Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:44, контрольная работа
В настоящее время реструктуризация - одно из существенных направлений деятельности практически любой компании, нацеленной на успешный бизнес, а также эффективный рыночный инструмент повышения ее конкурентоспособности.
Введение 2
Основные положения концепции реструктуризации 2
Законодательные процедуры реорганизации предприятий 12
Основные формы и методы государственного регулирования реструктуризации предприятий 14
Нормативно-правовая база реструктуризации в Российской Федерации 17
Заключение 22
Задача 23
Тесты 24
Список использованной литературы 26
Комплексная программа реструктуризации может быть полезна не только предприятиям, находящимся на грани финансово-экономического кризиса, но и вполне благополучным. Она поможет осознать необходимость принятия важных управленческих решений, обозначить стратегические направления развития производства. Ее реализация приведет к улучшению хозяйственной и финансово-экономической деятельности, повышению эффективности предприятия.
Методы, используемые для разработки концепций (программ) реструктуризации, включают:
Этапы реструктуризации представлены в табл.1. Принципиальная схема реструктуризации предприятий (организаций) приведена на рис.1,
а структура задач реструктуризации - на рис.3
Таблица
1. Этапы реструктуризации.
Этап | Содержание |
Полная диагностика | Финансового состояния
Состояния активов
Загрузки ресурсов (технологические ресурсы, персонал, производственные мощности) Структуры издержек |
Разработка концепции реструктуризации | Анализ: миссии;
организационной культуры; организационной структуры; бизнес-процессов; положения на рынке; стратегий развития |
Разработка программы (проекта) реструктуризации | Бизнес-план
Планы действия по направлениям Описание новых и реинжиниринг имеющихся функций и бизнес-процессов Стратегии |
Реализация программы реструктуризации | Детализация планов
Информирование персонала Обучение персонала
Реформирование
организационной структуры |
Рис.2. Принципиальная схема реструктуризации предприятий.
Рис. 3. Структура задач реструктуризации.
Реструктуризация предприятия является длительным процессом, осуществляемым при помощи специалистов самого разного профиля и направленным на повышение эффективности использования собственного внутреннего потенциала организации и адаптацию к новым рыночным условиям.
Законодательство достаточно подробно и четко регламентирует процессы и процедуры реорганизации предприятий.
Реорганизацией называется перестройка, переустройство юридического лица (лиц), которая означает прекращение деятельности конкретного юридического лица (лиц) без ликвидации дел и имущества с последующей государственной регистрацией нового юридического лица. Целью реорганизации является получение эмерджентного (суммарного) эффекта от изменения структуры капитала, устранения дублирования функций, снижения издержек при увеличении объема производства и др.
Реорганизация предприятия проводится в следующих случаях:
В соответствии с законодательством реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Формами
реорганизации согласно ГК являются: слияние
и присоединение, разделение и выделение,
преобразование (табл. 2).
Таблица 2. Формы реорганизации
№ п/п | Форма реорганизации | Передача (переход) прав и обязанностей |
1 | Слияние А + В = С | Полностью от А и В |
2 | Присоединение А + В = В | Полностью от А |
3 | Разделение А = В + С | Полностью от А в соответствии с разделительным балансом |
4 | Выделение А = А + В | Частично от А в соответствии с разделительным балансом |
5 | Преобразование АО = ООО или ООО = АО | Полностью к новому лицу |
Целями и задачами реорганизации предприятия являются:
Решение о реорганизации предприятия и конкретная программа мероприятий принимаются собственником предприятия (для государственных унитарных предприятий - уполномоченным органом исполнительной власти, для иных коммерческих организаций - общим собранием их участников/учредителей).
Реорганизация предприятия предполагает проведение комплекса мероприятий, причем условия и порядок выполнения некоторых из них (передача независимому регистратору ведения реестра акционеров для акционерных обществ, проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и др.) определены действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами. Остальные мероприятия носят индивидуальный для данного предприятия характер, и необходимость их реализации определяется лицами, принимающими решение о реорганизации предприятия, с учетом особенностей его функционирования, уровня развития и соответствия современным требованиям тех или иных компонентов менеджмента.
С
целью стабилизации российской экономики
государство применяет две
Экономические методы государственного регулирования осуществляются в двух направлениях:
1. государство берет в свои руки ту часть промышленных предприятий, которые не привлекают по разным причинам частный капитал;
2. регулирование воспроизводства основного капитала через льготное налогообложение и кредитование из государственных средств, прямое безвозмездное субсидирование, политику ускоренной амортизации.
Государственное регулирование предполагает проведение определенной государственной экономической политики, элементы которой перечислены в таблице.
Основные элементы государственной экономической политики
Элементы
политики Система мероприятий
1. Фискальная (бюджетная) политика | регулирование с помощью гос. бюджета и налогообложения, т.е. установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета: в увеличении объемов финансирования общественных работ, государственных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям; в уменьшении налогов с населения и предприятий, увеличении льгот для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реструктуризацию и т.д. |
2. Структурная политика | пересмотр принципов
и приоритетов в области |
3. Финансово-кредитная политика | оказание финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям; воздействие ЦБ РФ на коммерческие банки с помощью нормирования их обязательных резервов; осуществление операций государства на рынке ценных бумаг и т.д. |
4. Научно-техническая политика | выбор и государственная
поддержка приоритетных направлений
развития науки и техники путем
финансирования; осуществление прогрессивной
амортизационной и |
5. Промышленная политика | преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона; создание системы стратегического корпоративного планирования и финансового мониторинга; формирование системы информационной поддержки промышленности |
6. Амортизационная политика | оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации |
7. Инвестиционная политика | регулирование темпов роста производства; ускорение научно-технического прогресса; изменение отраслевой структуры экономики |
8. Ценовая политика | регулирование цен на товары и услуги первой необходимости, продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности |
9. Внешнеэкономическая политика | обеспечение условий притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предприятий на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов |
10. Социальная политика | защита уровня жизни путем введения разных форм компенсаций при повышении цен; проведение индексации; обеспечение помощи бедным семьям; обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих; развитие образования; охрана здоровья; окружающей среды в основном за счет государства и т.д. |
Кроме того, государство осуществляет регулирование процессов приватизации и национализации. Тенденции развития этих процессов весьма противоречивы и находятся под влиянием многих факторов, которые неизбежно влекут за собой попытки денационализации отдельных предприятий, отраслей и противодействие этим попыткам. При определении соотношения темпов приватизации и национализации прежде всего учитываются стадии промышленного цикла: на стадии спада или застоя усиливаются процессы национализации, с тем, чтобы за счет государственного сектора стимулировать деловую активность. Если экономика находится на этапе промышленного подъема или оживления, то процессы национализации заменяются обратным процессом - приватизацией.
Таким образом, стабилизация экономики - это важнейшая функция государства. Эффективность экономики, в свою очередь, определяется эффективностью деятельности предприятий (фирм, компаний), которые непосредственно подвергаются воздействию рыночных механизмов, а также государственному регулированию.
По сути, в России можно говорить о глобальной реструктуризации, начиная с 1991 года - с момента издания Закона "О приватизации". Именно тогда начались огромные по своим масштабам и последующему значению коренные изменения в структурах организаций, носившие сначала скрытый
(около
5 лет) характер, а затем просто
поставившие государство в
Перспективы
реструктуризации в России определяются
по двум основным направлениям: макро-
и микроуровень (Чапкина, 2007). Документом,
задавшим направления реструктуризации
на макроуровне, явилась Программа социально-экономического
развития РФ на среднесрочную перспективу
(2005-2008 гг.). На данный момент Правительством
РФ утверждена "Концепция долгосрочного
социально-экономического
К другим документам, определяющим процессы реструктуризации на макроуровне, относятся программы реформирования различных отраслей (электроэнергетики, включая реструктуризацию РАО "ЕЭС"; газовой промышленности, включая реструктуризацию ОАО "Газпром"). Эти документы имеют характер концепций. Следует также отметить, что помимо Правительства РФ, в разработке порядка и условий реализации отраслевых программ реструктуризации (реформирования) принимали участие ранее (например, РАО "ЕЭС России" до 1 июля 2008 г.) и в настоящее время соответствующие министерства и ведомства, и сами естественные монополии, функционирующие в реформируемых отраслях (ОАО "Газпром", ОАО "РЖД").