Риски на туристическом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:59, контрольная работа

Краткое описание

В контрольной работе даны ответы на два теоретических вопроса: сущность и особенности рисков предприятия туризма; понятие и специфические черты туристического рынка

Оглавление

Теоретический вопрос № 1 Сущность и особенности рисков предприятия туризма
Теоретический вопрос № 2 Понятие и специфические черты туристического рынка
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Финменеджмент контрольная.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших туристских производителей предлагает похожую, но не идентичную туристскую продукцию (туристские услуги). Различия между монополистической и чистой конкуренцией весьма значительные. Для первой не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа, скажем 30, 45, 65 или 80.

Такое число туристских предприятий определяет несколько  важных признаков монополистической  конкуренции:

    1. Каждое туристское предприятие обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому оно имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой.
    2. Существует достаточно твердая гарантия тайного сговора, согласованных действий предприятий с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен.
    3. Отсутствует ощущение взаимной зависимости предприятий; каждое из них определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурентов.

В противоположность  чистой конкуренции одним из основных признаков монополистической конкуренции  является также дифференциация туристского продукта. Производители в условиях монополистической конкуренции выпускают разновидности определенного туристского продукта. при этом дифференциация продукта может принимать ряд форм:

    1. Турпродукты могут различаться по своим физическим, или качественным параметрам. Туристская дестинация достаточно большого размера (например, крупный или средний город) имеет ряд разнообразных средств размещения, предлагающих услуги ночлега для туристов, которые значительно отличаются друг от друга. Различные по звездности гостиницы предлагают различный набор услуг, качество их предоставления тоже различное. кроме того, дифференциация прослеживается и на уровне иных средств размещения: мини-отелей, флотелей, кемпингов и т.д. Подобным же образом одна из сетей быстрого питания, торгующая гамбургами, придает важное значение качеству своих булочек, которые отличаются пряным ароматом, в то время как ее конкурент уделяет особое внимание качеству рубленых котлет.
    2. Условия, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации туристского продукта. Например ,антикварно-сувенирный бутик может придавать особой значение качеству обслуживания покупателей, его работники упакуют покупки туриста и доставят их ему в гостиницу. Конкурент в лице иного аналогичного бутика может предоставлять туристам возможность самим забирать свои покупки, но продает их по более низким ценам.
    3. Продукты также могут быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Небольшие магазины успешно конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент продуктов и назначают более низкие цены. Владельцы маленьких магазинов располагают их ближе к покупателям, на наиболее оживленных туристских улицах, нередко они открыты круглосуточно.

Таким образом, в условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но и на неценовых факторах. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем у конкурентов.

Одним из важных значений дифференциации продукта, является то, что, несмотря на наличие относительно большого числа туристских предприятий, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свой товар (услуги). Туристы (потребители) отдают предпочтение продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за нее, чтобы удовлетворить свои предпочтения. Например, турист желает остановиться только в отеле, принадлежащем гостиничной сети «Мариот», и готов заплатить за это соответствующую цену.

Вступит в отрасли  с монополистической конкуренцией относительно легко. Однако по сравнению  с чистой конкуренцией могут быть некоторые дополнительные финансовые барьеры, порожденные потребностью получения туристского продукта, отличающегося от продукта конкурентов, и обязательством рекламировать этот продукт.

Олигополия. Выдающаяся черта олигополии – «немногочисленность», когда относительно малое число туристских предприятий господствует на рынке. Количество этих предприятий точно не определено, потому что рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией, с другой. Например, олигополия включает транспортный сектор, в котором несколько аэропортов имеют тенденцию господствовать на туристском рынке дестинации. В Москве при олигополии три аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково) имеют примерно равные доли рынка авиаперевозок.

Олигополии в сфере  туризма, как правило, дифференцированные, т.е. производят дифференцированные туристские продукты.

Таким образом, тот или  иной туристский рынок может иметь  свойственную только ему модель организации.

 

 

 

Список использованной литературы 
К теоретическому вопросу № 1: 
1. Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2002. № 3. С. 31. 
2. Там же. С. 32. 
3. См.: Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Страхование. Организация. Структура. Практика. СПб., 2002. С. 141. 
4. См.: Лапуста М. Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности. М., 1998. С. 71. 
5. См.: Бердникова А. Н. АО на рынке ценных бумаг. М., 1997. С. 44. 
6. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. А. П. Ковалёва. Ростов н/Д., 2001. С. 166. 
7. Там же. 
8. Там же. С. 167. 
9. Финансы. Денежное обращение. С. 168. 
10. Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. № 12. С. 32. 
11. Турбизнес. 2002. № 12. С. 11. 
12. Туринфо. 2003. № 17. С. 2 
13. Там же. № 14. С. 6. 
14. Турбизнес. 2002. №12. С. 10. 
15. Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. № 12. С. 33.

К теоретическому вопросу  № 2:

 

1. Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.С. Боголюбов, С.А. Быстров. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.




Информация о работе Риски на туристическом рынке