Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:01, курсовая работа
Рассмотрев сущность, функции, значение и принципы организации финансового менеджмента можно сделать выводы, что наиболее точным определение финансового менеджмента является управление процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов предприятия. В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы, касающиеся финансового менеджмента, его объектов, субъектов, финансового механизма и его основных элементов.
Введение……………………………………………………………3
1. Сущность и функции финансового менеджмента……………5
2. Объекты и субъекты финансового управления……………...15
3. Финансовый механизм и его основные элементы…………..23
Заключение………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………28
Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.
Бюджет как экономический прогноз.
Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.
Бюджет как основа для контроля.
По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия, намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем, чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.
Бюджет как средство координации.
Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.
Бюджет как основа для постановки задачи.
Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.
Бюджет как средство делегирования полномочий.
Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.
Организация
Функция организаций в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К ним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.
Регулирование
Регулирование в финансовом менеджменте - воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.
Стимулирование
Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.
Координация
Координация в финансовом менеджменте - согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.[5]
Многие авторы связывают функции финансового менеджмента с функциями финансов. Важно отметить, что проявление функций финансов находят отражение в работе финансового менеджера. В этом случае выделяют следующие функции финансового менеджмента :
Первая функция проявляется в работе финансового менеджера через своевременную и полную концентрацию финансовых ресурсов в фондах денежных средств. При этом имеются в виду не только децентрализованные фонды в отрасли, но и централизованные фонды государства, в том числе федеральный и нижестоящие бюджеты и фонды кредитных ресурсов государственных и негосударственных структур. Именно полная и своевременная мобилизация ресурсов в определенные фонды денежных средств составляет первостепенную задачу всех звеньев финансово – кредитной системы и в особенности ее базового звена – службы финансового менеджера предприятия. Необходимость своевременного поступления доходов диктуется одним из главных принципов финансового менеджмента : «время – деньги» и связана с возникающими на практике платежными «пиками», цепочками неплатежей, их негативными последствиями.[6]
Вторая функция – осуществление расходов, или распределительная, - проявляется в масштабе предприятия через распределение и перераспределения всех денежных поступлений, в первую очередь выручки от реализации продукции и услуг. Подобная распределительная деятельность требует от финансового менеджера инвестиционных решений. Финансовый магнит в руках финансового менеджера должен притягивать все временно свободные ресурсы и направлять, авансировать их в приоритетные или наиболее эффективные вложения.[6]
Третья функция – контрольная – «пронизывает» предыдущие и проявляется через :
1. анализ финансовых показателей
2. меры финансового воздействия – управляющие решения финансового менеджера
Финансовые показатели – это, как правило, показатели итоговые, результирующие хозяйственную деятельность. [6]
2. Объекты и субъекты финансового управления
Объект и субъект финансового менеджмента представляют собой единое целое и взаимодействуют как во внутренних хозяйственных процессах, так и во взаимоотношениях с внешней средой.[4]
Объекты финансового менеджмента
В классическом понимании объектом финансового менеджмента являются финансы предприятия, т.е. денежные средства. Соответственно к объектам финансового менеджмента относятся также источники их формирования и отношения, складывающиеся в процессе их формирования и использования. Сюда же необходимо добавить все неденежные активы компании, поскольку, по сути, это те же деньги, только в другой форме. [8]
Таким образом, финансовый менеджер обязан обращать внимание на степень использования этих активов предприятия.
Немалый интерес у финансового директора должны вызывать и процессы формирования финансового результата деятельности предприятия в части выбора вариантов, предоставляемых законодательством по данному вопросу. Немаловажным аспектом финансового менеджмента является управление финансовыми рисками, сопровождающими предприятие при ведении хозяйственной и финансовой деятельности.
Особенно необходимо подчеркнуть целевую направленность деятельности фирмы и соответственно финансового менеджмента. Причем цели развития фирмы должны быть четко обозначены, сформулированы, закреплены внутренними документами и доведены до сведения всего персонала предприятия. Только тогда деятельность каждого звена предприятия будет способствовать достижению поставленных задач. Это непременное условие прогрессивного развития предприятия.
Таким образом, можно определить основные области воздействия финансового менеджмента:
Регулирование финансовых результатов производственной деятельности предприятия, т.е. определение оптимальных вариантов формирования отдельных элементов себестоимости производства, распределения затрат, ценообразования, налогообложения и т.д.
Управление активами - деятельность, связанная с формированием имущества предприятия.
Управление источниками финансовых ресурсов - управление собственным и заемным капиталом.
Говоря об объектах, следует отметить, что проконтролировать все финансовые потоки предприятия, оценить все резервы практически нельзя, но крайне важно осознанно определить круг и масштабы сферы возможного управленческого воздействия. [8]
Существуют и другие трактовки объектов финансового менеджмента. Например, объекты финансового менеджмента – это комплексы финансовых задач, каковыми являются финансовые показатели денежных доходов и расходов, а также процессы их осуществления и, что особенно важно, показатели оценки эффективности финансово – хозяйственной деятельности любой коммерческой структуры.[6]
Это в основном отношения по поводу оплаты ( и стимулирования) живого труда. Их масштаб можно представить по статистической информации о средней заработной плате, включая премирование, и о доходах владельцев собственности (акционеров), рабочих, служащих, а также о численности соответствующих социальных групп трудящихся. Сюда же относят выплаты ссуд (к примеру, из фондов социального развития), дивидендов, процентов и прочих доходов, командировочных, других подотчетных сумм и обратный, значительно меньший поток денег : возврат ссуд, подотчетных сумм, уплата штрафов и пр. Эта сфера обеспечивает движение наличных денег и представляет главный канал их выпуска в обращение.
Внутриотраслевые денежные отношения, или отношения по вертикали, охватывающие, с одной стороны, внутрипроизводственный хозрасчет (между цехами и другими подразделениями предприятия), сегодня, к сожалению, недостаточно развитый и не имеющий определенной методологической схемы, а с другой стороны, взаимоотношения предприятий с вышестоящими хозяйственными отраслевыми звеньями управления. Вертикаль денежных отношений проходит через само предприятие – основную хозяйственную ячейку, где образуется, движется и накапливается капитал, в том числе через специальные фонды и резервы, обеспечивающие финансирование простого и расширенного воспроизводства.
Каждое предприятие является поставщиком продукции (хозяйственных услуг) и одновременно покупателем таковых. Масштаб и характер денежных отношений в этой экономической цепочке зависят от многих факторов : масштабов деятельности, структуры издержек, длительности оборота денег, объема инвестиции и т.д. все это отражается в хозяйственных договорах между контрагентами.
Взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами. Преобладающая часть бюджетных доходов формируется за счет средств предприятия. Рассматриваемая сфера денежных отношений связывает две составляющие финансов – общегосударственные и отраслевые финансы.
Ныне это главный канал финансовой связи предприятий с государством.[6]
Взаимоотношения с кредитной системой, или с банками, охватывающие не только ссудные операции, но и реинвестирование и инновационную деятельность, а также кассовые операции по безналичным и наличным денежным расчетам.
Сфера денежных отношений населения с государством распространяется на :
1. налоги и неналоговые платежи населения государству, добровольные и обязательные страховые взносы, покупку облигаций, погашение ссуд и т.д.
2. ассигнования из бюджета на социальные нужды, выплаты населению через внебюджетные фонды и т.д.
К объектам финансового менеджмента следует отнести и сами финансовые показатели доходов, расходов или оценки результатов описанных выше процессов образования доходов и осуществления расходов.[6]
Существует классификация предприятий, как объектов финансового менеджмента:
По формам собственности с позиций финансового менеджмента принято выделять предприятия государственной и негосударственной форм собственности.
По организационно-правовым формам деятельности различают три принципиальных вида предприятий — индивидуальные, партнерские и корпоративные.
По отраслевому признаку предприятия подразделяются в соответствии с действующим классификатором отраслей (видов деятельности).
По размеру собственного капитала предприятия принято подразделять на малые, средние, большие и крупные.
По монопольному положению на рынке выделяются предприятия — «естественные монополисты»; предприятия, занимающие монопольное положение по критерию доли реализации на соответствующем рынке своей продукции. предприятия, осуществляющие свою деятельность в конкурентной рыночной среде.
По стадии жизненного цикла выделяют предприятия, находящиеся на стадии «рождения» «детства», «юности», «ранней зрелости», «окончательной зрелости», и «старения».[9]
Эффективность как главный объект финансового менеджмента.
Результирующие финансовые показатели особенно важны для финансового менеджмента, т.к. представляют собой не только объект управления (постоянного финансового контроля), но и цель его, если имеют положительные значения и тенденции. Они называются показателями эффективности.
Подробно остановимся на формах выражения рентабельности как наиболее общего и существенного компонента эффективности:
Экономическая рентабельность
Пбал*100% / А
Рентабельность производства
Пбал*100% / (ОФ+ОС)
Рентабельность продукции
П***100% / С/ст
Рентабельность трудовых затрат
П*100% / ФОТ
Рентабельность капиталовложений
Информация о работе Принципы организации финансового менеджмента