Проблемы финансового обеспечения социальной сферы в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является финансовые методы и механизмы, используемые для обеспечения социальной сферы, финансирования спорта людей с ограниченными финансовыми возможностями.
Объект исследования – финансы и их использование в проведении социальной политики России.
Цель работы – исследовать проблемы финансового обеспечения социальной сферы в современных условиях.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.98 Кб (Скачать)

Несмотря на все эти  усилия, состояние прав людей с  инвалидностью

далеко до полной реализации, особенно в том, что касается их полноценного участия в социальной жизни общества в целом. Не только экономика исключает инвалидов из продуктивных экономических отношений, но общий фон социальных, культурных и политических процессов представляет большую угрозу жизненным условиям инвалидов. Государственная политика, будучи основным публичным механизмом в нормативно-правовой кодификации инвалидности, вносит вклад в воспроизводство зависимого статуса людей с ограниченными возможностями. И хотя современная российская социальная политика ориентирует инвалидов на активную позицию в отношении занятости, независимой жизни, здесь пока еще не эффективны механизмы исполнения законодательства и пресечения его нарушений. Первоначальные цели максимального вовлечения инвалидов в общественно полезный труд в ходе рыночной трансформации были пересмотрены в направлении защиты интересов и отстаивания прав. В связи с тем, что государство значительно сократило поддержку предприятий инвалидов, те оказались в числе проигравших в ходе рыночных преобразований. Развитие предпринимательской деятельности инвалидов было обусловлено социальной политикой «коллективных» льгот в первой половине 1990-х годов, а также политическими и экономическими условиями

функционирования российского  общества. На фоне противоречивых отношений государства и рынка, требования по созданию инвалидам необходимых условий труда работодателями зачастую не выполнялись, происходили различные нарушения прав инвалидов в сфере занятости, при этом прецедентов восстановления справедливости и вынесения наказания за нарушение конституционных гарантий пока что недостаточно. Среди причин, снижающих социальную активность инвалидов, их конкурентоспособность на рынке труда, сами инвалиды называют барьеры среды, трудности с передвижением, транспортировкой к месту работы, недоступность или неудобство различных объектов социальной инфраструктуры, отсутствие или плохое качество необходимых им технических приспособлений.

Сегодня есть свидетельства  того, что социальные сервисы постепенно приобретают новое видение своей миссии в обществе, ориентированное на толерантность, активную позицию в интересах клиентов, знание и следование международным регламентам прав человека, признание мировых стандартов качества обслуживания. Однако зачастую риторика и практика социального обслуживания существенно расходятся. Есть заметный прогресс и в сфере высшего образования инвалидов: при поддержке правительства, регионов, отечественных и международных донорских организаций развиваются современные программы в крупнейших вузах страны, хотя образовательный выбор абитуриента с инвалидностью все еще весьма узок.

Анализ политики инвалидности должен быть также нацелен на вопрос о репрезентации и политической идентичности. Это важный вопрос в развитии западной демократии, где «личное» стало «политическим», в том числе благодаря социальным движениям. Институциальное и структурное угнетение инвалидов в этом случае понимается как угнетение символическое, оперирующее устоявшимися в культуре символами и кодами. Институты социальной политики реализуют свою власть, поскольку, имея монополию на символические средства, способны нормализовать понятия и ценности культуры, и именно эта монополизация становится объектом сопротивления и борьбы. Социальные движения, которые рождаются из совместных действий людей, влияют на поведение личности, на процессы самоидентификации. Инвалиды становятся активно действующими социальными субъектами, не только изменяя условия жизни, но и переопределяя свою коллективную и индивидуальную идентичность.

Итак, основная проблема, рассматриваемая в данном пункте, может быть сформулирована следующим образом: реализация социального гражданства инвалидов сталкивается с противоречиями и трудностями построения социально ответственного рынка, правового государства и сильного гражданского общества.

Понятие социального гражданства инвалидов обретает новое звучание в концепции независимой жизни. Философия независимой жизни во всем мире определяется как возможность полностью контролировать свою жизнь на основе приемлемого выбора, который сводит к минимуму зависимость от других людей в принятии решений и осуществлении повседневной деятельности. Это понятие подразумевает контроль над собственными делами, участие в повседневной жизни общества, исполнение целого ряда социальных ролей и принятие решений, ведущих к самоопределению и уменьшению психологической или физической зависимости от других. В мире существуют такие организации инвалидов, которые специально занимаются вопросами продвижения идеологии и практики независимой жизни. Такие организации называются центрами независимой жизни, они появляются и в России. Вместе с тем далеко не все общественные или предпринимательские организации инвалидов разделяют данные принципы.

 

    1.  Финансовая политика государства в социальной сфере

 

Проблема финансового обеспечения обязательств государства перед населением страны и перед бюджетополучателями по реализации экономических и социальных программ приобретает в современных условиях особое значение.

Процесс финансирования означает реальное перечисление средств на счет бюджетополучателя или реальную оплату расходов органом федерального казначейства по поручению учреждения.

В настоящее время применяется несколько способов финансирования учреждений. Один из них заключается в том, что финансовые органы перечисляют средства на счета государственного органа управления, который называется главным распорядителем кредитов. Далее орган управления принимает решение о том, как эффективнее их использовать, по какому принципу распределить между учреждениями, какому учреждению и какую сумму пере числить, как проконтролировать целевое использование средств.

Новый механизм финансового  обеспечения государственных расходов, в том числе расходов на социальную сферу,  включает в себя процесс управления бюджетными средствами через органы федерального казначейства. На них возлагаются функции по управлению счетами бюджетов и бюджетными средствами, по осуществлению платежей за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Последнее означает, что органы федерального казначейства берут на себя роль плательщиков расходов бюджета за всех бюджетополучателей на счета которых не будут поступать бюджетные средства, кроме средств на заработную плату и трансфертов.

Конечно, переход на казначейскую систему оплаты бюджетных расходов с открытием лицевых счетов для каждого бюджетополучателя экономически оправдан. Эта система прогрессивна по своему характеру и может дать положительные результаты в части: маневрирования государственными финансовыми ресурсами, получения оперативной информации о кассовых расходах и перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями учреждений.

 

В настоящее время казначейские схемы управления финансовыми потоками применяются в основном при финансировании учреждений, состоящих на федеральном бюджете. Что касается региональных и местных бюджетов, то в систему бюджетного процесса вошли лишь отдельные элементы казначейского финансирования. Так, например, уже сейчас в ряде территорий устанавливаются лимиты финансирования и по принятым бюджетным заявкам казначейство напрямую перечисляет бюджетные средства на банковские счета бюджетополучателей, минуя промежуточное звено - главного распорядителя бюджетных средств. При этом решаются две важные задачи: сокращение сроков прохождения денежных средств и усиление контроля за целесообразным использованием бюджетных ассигнований.

При казначейской системе  исполнения бюджета для каждого бюджетополучателя в казначействе открывается лицевой счет, в котором указывается постатейный объем ассигнований на год, квартал и лимит финансирования на месяц, а также учитывается фактически произведенная оплата расходов и остатки бюджетных средств.

Лимиты финансирования представляют собой объемы бюджетных обязательств, утверждаемые для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет на период не превышающий три месяца. В настоящее время лимиты бюджетных обязательств устанавливаются ежемесячно исходя из бюджетных возможностей. В первую очередь учитывается необходимость полного обеспечения расходов по так называемым «защищенным» бюджетным статьям.

В пределах лимитов бюджетополучатели  имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей. Органу, исполняющему бюджет, предоставлено  право в одностороннем порядке  уменьшать лимиты в случае секвестирования бюджета, либо отсрочить предоставление лимитов на срок до трех месяцев, но сумма не должна превышать 10%.

Неполное и нестабильное финансирование учреждений в 90-е годы привело к тому, что у бюджетополучателей возникли серьезные трудности с оплатой расходов по коммунальным платежам, а также за выполненные объемы ремонтных работ. Сокращению кредиторской задолженности в условиях дефицита финансовых ресурсов способствовало применение таких нетрадиционных методов финансирования, как передача учреждениям в счет финансирования векселей, проведение взаимных зачетов по налоговым платежам и ассигнованиям из бюджета. Вексельная форма финансирования учреждений не получила широкого распространения, так как после обращения вексель возвращается финансовому органу для покрытия его стоимости за счет бюджета. Кроме того, при продаже векселей возникают потери бюджетных средств. Чем длительнее срок обращения векселя, тем ниже его рыночная стоимость по сравнению с номинальной.

При условии полного финансирования бюджетополучатели применяют традиционную форму расчета за оказанные услуги, то есть со своего расчетного счета  платежным поручением перечисляют  на банковский счет организации необходимую  сумму средств за оказанные услуги. Целью взаимных расчетов является сокращение неплатежей. При данном способе финансирования зачитывается задолженность организаций-налогоплательщиков по уплате в бюджет налогов, включая штрафы и пени; финансовых органов по финансированию главных распорядителей кредитов или учреждений; главных распорядителей кредитов и учреждений поставщикам услуг и подрядным организациям за выполненные работы.

Так, например, из-за недофинансирования учреждение имеет кредиторскую задолженность за отопление. В то же время теплоснабжающая организация является недоимщиком по платежам налогов в бюджет, из которого финансируется это учреждение.

Взаимозачет позволяет организации  не платить налоги, финансовому органу не перечислять на счет главного распорядителя или учреждения денежные средства, а учреждению не оплачивать расходы за отопление.

Таким образом, финансирование социальной сферы представляет собой комплекс мер, направленных на совершенствование основной деятельности учреждений, а также эффективное использование финансовых ресурсов. С помощью бюджетного финансирования обеспечивается реализация государственных социальных гарантий населению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ финансирования адаптивной физической культуры

 

Система адаптивной физкультуры  и спорта в России финансируется  по остаточному принципу, что сдерживает паралимпийское движение в стране. К такому выводу пришла коллегия Счетной палаты по итогам проведенной проверки.

"Объемы финансирования  недостаточны для решения задач  в области поддержки и развития  спорта инвалидов", - считают в  Счетной палате. Так, финансирование  за счет средств федерального  бюджета видов спорта, включенных  в программу Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, составляет, по данным палаты, 0,15-7,4 проц от общего объема затрат.

Проверка также показала, что деятельность субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленная на развитие паралимпийского и сурдлимпийского движений, создание детско-юношеских спортивно-адаптивных школ "практически не осуществляется". "На 160 спортивных школ в среднем приходится 1 спортивная школа для детей-инвалидов, более чем в 50 процентах субъектов вообще отсутствуют детско- юношеские школы для инвалидов", - констатирует Счетная палата.

Финансирование подготовки и участия российских спортсменов-инвалидов  в соревнованиях за последние  пять лет значительно увеличилось. Об этом сообщил начальник Управления развития физической культуры Госкомспорта Валерий Моченов в ходе своего доклада по основному вопросу повестки дня Коллегии "О государственной поддержке развития физической культуры и спорта среди инвалидов".

Финансирование участия  российских спортсменов-инвалидов  в официальных международных  соревнованиях, включая Паралимпийские и Сурдлимпийские игры, увеличилось за пять лет более чем в 10 раз.

Объем финансирования всероссийских  спортивных мероприятий среди инвалидов  за пять лет вырос с 8 до 60 млн рублей.

 

В рамках подпрограммы "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации /2002-2005 годы/" федеральной целевой  программы "Молодежь России" /2001-2005 годы/ предусмотрено выделение 4,3 млн рублей на укрепление материально-технической базы научно-практических центров физической реабилитации.

Информация о работе Проблемы финансового обеспечения социальной сферы в современных условиях