Реструктуризация предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:44, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время реструктуризация - одно из существенных направлений деятельности практически любой компании, нацеленной на успешный бизнес, а также эффективный рыночный инструмент повышения ее конкурентоспособности.

Оглавление

Введение 2
Основные положения концепции реструктуризации 2
Законодательные процедуры реорганизации предприятий 12
Основные формы и методы государственного регулирования реструктуризации предприятий 14
Нормативно-правовая база реструктуризации в Российской Федерации 17
Заключение 22
Задача 23
Тесты 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

реструктуризация.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

   Комплексная программа реструктуризации может  быть полезна не только предприятиям, находящимся на грани финансово-экономического кризиса, но и вполне благополучным. Она поможет осознать необходимость принятия важных управленческих решений, обозначить стратегические направления развития производства. Ее реализация приведет к улучшению хозяйственной и финансово-экономической деятельности, повышению эффективности предприятия.

   Методы, используемые для разработки концепций (программ) реструктуризации, включают:

  1. Комплексный финансово-экономический анализ состояния предприятия, в том числе и с детализацией до отдельных структурных подразделений.
  2. Комплексную бизнес-диагностику предприятия (анализ стратегии развития, маркетинговой и сбытовой политики, учетной политики, производственной политики, планов снабжения и закупок, инвестиционной политики, организационно-управленческой структуры, применения современных технологий управления и т.д.).
  3. Разработку прогнозной финансово-экономической модели развития предприятия на 3 - 5 лет без проведения реструктуризации.
  4. Определение основных преимуществ и проблем предприятия, разработку предложений по оптимизации состояния предприятия (финансовое оздоровление предприятия, реинжиниринг, модернизация и возможные источники ее финансирования, децентрализация или, наоборот, объединение предприятий, т.е. создание холдинговой структуры, внедрение современных технологий и методов управления и т.д.).
  5. Разработку нескольких альтернативных прогнозных финансово-экономических моделей развития предприятия с учетом основных возможных мероприятий и рисков, определение базового варианта.
  6. Разработку итогового документа для практической реализации проекта - Программы реструктуризации.

   Этапы реструктуризации представлены в табл.1. Принципиальная схема реструктуризации предприятий (организаций) приведена на рис.1,

а структура задач  реструктуризации - на рис.3

     Таблица 1. Этапы реструктуризации. 

Этап Содержание
Полная  диагностика Финансового состояния Состояния активов

Загрузки   ресурсов   (технологические   ресурсы, персонал, производственные мощности) Структуры издержек

Разработка  концепции реструктуризации Анализ: миссии;

организационной культуры; организационной структуры; бизнес-процессов; положения на рынке; стратегий развития

Разработка  программы (проекта) реструктуризации Бизнес-план

Планы действия по направлениям

Описание  новых и реинжиниринг имеющихся  функций и бизнес-процессов

Стратегии

Реализация  программы реструктуризации Детализация планов Информирование персонала Обучение персонала

Реформирование  организационной структуры Внедрение  новых функций и бизнес-процессов  Финансовая и производственная реструктуризация Контроль сроков

 

Рис.2. Принципиальная схема  реструктуризации предприятий.

     Рис. 3. Структура задач реструктуризации.

     

     Реструктуризация  предприятия является длительным процессом, осуществляемым при помощи специалистов самого разного профиля и направленным на повышение эффективности использования собственного внутреннего потенциала организации и адаптацию к новым рыночным условиям.

Законодательные процедуры реорганизации предприятий

     Законодательство  достаточно подробно и четко регламентирует процессы и процедуры реорганизации предприятий.

     Реорганизацией  называется перестройка, переустройство юридического лица (лиц), которая означает прекращение деятельности конкретного  юридического лица (лиц) без ликвидации дел и имущества с последующей  государственной регистрацией нового юридического лица. Целью реорганизации является получение эмерджентного (суммарного) эффекта от изменения структуры капитала, устранения дублирования функций, снижения издержек при увеличении объема производства и др.

   Реорганизация предприятия проводится в следующих случаях:

  • при признании предприятия банкротом, а структуры его баланса неудовлетворительной;
  • с целью повышения эффективности работоспособного (платежеспособного) предприятия. Реорганизационные процедуры проводятся по инициативе юридических лиц;
  • принудительно по решению федеральных антимонопольных органов в случае, когда коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства.

   В соответствии с законодательством  реорганизация юридического лица может  быть осуществлена по решению его  учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами.

   Формами реорганизации согласно ГК являются: слияние и присоединение, разделение и выделение, преобразование (табл. 2). 

Таблица 2. Формы реорганизации

№ п/п Форма реорганизации Передача (переход) прав и обязанностей
1 Слияние А + В = С Полностью от А  и В
2 Присоединение А + В = В Полностью от А
3 Разделение  А = В + С Полностью от А  в соответствии с разделительным балансом
4 Выделение А = А + В Частично от А в соответствии с разделительным балансом
5 Преобразование  АО = ООО или ООО = АО Полностью к  новому лицу

     Целями  и задачами реорганизации предприятия являются:

  • защита прав участников (учредителей);
  • четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);
  • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
  • создание системы хозяйственно-договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;
  • достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;
  • создание эффективного механизма управления предприятием;
  • использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
  • повышение квалификации работников предприятия как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.

     Решение о реорганизации предприятия  и конкретная программа мероприятий принимаются собственником предприятия (для государственных унитарных предприятий - уполномоченным органом исполнительной власти, для иных коммерческих организаций - общим собранием их участников/учредителей).

     Реорганизация предприятия предполагает проведение комплекса мероприятий, причем условия и порядок выполнения некоторых из них (передача независимому регистратору ведения реестра акционеров для акционерных обществ, проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и др.) определены действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами. Остальные мероприятия носят индивидуальный для данного предприятия характер, и необходимость их реализации определяется лицами, принимающими решение о реорганизации предприятия, с учетом особенностей его функционирования, уровня развития и соответствия современным требованиям тех или иных компонентов менеджмента.

Основные  формы и методы государственного регулирования  реструктуризации предприятий

   С целью стабилизации российской экономики  государство применяет две основные группы методов государственного регулирования:

  • административные методы - расширение государственной формы собственности, разработка и принятие соответствующих законодательных актов и контроль их соблюдения, мониторинг деятельности предприятий и отраслей, применение санкций;
  • экономические методы - налоговая и денежно-кредитная политика, операции на открытом рынке, проводимые Центральным банком РФ.

   Экономические методы государственного регулирования  осуществляются в двух направлениях:

1. государство берет в свои руки ту часть промышленных предприятий, которые не привлекают по разным причинам частный капитал;

2. регулирование воспроизводства основного капитала через льготное налогообложение и кредитование из государственных средств, прямое безвозмездное субсидирование, политику ускоренной амортизации.

     Государственное регулирование предполагает проведение определенной государственной экономической политики, элементы которой перечислены в таблице.

Основные  элементы государственной  экономической политики

Элементы  политики Система мероприятий 

1. Фискальная (бюджетная) политика регулирование с помощью гос. бюджета и налогообложения, т.е. установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета: в увеличении объемов финансирования общественных работ, государственных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям; в уменьшении налогов с населения и предприятий, увеличении льгот для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реструктуризацию и т.д.
2. Структурная  политика пересмотр принципов  и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом; определение роли государства в процессе реформирования отношений собственности; реализация эффективного контроля в государственном секторе экономики
3. Финансово-кредитная  политика оказание финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям; воздействие ЦБ РФ на коммерческие банки с помощью нормирования их обязательных резервов; осуществление операций государства на рынке ценных бумаг и т.д.
4. Научно-техническая политика выбор и государственная  поддержка приоритетных направлений  развития науки и техники путем  финансирования; осуществление прогрессивной  амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы  оплаты труда научных работников; участие в международном научно-техническом сотрудничестве
5. Промышленная  политика преобразование  отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования  промышленности региона; создание системы  стратегического корпоративного планирования и финансового мониторинга; формирование системы информационной поддержки промышленности
6. Амортизационная  политика оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации
7. Инвестиционная  политика регулирование темпов роста производства; ускорение  научно-технического прогресса; изменение  отраслевой структуры экономики
8. Ценовая  политика регулирование цен на товары и услуги первой необходимости, продукцию монополистов с помощью  определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности
9. Внешнеэкономическая  политика обеспечение условий  притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных  предприятий на мировой рынок  с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов
10. Социальная  политика защита уровня жизни путем введения разных форм компенсаций при повышении цен; проведение индексации; обеспечение  помощи бедным семьям; обеспечение  политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих; развитие образования; охрана здоровья; окружающей среды в основном за счет государства и т.д.
 

     Кроме того, государство осуществляет регулирование  процессов приватизации и национализации. Тенденции развития этих процессов весьма противоречивы и находятся под влиянием многих факторов, которые неизбежно влекут за собой попытки денационализации отдельных предприятий, отраслей и противодействие этим попыткам. При определении соотношения темпов приватизации и национализации прежде всего учитываются стадии промышленного цикла: на стадии спада или застоя усиливаются процессы национализации, с тем, чтобы за счет государственного сектора стимулировать деловую активность. Если экономика находится на этапе промышленного подъема или оживления, то процессы национализации заменяются обратным процессом - приватизацией.

     Таким образом, стабилизация экономики - это  важнейшая функция государства. Эффективность экономики, в свою очередь, определяется эффективностью деятельности предприятий (фирм, компаний), которые непосредственно подвергаются воздействию рыночных механизмов, а также государственному регулированию.

Нормативно-правовая база реструктуризации в Российской Федерации

     По  сути, в России можно говорить о глобальной реструктуризации, начиная с 1991 года - с момента издания Закона "О приватизации". Именно тогда начались огромные по своим масштабам и последующему значению коренные изменения в структурах организаций, носившие сначала скрытый

(около  5 лет) характер, а затем просто  поставившие государство в известность  о необратимости хода таких  структурных сдвигов. Период до 1998 года - период глубокого кризиса  отечественной экономики - характеризовался концентрацией и централизацией капитала, неизбежной в процессе острой конкурентной борьбы. Нормативно-правовая база реструктуризации отечественных предприятий не была застывшей, она постоянно и достаточно оперативно изменялась и адаптировалась к реальным процессам и тенденциям.

     Перспективы реструктуризации в России определяются по двум основным направлениям: макро- и микроуровень (Чапкина, 2007). Документом, задавшим направления реструктуризации на макроуровне, явилась Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.). На данный момент Правительством РФ утверждена "Концепция долгосрочного 
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" от 7 ноября 2008 г. № 1662-р.

     К другим документам, определяющим процессы реструктуризации на макроуровне, относятся программы реформирования различных отраслей (электроэнергетики, включая реструктуризацию РАО "ЕЭС"; газовой промышленности, включая реструктуризацию ОАО "Газпром"). Эти документы имеют характер концепций. Следует также отметить, что помимо Правительства РФ, в разработке порядка и условий реализации отраслевых программ реструктуризации (реформирования) принимали участие ранее (например, РАО "ЕЭС России" до 1 июля 2008 г.) и в настоящее время соответствующие министерства и ведомства, и сами естественные монополии, функционирующие в реформируемых отраслях (ОАО "Газпром", ОАО "РЖД").

Информация о работе Реструктуризация предприятия