сумму прибыли, неплатежеспособность может возникать как следствие несбалансированности различных видов денежных потоков во времени.

В ходе выполнения курсовой работы были рассмотрены понятие  денежных потоков, их классификация, принципы и методы управления ими а так же теоретические основы анализа и оценки денежных потоков. Был проведен анализ денежных потоков предприятия ОАО «Сибайский Элеватор» и даны рекомендации по совершенствованию управления денежными потоками на предприятии.

По результатам проведенного анализа динамики денежных потоков  предприятия видно, что основным источником и направлением расходования средств остается текущая деятельность предприятия, хотя ее объемы и снизились  в рассматриваемом периоде. Объемы инвестиционной деятельности значительно возросли, в основном за счет операций с ценными бумагами и по предоставленным займам, а объемы финансовой деятельности снизились, и результат по ней стал отрицательным. В результате на предприятии более чем в три раза снизился чистый денежный поток, что свидетельствует о снижении эффективности деятельности предприятия в рассмотренном периоде.

Анализ динамики общего объема денежного оборота предприятия, динамики объема и структуры формирования положительного и отрицательного денежного потока, их сбалансированности, динамики формирования суммы чистого денежного потока, эффективности денежных потоков, а так же ликвидности денежных потоков предприятия и его платежеспособности показал, что практически по всем показателям состояние предприятия ухудшилось. Это можно объяснить последствиями экономического кризиса. Однако ликвидность средств предприятия остается достаточной, а показатели платежеспособности заметно выше нормы и продолжают увеличиваться, а значит, финансовое состояние предприятия достаточно устойчиво.

В качестве вариантов  управленческих решений, вследствие принятия которых реализуются мероприятия, направленные на увеличение поступления  денежных средств на предприятии, можно  дать следующие рекомендации:

Для изыскания дополнительных денежных поступлений от основных средств  предприятия можно проанализировать степень использования оборудования (имущества) предприятия, определить перечень имущества, не используемого в текущей  хозяйственной деятельности, и продать его или сдать в аренду; рассмотреть возможности оптимизации использования помещений или возможности нахождения подрядчика для выполнения некоторых производственных процессов на стороне; выполнить процедуры консервации имущества и подписать акт консервации, что позволит исключить это имущество из расчета налогооблагаемой базы при расчете платежей по налогу на имущество, а также из состава амортизируемого имущества в целях исчисления налога на прибыль.

Для взыскания задолженности  с целью ускорения оборачиваемости денежных средств возможно создать стимулы клиентам быстрее платить по счетам путем предоставления специальных скидок, создать систему оценки клиентов, которая бы суммировала все риски, связанные с деловым партнером.

Для увеличения поступления денежных средств из заинтересованных финансовых источников, не связанных с взаимной торговлей возможно исследовать финансовые условия краткосрочного финансирования, предлагаемого банками, и варианты их улучшения, если нет других возможностей или источников для финансирования деятельности предприятия, провести переговоры с акционерами или владельцами компании об изыскании дополнительных финансовых ресурсов.

Для увеличения продаж необходимо проведение мероприятий по работе с  клиентами, использование гибкой ценовой политики, создание дилерской сети, экономического стимулирования работы по привлечению клиентов.

С клиентами, особенно крупными, следует работать на местах, в максимальной степени выявляя и удовлетворяя их потребности. Гибкая ценовая политика – обязательный инструмент современной конкурентной борьбы. Она представляет собой систему скидок, позволяющую каждому клиенту получать оптимальный для него уровень сервиса и качества. Создание дилерской сети - каналов распределения продукции - служит необходимой мерой современного бизнеса. Экономическое стимулирование работы по привлечению клиентов приводит к согласованию интересов предприятия и сотрудников.

Управление денежными  потоками является важным фактором ускорения  оборота капитала предприятия. Это  происходит за счет сокращения продолжительности операционного цикла, более экономного использования собственных и уменьшения потребности в заемных источниках денежных средств. Следовательно, эффективность работы предприятия полностью зависит от организации системы управления денежными потоками. Данная система создается для обеспечения выполнения краткосрочных и стратегических планов предприятия, сохранения платежеспособности и финансовой устойчивости, более рационального использования его активов и источников финансирования, а также минимизации затрат на финансирование хозяйственной деятельности.

 

Список литературы

 

17. Устав ОАО «Сибайский Элеватор».

2. Басовский Л.Е. Финансовый  менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 240с.

3. Бернстайн Л.А. Анализ  финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация. / Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 624 с.

4. Бланк И.А. Основы  финансового менеджмента Т2. –  К Ника-Центр, 2004. – 512 с. – (Серия  «Библиотека финансового менеджера», вып. 3)

5. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. – 656 с.

6. Ван Хорн Дж.К., Вахович  Дж.М. Основы финансового менеджмента.  –12-е изд. – М.: "И.Д. Вильямс", 2009. – 1232 с.

Информация о работе Управление денежными потоками (на примере ОАО «Сибайский Элеватор»)