Сущность и значение дивидендной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Дивиденды – это в конечном счёте цель, к которой стремятся акционеры, учреждая общество.
Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что предприятие, в акции которого они вложили свои деньги, работает успешно.
Главный вопрос дивидендной политики: Как примирить интерес акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития?

Оглавление

Введение
3
Глава 1. Сущность и роль дивидендной политики
4
1.1.Понятие и сущность дивидендов
4
1.2. Формы и порядок выплат дивидендов
8
1.3. Модели дивидендной политики
12
Глава 2. Принципы дивидендной политики
16
2.1. Дивидендная политика как метод повышения инвестиционной привлекательности предприятия
16
2.2. Особенности дивидендной политики в Российской Федерации
22
2.3 Пример расчета дивиденда
23
Заключение
25
Список литературы
28

Файлы: 1 файл

курсовая дивидентн. политика.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Автоматическое  реинвестирование предоставляет акционерам право индивидуального выбора — получить дивиденды наличными или реинвестировать их в дополнительные акции. В последнем случае предприятие осуществляет дополнительную эмиссию акций либо выкупает их требуемое количество на вторичном рынке.

Достоинство такой формы  выплат для предприятия заключается в том, что в случае выбора акционеров в пользу реинвестирования оно фактически получает постоянный источник собственного капитала. Выгода собственников состоит в возможности быстрого реинвестирования либо росте стоимости акций в случае объявления об обратном выкупе. Следует отметить, что данная форма дивидендных выплат пока еще не получила распространение в отечественной практике.

Выплата дивидендов в  виде акций предполагает распределение среди собственников дополнительных акций на общую сумму дивидендных выплат. При этом число акций в обращении увеличивается, а цена, как правило, падает.

- покупка на открытом рынке;

- покупка пакета у крупного держателя, как правило, инстуционального инвестора;

- объявление тендера — покупка по специальной цене у существующих акционеров.

Выкуп акций является популярной формой выплаты дивидендов в зарубежной практике. В настоящее время такая политика все активнее начинает применяться и отечественными предприятиями:

- по обыкновенным и привилегированным акциям, размера дивиденда по которым не определен, если не принято решение полной выплате дивидендов по всем типам привилегированных акций, размер дивидендов по которым определен уставом;

- по привилегированным акциям определенного типа, и которым размер дивиденда определен уставом, до решения полной выплате дивидендов по всем типам акций, предоставляющих преимущество по очередности выплат.

В мировой хозяйственной практике известны различные выплаты дивидендов:

- регулярные дивиденды, выплачиваемые на периодически или постоянной основе;

- дополнительные дивиденды;

-  специальные дивиденды;

-  ликвидационные дивиденды, выплачиваемые в случае ликвидации предприятия или его части и др.

Выплата дивидендов осуществляется в  несколько этапов:

1. Дата объявления — совет директоров объявляет о намерении выплатить дивиденды в соответствующем объеме (сумме) определяет дату начала платежей.

2.  Экс-дивидендная дата либо дата закрытия реестра — момент времени, до которого необходимо владеть акцией, чтоб иметь право на получение дивидендов. В этот день курс акций обычно снижается на величину, равную или близкую к объяв ленному дивиденду.

3. Дата платежа — день начала выплат дивидендов акционерам.

Выплата дивидендов может осуществляться в различны формах, каждая из которых  имеет свои преимущества и недостатки. К наиболее распространенным из них следует отнести:

-  выплаты в денежной форме (cash dividends);

-  автоматическое  реинвестирование   (dividend reinvestme plans);

-  выплата акциями (stock dividends);

- дробление акций (stock split);

-  выкуп собственных акций (stock repurchase) и др.

 

1.3. Модели дивидендной  политики

Современная финансовая наука предлагает несколько теоретических подходов к решению вопросов дивидендной политики, наибольшее распространение из которых получили:

Теория нерелевантности  дивидендов (теория ММ).

Как и в случае со структурой капитала, Модильяни и Миллер исследовали взаимосвязь дивидендной политики и стоимости фирмы в идеальных условиях, предполагающих:

- совершенство рынков;

- безразличность выбора  между дивидендами или доходом  от прироста капитала;

- независимость инвестиционной политики фирмы от финансовой и др.

Исходя из сделанных  допущений, Модильяни и Миллер показали, что инвесторов в условиях совершенного рынка будет интересовать только общая доходность, а не ее конкретные формы. Таким образом, любая дивидендная политика будет приводить к одинаковым результатам. Поэтому на совершенном рынке дивидендная политика не влияет на стоимость фирмы и благосостояние собственников. Для иллюстрации данного вывода рассмотрим три основных случая:

- фирма имеет необходимые средства для текущих выплат собственникам;

-  фирма продает  новые акции для выплаты дивидендов;

- фирма не выплачивает  дивиденды.

Если для финансирования дивидендных выплат выпускаются новые акции, то их реализация увеличит собственный капитал и стоимость фирмы. Одновременно выплата дивидендов уменьшит стоимость фирмы на эту же величину. Поскольку на совершенном рынке акции продаются по справедливой цене, оба эффекта взаимно уравновесятся, и стоимость фирмы не изменится.

Если фирма вообще не выплачивает дивиденды, а собственники нуждаются в денежных средствах, они продадут часть акций другим инвесторам, что равносильно «самодельным» дивидендам. Поскольку на совершенном рынке акции будут проданы

Теория предпочтения дивидендов.

Противоположная предыдущей точка зрения базируется на фундаментальном подходе к оценке акций, согласно которому их стоимость определяется потоком будущих дивидендных выплат.

Более того, на практике форма получения  дохода также небезразлична инвесторам. Суть второго аргумента хорошо описывает известная пословица: «Лучше синицу в руки, чем журавль в небе». Поскольку получение дохода в форме прироста стоимости капитала связано со значительным риском и объем дохода невозможно прогнозировать, инвесторы в общем случае должны предпочитать высокий уровень текущих дивидендных выплат, т. е. «синицу в руки».

При этом продажа акций на рынке  для получения текущего дохода в  соответствии с теорией Модильяни-Миллера  для инвестора гораздо менее  привлекательна, поскольку связана  транзакционными издержками, риском неблагоприятной конъюнктуры цен и низкой ликвидности, наконец, с потерей ценно го актива, способного приносить доход в будущем.

Теория налоговых асимметрий.

При получении дивиденды подлежат немедленному налога обложению, в то время как налог на прирост капитала уплачивается только при продаже акций, долей, паев. Таким образом, на лог на прирост капитала теоретически может быть отсрочен д бесконечности.

С учетом данного факта Р. Литценбергер и К. Рамасвами предложили теорию, основанную на налоговых эффектах. По их мнению, когда дивиденды облагаются более высокими налогами, чем прирост капитала, фирмы должны выплачивать самые низкие денежные дивиденды, которые они могут себе позволить. Имеющиеся денежные средства должны сохраняться и реинвестироваться или же использоваться для выкупа акций.

Теория клиентуры.

Сущность данной теории можно кратко выразить известным выражением: «Клиент  всегда прав». Другими словами, фирма должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям и предпочтениям ее акционеров и будущих инвесторов. В свою очередь инвесторы обычно выбирают фирму, дивидендная политика которой в наибольшей степени соответствует целям их вложений. И чем эта политика стабильнее, тем привлекательнее та или иная фирма для данной категории инвесторов.

Следовательно, если основной состав акционеров отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на цели текущего потребления. И наоборот, если основной состав акционеров отдает предпочтение увеличению своих доходов в будущем, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения. Та часть акционеров, которая с такой дивидендной политикой будет не согласна, реинвестирует свой капитал в акции других фирм, в результате чего состав «клиентуры» станет еще более однородным.

Результаты прикладных исследований свидетельствуют о том, что «эффект  клиентуры» (clientele effect) действительно имеет место. Как будет показано далее, особенно ярко, хотя и с определенной спецификой, этот эффект клиентуры проявляется в России.

Сигнальная теория.

Одно из допущений теории нерелевантности  дивидендов ММ заключается в том, что все инвесторы обладают равным доступом к информации. Однако нам уже известно, что на практике информация асимметрична. В этих условиях большинство инвесторов не знают истинную стоимость фирмы, а для ее оценки используют модели вида. Тогда выплаты дивидендов могут служить сигналами о будущей прибыли фирмы и ее истинной стоимости. В целом эмпирические наблюдения свидетельствуют в пользу обоснованности данной теории, поскольку рост дивидендов часто сопровождается повышением котировок акций, в то время как их снижение приводит к падению их курсов.

Модель агентских издержек.

Согласно данной модели увеличение дивидендных выплат является одним из способов снижения агентских  издержек, поскольку сокращает денежные потоки фирмы и снижает возможности  менеджмента осуществлять чрезмерное инвестирование и неприбыльные проекты, а также вынуждает фирму искать дополнительные внешние источники финансирования. Увеличивая капитал из внешних источников, фирма вынуждена предоставлять определенную информацию органам надзора и инвесторам, что облегчает последним контроль за менеджментом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Принципы дивидендной политики

2.1. Дивидендная политика как метод повышения инвестиционной привлекательности предприятия

Инвестиционная политика предприятия требует определения  и проведения предприятием дивидендной  политики. Повышенное внимание отечественных и зарубежных авторов к различным аспектам дивидендной политики определяется рядом обстоятельств:

- во-первых, дивидендная  политика оказывает влияние на  отношения с инвесторами. Акционеры  негативно относятся к компаниям,  которые сокращают дивиденды, потому что связывают такое сокращение с финансовыми трудностями компании и могут продать свои акции, влияя на снижение их рыночной цены;

- во-вторых, дивидендная  политика влияет на финансовую  программу и бюджет капиталовложений  предприятия; 

- в-третьих, дивидендная политика воздействует на движение денежных средств предприятия;

- в-четвертых, дивидендная  политика сокращает собственный  капитал, так как дивиденды  выплачиваются из нераспределенной  прибыли. В результате это приводит  к увеличению коэффициента соотношения долговых обязательств и акционерного капитала.

Дивидендная политика включает в себя принятие решения о выплате  акционерам прибыли в форме дивидендов или удержании ее для инвестирования на предприятии. Решение о выплате  дивидендов фактически является решением о финансировании, поскольку увеличение коэффициента дивидендных выплат уменьшает объем реинвестируемой прибыли. Если инвестиционные проекты обещают уровень рентабельности, превышающий требуемый, инвесторы могут предпочесть вариант накопления.

Если ожидаемая прибыль  от инвестиций равна требуемой, то, с точки зрения инвестора, ни один из вариантов не имеет преимуществ. В противном случае инвесторы  предпочтут выплату дивидендов.

Второй ключевой вопрос при выборе дивидендной политики - это вопрос выбора оптимальной дивидендной политики, т.е. политики, обеспечивающей как максимизацию совокупного богатства акционеров, так и достаточное финансирование деятельности предприятия.

Нахождение оптимальной  дивидендной политики - исключительно трудная задача: необходимо найти баланс между текущими дивидендами и будущим ростом, который максимизировал бы цену акций предприятия.

Сложность заключается  еще в том, что оптимальная  дивидендная политика - это субъективная политика каждого отдельного предприятия, выбираемая исходя из особенностей предприятия, его владельцев, инвестиционных возможностей и других факторов, влияющих на дивидендную политику.

В числе таких факторов в научной литературе называются:

- темп роста компании;

- рентабельность;

- стабильность доходов;

- удержание контроля над деятельностью компании;

- степень финансирования за счет заемного капитала;

- возможность финансирования из внешних источников;

- стадия жизненного цикла и масштабы компании;

- налоговые ставки на дивиденды и доходы с прироста капитала;

- предпочтения акционеров;

- ограничения правового характера.

Из-за большого числа  факторов, а также ввиду изменения  относительной значимости этих факторов во времени и на отдельных предприятиях невозможны разработка и применение общей модели для формирования дивидендной политики. Поэтому осуществляется выбор из трех возможных типов политики определения коэффициента дивидендных выплат, исходя из оценки финансовых потребностей предприятия и поддержания его ликвидности.

Оценивая финансовые потребности, следует принимать  во внимание прогнозы денежных потоков  предприятия, долгосрочных инвестиций и другие факторы, влияющие на состояние  денежных остатков предприятия. Основное в этой оценке - определение возможных  потоков средств и возможного их состояния с учетом изменения дивидендных ставок и риска. Иначе говоря, анализируется способность фирмы поддерживать стабильный уровень дивидендов в связи с вероятным распределением будущих потоков денежных средств.

Информация о работе Сущность и значение дивидендной политики предприятия