Реструктуризация предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:44, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время реструктуризация - одно из существенных направлений деятельности практически любой компании, нацеленной на успешный бизнес, а также эффективный рыночный инструмент повышения ее конкурентоспособности.

Оглавление

Введение 2
Основные положения концепции реструктуризации 2
Законодательные процедуры реорганизации предприятий 12
Основные формы и методы государственного регулирования реструктуризации предприятий 14
Нормативно-правовая база реструктуризации в Российской Федерации 17
Заключение 22
Задача 23
Тесты 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

реструктуризация.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     Основными документами микроуровня, в той  или иной степени характеризующими процедуру реструктуризации, являются:

  • Концепция реформирования  предприятий  и  иных  коммерческих  организаций,  утверждённая постановлением Правительства РФ от 30.10.1997 г. № 1373 (Концепция реформирования);
  • Типовая (примерная) программа реформы предприятия, утверждённая приказом Министерства экономики РФ от 01.10.1997 г. № 118 (Типовая программа реформы).

     Названные документы имеют разъясняющий и  рекомендательный характер и в большей  степени рассматривают процедуру  реструктуризации в качестве способа  реформирования российских предприятий. В соответствии с постановлением № 1373 под реформой предприятий следует понимать "изменение принципов их действия, направленное на реструктуризацию". Под реструктуризацией рекомендуется понимать "осуществление комплекса мероприятий по приведению условий функционирования предприятия в соответствие с выработанной стратегией его развития".

     Решение базовых вопросов, связанных с  проведением преобразований на предприятии, обеспечивает свод кодексов Российской Федерации:

  • Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ;
  • Налоговый кодекс РФ (часть I от 31.07.1998 № 146-ФЗ; часть II от 05.08.2000 № 117-ФЗ);
  • Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ;
  • Кодекс законов о труде РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

   Действующий Гражданский кодекс не содержит обобщающего  понятия реорганизации и, ограничиваясь  перечислением форм ее проведения (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование - статья 57), сразу переходит к регламентации общих требований осуществления данной процедуры. Такой пробел частично восполняется нормами специальных нормативных актов корпоративного характера. Вопросы, связанные с созданием новых юридических лиц, принятием решений о проведении того или иного рода преобразований на предприятии, процедурой реорганизации юридических лиц, помимо кодексов, рассматривает ряд законов, например:

  • Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 № 208-ФЗ;
  • Федеральный закон "О производственных кооперативах" от 08.05.1996 № 41-ФЗ;
  • Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 № 14-ФЗ;
  • Федеральный закон "О государственных и муниципальных предприятиях" от 14.11.2002 № 161-ФЗ.

Решение частных вопросов, которые могут  возникнуть в процедуре реструктуризации, обеспечивают такие Федеральные  законы, как:

  • "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001, № 128-ФЗ;
  • "О конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991, № 948-1;
  • "О финансовой аренде (лизинге)" от 29.01.2002 № 10-ФЗ;
  • "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 № 178-ФЗ;
  • "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 № 39-ФЗ;
  • "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 120-ФЗ.

   Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" является принципиально новым актом  законодательства о банкротстве. Он ввел в эту сферу новые правовые понятия, изменил прежний порядок проведения процедур банкротства. Только одна из процедур банкротства ведет к ликвидации должника - это конкурсное производство. Остальные процедуры банкротства - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение - это реабилитационные процедуры, которые ведут к восстановлению платежеспособности предприятия, к освобождению от долгов. В соответствии с принятым Законом изменился сам механизм регулирования несостоятельности предприятий. Кроме того, он дает возможность хозяйствующему субъекту вести нормальную деятельность в период проведения в отношении него процедур банкротства.

   В Федеральном законе "О реструктуризации кредитных организаций" от 08.07.1999 № 144-ФЗ были заложены правовые основы, определяющие порядок разработки и реализации проектов реструктуризации кредитных организаций. Определение "реструктуризации предприятия" более полно трактовалось в п. 1 ст. 2 закона. Под реструктуризацией предприятия понимался "комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации". На настоящий момент законодательное определение "реструктуризации предприятий" фактически отсутствует в связи с тем, что это Федеральный закон утратил силу.

   Наиболее  конкретизированы в правовом поле Российской Федерации вопросы реструктуризации задолженности перед бюджетом и  внебюджетными фондами. Как правило, круг вопросов, касающихся реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом, определяется законом о федеральном бюджете. Базовым документом, регламентирующим вопросы реструктуризации юридических лиц перед федеральным бюджетом, является Постановление Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".

   Объектами реструктуризации, согласно указанному Постановлению, могут быть:

  1. задолженность юридических лиц по пеням и штрафам, начисленным по просроченной задолженности по налогам и сборам;
  2. задолженность по налогам и сборам юридических лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности при условии предоставления ими утверждённого арбитражным судом мирового соглашения.

   Таким образом, рассмотрев основы нормативно-правового  регулирования реструктуризации отечественных  предприятий, можно сделать вывод  о том, что законодательная база крайне неоднородна и далеко не совершенна. Для того чтобы провести успешную реструктуризацию организации, необходимо владеть всеми юридическими тонкостями, что под силу далеко не всем даже профессиональным юристам. Нормативно-законодательная база должна регламентировать в будущем основные вопросы реструктуризации: узаконить понятие реструктуризации, ее цель, определить органы, осуществляющие реструктуризацию, процедуру проведения работ по реструктуризации и т.д. в самостоятельном федеральном законе. 
 
 

Заключение

     Реструктурирование (restructuring) - это процесс внедрения  структурных изменений в производственную деятельность предприятия для сохранения или увеличения прибыльности под  давлением изменяющихся внешних  экономических условий.

     Реструктуризация обычно приводит к ликвидации убыточных производств, созданию новых функциональных служб, хозяйственному обособлению технологически мало связанных друг с другом подразделений, концентрации ресурсов и усилий на стратегически перспективных направлениях.

     Процесс организации осуществления реструктуризации носит достаточно универсальный  характер, свойственный реализации сложных  проектов.

     Реструктуризация  является сложным и ответственным  делом для организации и ее руководства, поэтому большое значение имеет формирование адекватного внешним и внутренним для организации условиям бизнес-плана или организационного проекта.

     Первым  этапом и залогом успешности реструктуризации является комплексная бизнес-диагностика  компании, ориентированная на определение проблем компании, ее слабых и сильных сторон, места компании на рынке и среди конкурентов. Диагностика должна дать количественную и качественную оценку состояния компании как целостного организма по отношению к внешнему бизнес-окружению. 
 
 

Задача

Оценить прирост имущества бизнеса, если:

на закупки было истрачено 1200 у.е.,

выручено  от продажи имущества - 970 у.е.,

амортизация составила - 700 у.е.,

результат переоценки - 500 у.е. 

-1200+970-700+500= -430 у.е.

Ответ: прирост имущества бизнеса составил –430 у.е. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тесты

1. Укажите условие,  не характерное  для идеального (эффективного) рынка капиталов  (согласно теории  эффективного рынка):

А. Отсутствие трансакционных затрат;

Б. Наличие налогов;

В. Равный доступ на рынок капитала юридических и физических лиц;

Г. Одинаковые ожидания (получение дохода) у всех действующих лиц.

2.Наиболее  эффективной формой  воздействия на  менеджеров со  стороны акционеров (собственников)  является:

A.Стимулирование
Б. Наказания;

B. Ограничения  власти;

3. При оценке интеллектуальных активов доминирующую роль играет:

A.Надежность зашиты
Б. Срок действия;

B. Доля рынка;

4. Ноу-хау, торговые  секреты, патенты  классифицируются  как:

A. Рыночные активы;

Б. Интеллектуальные активы;

B. Инфраструктурные активы;

5. Привлечение дополнительного заемного капитала целесообразно, если ставка процента за кредит:

A.Равна рентабельности собственных средств; 
Б. Ниже рентабельности собственных средств;

B. Выше рентабельности собственных средств; 
6. Цена капитала - это:

А. Доход, полученный на вложенный капитал;

Б. Норма рентабельности инвестированного капитала;

В. Количественное выражение расходов предприятия по обслуживанию своей задолженности перед собственниками капитала;

7. При доходном подходе  к оценке бизнеса  опредедяется: 
А. Стоимость замещения;

Б. Восстановительная  стоимость;

В. Дисконтированные будущие выгоды
Г. Экономическая добавленная стоимость.

8. Слияние абсолютно  не связанных между  собой корпораций  называется:

А. Конгламеративным слиянием;

Б. Концентрическим слиянием;

В. Вертикальным слиянием;

Г. Горизонтальным слиянием.

9. Чистая приведенная  стоимость для  владельца компании-покупателя  в процессе поглощения  рассчитывается, как:

A. Выгоды минус издержки; 
Б. Выгоды плюс издержки;

B. Дисконтированные выгоды.

10. Чем определяется объем правовой охраны изобретения?

A. Чертежом; 
Б. Описанием;

B. Формулой изобретения.

 

Список  использованной литературы

 
  1. Белых Л.П., Федотова М.А. Реструктуризация предприятия. М., ЮНИТИ-ДАНА, 399 с., 2001.
  2. Коротков, Э.М. Антикризисное управление : учебник / Э.М. Коротков. - М. : ИНФРА-М, 2000.
  3. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний. М., Экономика, 456 с., 2001. Реформирование   предприятий.   Типовая  программа.   Методические   рекомендации.   Состояние   и перспективы. Обществ. совет по реформе предприятий при Министерстве экономики РФ. М., Акционер, 144 с., 2000.
  4. Сухарев О.С. Экономическая методология и политика реструктуризации промышленности: Механизмы реализации инвестиционных программ. Монография. М., Изд-во Акад. наук о Земле, 179 с., 2000.
  5. Тренев, В.Н. Реформирование и реструктуризация предприятия: Методика и опыт / В.Н. Тренев, В.А. Ириков и др. - М., 1998.
  6. Уткин, Э. Бизнес-реинжиниринг / Э. Уткин. М. : ЭКМОС, 1998.
  7. Чапкина Е.Г. Теоретические основы реструктуризации. М., Изд. центр ЕАОИ, 160 с., 2007.

Информация о работе Реструктуризация предприятия