Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 17:30, курсовая работа
Оценка кредитоспособности потенциальных заёмщиков является одной из наиболее сложных и ответственных задач в деятельности коммерческого банка. Эффективная организация процесса оценки кредитоспособности позволяет, во-первых, снизить уровень кредитных рисков банка, а во-вторых, создать необходимые условия для качественного обслуживания клиентов банка, предъявляющих спрос на кредитные продукты.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Сущность кредитоспособности предприятия ……………………………4
Краткая характеристика предприятия…………………………………….8
Анализ динамики основных производственно-экономических показателей деятельности предприятия…………………………………10
Анализ ликвидности активов…………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ…………………
АННОТАЦИЯ
Курсовой проект состоит из четырех пунктов, введения, заключения и списка литературы. В проекте проводится оценка влияния ключевых финансовых показателей на уровень кредитоспособности предприятия.
Работа содержит: двадцать три страницы, три таблицы, три диаграммы, четыре формулы.
Ключевые слова: оценка кредитоспособности, анализ, ликвидность.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ……………………………………………..23
ВВЕДЕНИЕ
Оценка кредитоспособности
потенциальных заёмщиков является одной
из наиболее сложных и ответственных задач
в деятельности коммерческого банка. Эффективная
организация процесса оценки кредитоспособности
позволяет, во-первых, снизить уровень
кредитных рисков банка, а во-вторых, создать
необходимые условия для качественного
обслуживания клиентов банка, предъявляющих
спрос на кредитные продукты. Актуальность
данной задачи трудно переоценить, поскольку
увеличивающийся спрос на кредитные продукты
со стороны предприятий различных отраслей
народного хозяйства и рост конкуренции
на рынке банковских услуг, вызванный
экспансией на кредитный рынок России
иностранных кредитных учреждений требует
от банков совершенствования механизмов
оценки кредитоспособности с целью повышения
качества обслуживания клиентов и одновременно
минимизации кредитных рисков.
Объектом
исследования является ОАО «АВТОВАЗ». Основная деятельность
предприятия – выпуск автомобилей, запчастей,
комплектующих и т.д.
Кредитоспособность предприятия - более узкое понятие, чем его платежеспособность, возможность и готовность предприятия погасить все виды задолженности. Если свою обычную задолженность предприятие должно погашать, как правило, за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг), то ссудная задолженность имеет ещё три источника погашения:
*выручка от реализации имущества, принятого банком в залог по ссуде;
*гарантии другого банка или предприятия;
*страховые возмещения.
Поэтому принято считать, что коммерческий банк, грамотно дающий ссуды, может рассчитывать на полное или хотя бы частичное их возмещение даже в том случае, когда заемщик окажется неплатежеспособен.
Под кредитоспособностью заемщика принято понимать способность погашать ссудную задолженность. Её оценка представляет собой оценку банком заёмщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему кредита. Она определяет вероятность своевременного возврата его и выплаты процентов по нему.
В определении данного понятия не указано, какая задолженность имеется в виду, по какому виду кредита и на какой срок. Определение вполне универсальное, но в реальной банковской практике под кредитоспособностью предприятия принято понимать его способность погасить ссудную задолженность по краткосрочному или долгосрочному кредиту.
Изучение кредитоспособности осуществляется для качественной оценки заёмщика до решения вопроса о выдаче кредита и его условиях, определение способности и готовности клиента вернуть взятые им в долг средства в соответствии с кредитным договором.
Основными задачами определения кредитоспособности заемщика являются изучение финансового положения предприятия, предупреждение потерь кредитных ресурсов вследствие неэффективной деятельности заёмщика, стимулирование предприятия в направлении повышения его деятельности и кредитования.
Изучение банками разнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашение кредитов, или, напротив, обеспечивают их своевременный возврат, составляет содержание банковского анализа кредитоспособности.
При анализе кредитоспособности банки должны решить следующие вопросы: способен ли заемщик выполнить свои обязательства в срок, готов ли он их исполнить? На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер, а так же связан с личными качествами руководителей предприятия.
Состав и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.
Способность своевременно возвращать кредит оценивается путем анализа баланса предприятия на ликвидность, эффективного использования кредита и оборотных средств, уровня рентабельности, а готовность определяется посредством изучения дееспособности заемщика, перспектив его развития, деловых качеств руководителей предприятий.
В связи с тем, что предприятия значительно различаются по характеру своей производственной и финансовой деятельности, создать единые универсальные и исчерпывающие методические указания по изучению кредитоспособности и расчету соответствующих показателей не представляется возможным. В современной международной практике также отсутствуют твердые правила на этот счет, так как учесть все многочисленные специфические особенности клиентов практически невозможно.
Процесс кредитования связан с действием многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в обусловленный срок. Изменения в потребительском спросе или в технологии производства могут решающим образом повлиять на дела фирмы и превратить некогда процветающего заемщика в убыточное предприятие. Продолжительная забастовка, резкое снижение цен в результате конкуренции или уход с работы ведущих управляющих - все это способно отразиться на погашении долга заемщиком. Предоставляя ссуды, коммерческий банк должен изучать факторы, которые могут повлечь за собой их непогашение. Такое изучение именуют анализом кредитоспособности (credit analysis).
Основная цель такого анализа определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.
Рассматривая кредитную заявку, служащие банка учитывают много факторов. На протяжении многих лет служащие банка, ответственные за выдачу ссуд исходили из следующих моментов:
- дееспособности заемщика, активность руководства;
-
репутация предприятия и его
руководства (компетентность, обязательность,
честность, порядочность, отношение
заёмщика к своим
- способность заёмщика получать средства, достаточные для погашения кредита;
-
владение активами для
- роль и место заёмщика в экономике страны, региона и перспективы его развития;
-
состояния экономической
Для получения такого рода данных банку, разумеется, потребуется информация, характеризующая финансовое состояние фирмы. Это обуславливает необходимость изучения финансовых отчетов, возможности появления непредвиденных обстоятельств и положения со страхованием. Источниками информации о кредитоспособности Заемщика могут служить:
- переговоры с Заявителями;
- внешние источники;
- инспекция на месте;
- анализ финансовых отчетов;
2.Краткая характеристика предприятия.
ОАО "АвтоВАЗ" - крупнейший производитель легковых автомобилей в России. В 2006 году компания выпустила 765,6 тысяч автомашин. Чистая прибыль за 2006 год составила свыше 2,5 миллиарда рублей. Всего по итогам 10 месяцев 2007 года в России реализовано 542,5 тысяч автомобилей производства ОАО "АвтоВАЗ", что на 2,2% выше показателя за тот же период предыдущего года.
Покупательский интерес к продукции АвтоВАЗа восстанавливается за счет новинок, которые появляются в производстве, - это автомобили семейств "Lada Kalina" и "Lada Priora" с антиблокировочной системой тормозов. В конце 2007 года изготовлены первые универсалы "Lada Kalina", в январе 2008 года завод приступил к сборке хэтчбеков "Lada Priora".
С начала производства с конвейера сошло уже более 126 тысяч автомобилей "Lada Kalina". В конце апреля 2007 года запущено производство новой модели "Lada Priora", которая с июля полностью заменила "Lada 110". Чтобы удержать позиции на рынке, необходимо ежегодно увеличивать суммарную долю новых моделей в общем объеме выпуска автомобилей и автокоплектов. В 2007 году она должна составить 22%, в следующем – 37%, а в 2009 – 41%.
Так как ОАО "АвтоВАЗ" является крупнейшим производителем легковых автомобилей в России, то его девизом является не просто развитие собственного предприятия, но и развитие отечественного автомобильной промышленности в целом, посредством поднятия качества продукции.
Основные направления деятельности
Деятельность предприятия направлена на увеличение доли продаваемых автомобилей отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках и сохранение национальных брендов.
Для достижения этих целей необходимо организовать качественный и количественный прорыв в развитии модельного ряда автомобилей различного класса с обеспечением всех требований по качеству, безопасности, экологии на уровне мировых стандартов, обеспечить более высокую конкурентоспособность товара. Руководство ООО "Группа АвтоВАЗ" (управляющая компания, обладающая полномочиями единоличного исполнительного органа) во многом рассчитывает на государственную поддержку: принятие Федеральной целевой программы по развитию автомобильной промышленности, возможность использования средств Инвестиционного фонда для создания автомобильной техники нового поколения, предоставление налоговых льгот для импорта технологического оборудования. Однако заручившись поддержкой государства, нельзя забывать о постоянном совершенствовании самого предприятия, о решении его внутренних проблем. В последние два года на ОАО "АвтоВАЗ" выполняется стратегическая задача по реформированию деятельности всех подразделений с целью создания современной автомобильной корпорации, прозрачной для инвесторов и партнеров. А также проводится реструктуризация органов управления предприятия с целью ликвидации бюрократической модели управления
3.Анализ динамики основных
производственно-экономических
Производственно-экономический анализ предприятия приобретает особую важность при проведении мероприятий, связанных с ее развитием, поскольку ставит своей целью оценить уровень эффективности применяемых предприятием производственных ресурсов для производства и реализации продукции (материальных ресурсов, средств и предметов труда, трудовых ресурсов), выявить резервы повышения эффективности их использования. Для этого, производится анализ динамики основных производственно-экономических показателей деятельности предприятия, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности использования основных средств.
На основе имеющихся данных, проведем полный производственно – экономический анализ ОАО «АВТОВАЗ». В «Таблице 1. Производственно – экономические показатели предприятия ОАО «АВТОВАЗ»», имеются данные по основным показателям, с помощью которых был произведен расчет абсолютного отклонения и темпов роста.
Таблица 1. Производственно-экономические показатели предприятия ОАО «АВТОВАЗ»
Показатели |
Ед. изм. |
Года | ||
2011 |
2012 |
2013 | ||
Выручка от продаж |
млн. руб. |
174846 |
183217 |
175152 |
Абсолютное отклонение |
млн. руб. |
8371 |
-8065 | |
Темп роста (снижения) |
% |
1,04 |
0,95 | |
Полная себестоимость продаж |
млн. руб. |
154654 |
164820 |
163012 |
Абсолютное отклонение |
тыс. руб. |
10166 |
-1808 | |
Темп роста (снижения) |
% |
1,06 |
0,98 | |
Прибыль от продаж |
млн. руб. |
4659 |
2736 |
-3497 |
Абсолютное отклонение |
млн. руб. |
1923 |
-5343 | |
Темп роста (снижения) |
% |
0,58 |
-1,27 | |
Чистая прибыль |
млн. руб. |
3106 |
211 |
-6899 |
Абсолютное отклонение |
млн. руб. |
-2895 |
-7110 | |
Темп роста (снижения) |
% |
0,07 |
-32,6 | |
Среднесписочная численность работников |
чел. |
74355 |
66052 |
66728 |
Абсолютное отклонение |
чел. |
-8303 |
676 | |
Темп роста (снижения) |
% |
0,9 |
1,01 | |
Производительность труда |
% |
102,9 |
101,3 |
103,3 |
Абсолютное отклонение |
% |
-1,6 |
2 | |
Темп роста (снижения) |
% |
0,9 |
1,01 | |
Рентабельность продукции (рассчитанная по прибыли от продаж) |
% |
2,7 |
1,49 |
-2 |
Абсолютное отклонение |
п. п. |
-1,21 |
-3,49 |