Текущий мониторинг оценочной стоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:56, реферат

Краткое описание

Для анализа эффективности управления компанией необходимо использовать современные методы финансового менеджмента. В качестве инструмента анализа целесообразно применение периодического проведения оценки ее стоимости.

Оглавление

1.Организация текущего мониторинга оценочной стоимости
2.Обзор методов оценки бизнеса
3.Критический анализ методов оценки стоимости бизнеса

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ9.docx

— 26.65 Кб (Скачать)

Текущий мониторинг оценочной  стоимости

    Оглавление:

  1. Организация текущего мониторинга оценочной стоимости
  2. Обзор методов оценки бизнеса
  3. Критический анализ методов оценки стоимости бизнеса
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Организация текущего мониторинга оценочной стоимости

     Для анализа эффективности управления компанией необходимо использовать современные методы финансового  менеджмента. В качестве инструмента  анализа целесообразно применение периодического проведения оценки ее стоимости.

     В мировой практике используется множество  различных подходов к оценке стоимости  компаний, их активов, бизнеса в целом. Вместе с тем, вопросам оценки пока еще уделяется явно недостаточное  внимание. При проведении оценочных  работ в российских компаниях  многие из существующих подходов либо вообще не используются, либо используются крайне редко, в результате этого, на практике не всегда обеспечивается всесторонняя, полная и объективная оценка величины капитала.

     Задача  мониторинга может быть решена путем применения современных методов финансового менеджмента, учитывающих индивидуальные особенности предприятий, но требующих применения также и современного информационного обеспечения, и математического моделирования, без которых невозможно получение адекватно отражающего действительность результата.

     В своем традиционном применении оценка стоимости предприятия применяется  для принятия обоснованного решения  при совершении сделок купли-продажи, определении залоговой или страховой  стоимостей, выборе инвестиционных решений, определении стоимости предприятий  при их реорганизации и т.д. Такой  оценке свойственно то, что она  выполняется на конкретный момент времени, а не является периодически повторяющейся.

     Мониторинг  стоимости предприятия  позволяет учесть экономическую ситуацию, складывающуюся вокруг предприятия; условия финансирования и порядок расчетов, а также все многообразие факторов, в конечном счете оказывающих влияние на его стоимость. Помимо этого мониторинг позволяет определить, за счет чего произошли изменения стоимости предприятия – за счет принимаемых его руководством решений или за счет изменений внешних условий.

     Рассмотрим  информацию, которая может быть учтена в ходе организации мониторинга  стоимости предприятия, с одной  стороны, и которую необходимо учитывать  при определении стоимости предприятия  методами финансового менеджмента  – с другой.

     Условно в информации можно выделить три  уровня: макроэкономический, отраслевой и внутренний.

     На  уровне макроэкономической информации в первую очередь требуются  знания о:

  • состоянии мировой экономики и рыночной конъюнктуры как в сфере деятельности предприятия, так и в целом по стране;
  • текущей величине и прогнозных показателях валового внутреннего и национального продуктов страны, в которой действует предприятие;
  • текущем и прогнозном состоянии сферы денежно-кредитного обращения, в частности уровне инфляции и процентных ставках;
  • политической и правовой ситуации в стране, а также их предполагаемых изменениях.

     Среди отраслевой информации требуется учитывать:

  • перспективы отрасли с учетом конкуренции;
  • настоящий и будущий спрос на продукцию;
  • темпы роста производства, которые могут найти спрос на рынке;
  • прогноз уровня цен на продукцию и сырье;
  • государственное регулирование деятельности предприятий отрасли (налоги, льготы, акцизы, пошлины);
  • информацию о предприятиях отрасли;
  • информацию с рынков долгов и векселей;
  • информацию о рынках слияний и поглощений предприятий;
  • информацию о котировках акций предприятий отрасли на фондовом рынке.

     Во  внутренней информации, принимаемой к расчету, назовем лишь наиболее часто встречающуюся при проведении анализа, так как в каждом случае мы имеем дело с факторами, обусловленными спецификой как отрасли, так и самого предприятия:

  • данные бухгалтерской отчетности с расшифровкой по конкретным статьям;
  • характеристики поставщиков сырья и покупателей готовой продукции и то, каким образом оформлены отношения с ними;
  • соотношение долей продукции, поставляемой на экспорт, и продукции, реализуемой на внутреннем рынке;
  • возможные изменения в номенклатуре продукции;
  • политика в отношении привлечения кредитов и прочих источников финансирования, расчет затрат на их обслуживание;
  • капитальные вложения с целью замены основных средств предприятия по мере их износа и капитальные вложения с целью расширения производственных мощностей;
  • наличие неоперационных (непроизводственных) активов;
  • наличие законсервированных или выведенных из оборота мощностей (мобилизационный запас);
  • собственный оборотный капитал с позиций его достаточности для обеспечения будущих потребностей предприятия.

     В основе мониторинга  стоимости предприятия  лежит заимствованная из опыта стран с развитой рыночной экономикой практика определения стоимости действующего предприятия (бизнеса). Стоимость компании – объект стратегического управления. Сейчас у топ менеджеров стало появляться понимание того, что в конечном итоге эффективность управления предприятием определяется не его ликвидностью или рентабельностью, не величиной прибыли, а увеличением «цены» бизнеса. Это значит, что грамотно управляемое предприятие со временем увеличивает свою стоимость, а, следовательно, величина стоимости не только предмет фискальных интересов государства, но и объект стратегического планирования, мониторинга и управления.

     Осознав, что управлять невозможно без  знания как реальной стоимости бизнеса, так и стоимости активов, можно приступать к постановке системы мониторинга и управления стоимостью компании. Процесс постановки системы мониторинга состоит из шести этапов:

     1. Определение цели и задачи  системы мониторинга и управления  стоимостью компании.

     2. Описание объектов управления  системы мониторинга и управления  стоимостью компании.

     3. Проведение управленческой инвентаризации  имущества предприятия и оценка  бизнеса.

     4. Формирование множества показателей  деятельности и эффективности  системы мониторинга и управления  стоимостью компании.

     5. Разработка регламентов и процедур  управления стоимостью.

     6. Разработка системы регламентирующих  документов.

     Реализация  системы управления стоимостью компании предполагает, что целью и критерием  эффективности деятельности является максимизация рыночной стоимости собственного капитала, т. е. «цены» предприятия. Для  этого нужно обеспечить интеграцию разрабатываемой системы с системой бюджетирования, финансового анализа, бухгалтерского и управленческого учета.

     Постановка  системы мониторинга  и  управления стоимостью компании позволит обоснованно  принимать решения  о: необходимости изменений в составе активов компании, включая неоперационные (избыточные), социальные и финансовые; целесообразности участия в капитале других компаний; эффективности существующих бизнесов компании и целесообразности открытия новых бизнес-линий; характере динамики стоимости имущества и компании в целом с учетом поставленных стратегических и оперативных целей управления, а также многих других задач. При таком подходе к управлению достигается максимальная стоимость компании и обеспечивается выживаемость и высокая конкурентоспособность компании.

     Если  мониторинг и управление оценочной  стоимостью внедрено и организованно  должным образом, компания получает огромные выгоды. Такое управление, по сути, представляет собой непрерывную  реорганизацию, направленную на достижение максимальной стоимости. Оно должно служить ориентиром для принятия решений на всех уровнях – от стратегических, на уровне совета директоров, до повседневных оперативных решений  менеджеров низшего звена. Управление стоимостью призвано развить у всех работников компании стоимостное мышление, основанное на ключевых факторах стоимости. Оно должно улучшить двусторонний обмен  информацией, поскольку позволяет всем членам организации говорить на одном, понятном языке. Его следует усиливать обсуждением итогов деятельности, измеряемых факторами стоимости, и системами поощрения на основе стоимости. И, наконец, внедрение системы мониторинга и управления стоимостью не должно сопровождаться крупными издержками.  

2. Обзор методов оценки стоимости бизнеса

     Почти все существующие способы и формулы  оценки стоимости бизнеса могут  быть отнесены к одному из трех общих  подходов, а именно: доходному, рыночному  и затратному, которые взаимосвязаны  между собой. Оценщики обычно используют один или несколько общепризнанных методов для оценки бизнеса. Применение одновременно нескольких методов позволяет  оценщикам получить взаимно обоснованные подтверждения для составления  заключения о стоимости. Выбор конкретного  метода или их комбинации зависит  от целей оценки.

     Рассмотрим  основные методы оценки стоимости бизнеса.

     Доходный  метод.

     Определение стоимости бизнеса доходным методом  основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, превосходящую  текущую стоимость будущих доходов  от этого бизнеса. Собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей  стоимости прогнозируемых будущих  доходов. В результате взаимодействия стороны придут к соглашению о  рыночной цене, равной текущей стоимости  будущих доходов. В рамках доходного  подхода стоимость бизнеса может  быть определена:

     - как стоимость капитализированного  дохода (дивидендов);

     - как стоимость капитализированной  прибыли;

     - либо методом дисконтированных  денежных потоков.

     Рыночный (сравнительный) метод (метод  отраслевых аналогов).

     Данный  метод позволяет определить стоимость  компании на основании ее сравнения  с аналогичными компаниями, акции  которых свободно обращаются на финансовых рынках (метод рынка капитала), или  с уже купленными (проданными) в  течение недавнего времени компаниями (метод сделок).

     Инвестор, действуя по принципу альтернативной инвестиции, может инвестировать  либо в аналогичные компании, либо в оцениваемую. Поэтому данные о компаниях, чьи акции находятся в свободной продаже, при использовании соответствующих корректировок должны послужить ориентирами для определения стоимости оцениваемой компании.

     Метод сделок основан на использовании  цен приобретения пакетов аналогичных  предприятий в прошлом. Метод  рынка капитала основывается на применении цен на акции, сформированных открытым фондовым рынком.

     Определение рыночной стоимости предприятия  сравнительным методом основано на использовании ценовых мультипликаторов. Ценовой мультипликатор – это  коэффициент, показывающий соотношение  между рыночной ценой предприятия и другим показателем, финансовым или операционным.

     Затратный подход.

     Затратный подход – это совокупность методов  оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки с  учетом его износа. Оценка на базе затратного подхода основывается на фактических  данных прошедших периодов и не отражает перспективы и будущие ожидания от бизнеса.

     Метод дисконтирования  денежных потоков (ДДП).

     Метод дисконтирования денежных потоков (ДДП) вошел в практику инвестиционного  анализа сравнительно недавно –  около двенадцати лет назад. Тем  не менее, он довольно быстро завоевал авторитет среди аналитиков и  инвесторов и на данный момент является преимущественным методом оценки предприятий.

     ДДП предполагает построение (разработку) финансово-аналитической модели деятельности компании. Среди основных параметров модели, которые нужно определить на начальном этапе, длина прогнозного  периода, то есть количество лет, для  которых будет рассчитан денежный поток. В качестве прогнозного берется  период, продолжающийся до тех пор, пока темпы роста компании не стабилизируются (предполагается, что в постпрогнозный период должны иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечный поток доходов).

Информация о работе Текущий мониторинг оценочной стоимости