Применение факторинга для управления дебиторской задолженностью в ООО «Ратис»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 09:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование факторинга в системе управления дебиторской задолженностью предприятия.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
· Определение роли и места факторинга в системе управления дебиторской задолженностью на предприятии.
· Изучение теоретических основ факторинга, выявление его преимуществ и недостатков.
· Изучение механизма осуществления факторинговых операций на конкретном предприятии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…….3-4
Глава 1. Теоретические основы факторинга…………………………..…..…5-17
1.1 Дебиторская задолженность как объект управления…………………5-8
1.2 Понятие, виды и функции факторинга…………………………………9-13
1.3 Преимущества и недостатки факторинга……………………………14-17
Глава 2. Применение факторинга для управления дебиторской задолженностью в ООО «Ратис»………………………………………….18-28
2.1 Краткая характеристика ООО «Ратис» и основные задачи управления дебиторской задолженностью на предприятии………………………….18-21
2.2 Механизм применения факторинга в ООО «Ратис»………………..22-25
2.3 Анализ эффективности использования факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью в ООО «Ратис»……….…..26-28
Глава 3. Рекомендации по применению факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью для различных хозяйствующих субъектов……………………………………………………………..…….29-32
Заключение………………………………………………………………….…33
Список использованной литературы………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая по фин.менеджменту.docx

— 122.71 Кб (Скачать)

26

При этом, рост условно-постоянных расходов замедляет темп роста чистой прибыли.

Средняя рентабельность продаж с 01.01.2008 по 01.10.2008 составила 11,75%. Сумма  финансирования по факторингу за тот  же период по статистике банка составила 20061238 рублей. Полученные ресурсы были направлены на закупку товара и увеличение отгрузок. Таким образом, за счёт вложения средств предприятию удалось получить с 01.04.2008 по 01.10.2008 20061238/0,8825=22732281 руб нетто-выручки по отгрузке, что составило 44,65% нетто-выручки по отгрузке за 9 месяцев 2008 года. Валовая прибыль от использования финансовых ресурсов составила:22732281-20061238=2671043 рубля или 43,65% валовой прибыли за соответствующий период.

Для оценки эффективности  факторинга как инструмента финансирования целесообразно сопоставить сумму  дополнительной выручки с затратами  по использованию факторинга. Рассчитаем затраты по факторингу в абсолютном выражении с 01.04.2008 по 01.10.2008. Средневзвешенная оборачиваемость составила 39,6 дней, количество финансируемых поставок – 68, средний объём финансирования – 89%, средняя сумма поставки – 341835 рублей. Согласно тарифному плану  на факторинговое обслуживание сумма комиссий за соответствующий период составила:

Зф=50 х 68 + (0,103% + 0,413%) х 341835 х 68 + 0,041% х 40 х 341835 х 68 х 0,89=3400 + 119943,06 + 339280,8=462623,86 рублей.

Эф=2671043/462623,86=5,77.

Таким образом, каждый рубль  затрат по факторингу принёс организации 5,77 рублей валового дохода. Данный показатель эффективности целесообразно сравнить с аналогичными показателями по альтернативным формам финансирования.

Как было отмечено ранее, применение факторинга целесообразно, когда у  предприятия есть возможность использовать финансовые ресурсы с рентабельностью  выше, чем ставка затрат по факторингу и когда потери от инфляции могут превысить расходы по факторингу. Рассчитаем финансовый результат каждой поставки с учётом использования факторинга и без него.

 

27

Исходные данные: сумма  поставки 100000 рублей, отсрочка 30 календарных  дней, инфляция- 1% в месяц (12% в год), средний процент за финансирование по факторингу 20,06% годовых или 1,67% в  месяц, средняя рентабельность продаж - 11,75%, отношение валовой прибыли  к себестоимости – 13,6%, размер финансирования - 89%.

Таблица 6. Расчёт финансового результата с учётом использования факторинга и без него.

Показатель

без факторинга

с факторингом

индекс цен

1,01

1,01

Коэффициент дисконтирования

0,99

0,99

потери от инфляции

100000*0,01=1000

(11000-1671,67)*0,01=93,28

оплата процентов

0

1671,67

финансовый результат  от сделки через 30 дней без учета  доп дохода от факторинга

11632,5

9985,05

дополнительный доход

 

89000*0,136=12104

итого финансовый результат

11632,5

12104+9985,05=22089,05


 

Согласно Таблице 6 дополнительный доход по факторингу (12104) превышает сумму процентов (1671,67). Применение факторинга было бы не эффективным, если рентабельность продаж ООО «Ратис» составляла менее 1,8%. Ежемесячная ставка по факторингу (1,67%) превышает ставку инфляции (1%) и если бы компания не получала дополнительный доход за счёт финансирования по факторингу, его использование было бы не целесообразно. Таким образом, применение факторинга на предприятии ООО «Ратис» является эффективным и экономически обоснованным.

 

 

 

 

 

28

Глава 3. Рекомендации по применению факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью для различных хозяйствующих субъектов.

Целесообразность и эффективность  применения факторинга определяется условиями  функционирования хозяйствующих субъектов. Для предприятия, продающего денежные требования, факторинг является способом ускорения оборота денежных средств  путём получения досрочной оплаты за поставленные товары (работы, услуги). Низкая осведомлённость руководителей  предприятий о сущности факторинга и методах анализа его эффективности  и целесообразности, отсутствие достаточного количества научной литературы по данной теме делают задачу составления рекомендаций по применению факторинга более значимой.

Итак, предприятию следует  выбрать факторинг в качестве инструмента управления дебиторской  задолженности, когда:

-Значительная доля оборотных средств «заморожена в дебиторской задолженности предприятия;

-Срок расчёта с поставщиками меньше срока расчёта с покупателями;

-У предприятия отсутствует достаточное количество собственных средств для покрытия текущих финансовых потребностей и нет возможности воспользоваться товарным кредитом у поставщика;

-Нет возможности применить более дешёвые инструменты управления дебиторской задолженности: комплексную кредитную политику; методы спонтанного финансирования; краткосрочное кредитование на пополнение оборотных средств в необходимом объёме;

-Расходы на содержание дебиторской задолженности в виде упущенной выгоды превышают расходы на факторинговое обслуживание. При расчёте «упущенной выгоды» (скрытых затрат) следует учитывать: доход от альтернативного вложения капитала; потери от инфляции; скидки у поставщика при досрочной оплате.

У предприятия есть возможность  использовать полученные ресурсы с  рентабельностью, превышающей ставку затрат на факторинговое обслуживание, т.е. прирост валовой прибыли должен покрывать расходы:

∆ВПф >Рф, (1) где

29

∆ВПф-прирост валовой прибыли за счёт факторинга,

Рф-совокупные расходы по факторингу.

Прирост валовой прибыли  определяется по формуле:

∆ВПф= d*СП*Квп/с, где

СП - сумма поставки или  выручка по отгрузке;

d - размер финансирования  по факторингу в долях;

Квп/с – коэффициент, отражающий отношение валовой прибыли к себестоимости реализованной продукции.

При этом, оптимальный лимит  финансирования финансирования определяется по формуле:

Лопт=(Дт-Кт)*dmax,(2) где

Дт-текущая дебиторская задолженность;

Кт-текущая кредиторская задолженность;

dmax- максимальный возможный объём финансирования по факторингу.

Данная модель достаточно проста и позволяет быстро рассчитать экономический результат внедрения  факторинга на предприятии (прирост  валовой прибыли).

С другой стороны, она не учитывает те изменения, которые  происходят на предприятии, а именно – снижение кредиторской и дебиторской  задолженности, ускорение оборачиваемости  оборотных средств, повышение рентабельности, платёжеспособности и ликвидности  предприятия. Таким образом, данная модель подходит для первичной оценки эффективности от внедрения факторинга, для более глубокого анализа  необходимо учесть в модели динамическую сущность соответствующих показателей  и коэффициентов (ликвидности, оборачиваемости, финансовой устойчивости).

Потери в результате вероятной  просрочки дебиторов (возникновения  безнадёжных долгов) сопоставимы  с выручкой предприятия. При использовании  классического факторинга с регрессом  в случае значительной просрочки (сверх  периода ожидания) долг дебитора гасит  клиент.

30

Соответственно, у него должна быть возможность покрыть просрочку  за счёт прочих денежных поступлений. При высокой вероятности безнадёжных (сомнительных) долгов целесообразно  использовать факторинг без регресса или поручительство за дебиторов.

Дополнительные услуги, предоставляемые  факторинговой компанией помимо финансирования, могут значительно повысить эффективность деятельности предприятия. При этом следует рассчитать выгоды за счёт делегирования функции управления дебиторской задолженности фактору; получения услуг по анализу платёжеспособности дебиторов и страхованию рисков. Как правило, данные услуги выгодны крупным предприятиям, где работой с дебиторами занимаются целые отделы.

Краткосрочное кредитование является более дорогим продуктом  и менее гибким по сравнению с  факторингом.

Данные рекомендации являются универсальными и подходят для определения потребности в классическом факторинге с финансированием и регрессом. Если предприятие занимается внешней торговлей, то ему подойдёт внешний факторинг (импортный или экспортный). При выявленной потребности в факторинге и невозможности подписать уведомление о переуступке у дебитора предприятию может быть рекомендован скрытый факторинг. Для страхования риска неплатежа по новым дебиторам подходит форма поручительства за дебитора. В качестве отдельных факторинговых услуг могут выступать административное управление дебиторской задолженностью и коллекшн (услуга по возврату долгов). Таким образом, исходя из особенностей бизнеса и потребностей в оптимизации работы с дебиторской задолженностью каждый хозяйствующий субъект может принять решение о применении факторинга в качестве инструмента управления дебиторской задолженностью и объёмом продаж.

Для предприятия, уже использующего  факторинг, можно рекомендовать  регулярно проводить анализ его  эффективности с помощью следующих  методов:

-расчёт и сравнение  показателей, уровня, динамики и  оборачиваемости дебиторской задолженности  с использованием факторного  анализа для выявления влияния  факторинга на их изменение;

 

31

-анализ изменения финансового  результата деятельности фирмы  в динамике и также с применением  факторного анализа;

-периодическое сравнение  использования факторинга и альтернативных  инструментов управления дебиторской  задолженностью: возможного внедрения  системы скидок для покупателей;  получения товарного кредита  у поставщика или краткосрочного  финансирования в банке. При  этом следует отдать предпочтение  тому инструменту, который приносит  больший эффект при меньших  затратах.

-динамический и факторный  анализ показателей рентабельности, ликвидности и финансовой устойчивости.

-анализ изменения налоговой  нагрузки вследствие применения  факторинга.

Отдельно следует выделить условия для реального получения  факторинга в банке или факторинговой компании ( сформированы на основе анализа общих требований факторов к клиентам):

1.Постоянный характер поставок и продолжительные коммерческие связи с контрагентами;

2.Фиксированная по каждому контрагенту отсрочка платежа;

3.Сумма поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) одному дебитору от 60 до 1000 тыс рублей;

4.Сроки отсрочки платежа по договорам не более 180 дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

32

Заключение.

Процесс исследования факторинга в системе управления дебиторской  задолженности был осуществлён  по следующим этапам:

1.  Изучение теоретических  вопросов применения факторинга.

2.  Анализ эффективности  использования факторинга на  примере предприятия ООО «Ратис».

3. Рекомендации по применению факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью для различных хозяйствующих субъектов.

По итогам проведённого исследования сформулированы следующие выводы:

·  Факторинг является новым и перспективным инструментом управления дебиторской задолженностью в условиях дефицита финансовых ресурсов на предприятии.

·  У факторинга есть свои преимущества и недостатки, объективные  ограничения использования, которые  необходимо учитывать при выборе этого финансового инструмента. Средние затраты по факторингу, как  правило, превышают затраты по привлечению  банковского кредита. Эффективность  его использования определяется финансами конкретного хозяйствующего субъекта, его стратегическими целями и задачами.

·  Факторинг имеет  ограниченное применение в качестве инструмента роста продаж: размер финансирования по факторингу «привязан» к дебиторской задолженности  и осуществлённым отгрузкам.

·  На основе анализа применения факторинга в ООО «Гросс парк»  удалось доказать его практическую эффективность. Основными «достижениями» факторинга можно считать: уменьшение «иммобилизации» финансовых ресурсов; увеличение клиентской базы на 350%, ускорение  средней оборачиваемости дебиторской  задолженности на 83,9%; сокращение периода  её оборота на 29 дней; получение более 40% от валовой выручки и прибыли  за 9 месяцев 2008 года именно благодаря  факторингу.

 

 

 

33

Список использованной литературы

1.      Алексеева  А.И., Васильев Ю.В. «Комплексный  экономический анализ хозяйственной  деятельности» - М.: «Кнорус», 2007 г.

2.      Бланк  И.А. «Финансовый менеджмент: учебный  курс» - Киев: Издательство «Ника-Центр», 2007 г.

3.      Брунгильд С.Г. «Управление дебиторской задолженностью» - М.: «АСТ:Астрель», 2007 г.

4.      Гасников К.Д. «Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг) по праву России и Англии» - М.: «Юристъ», 2005 г.

5.      Дж.К.Ван Хорн «Основы управления финансами» - М.: «Финансы и Статистика», 2003 г.

6.      Ковалёв  В.В. «Финансовый менеджмент: теория  и практика» - «Проспект» 2007 г.

7.      Ефимова  О. В. «Финансовый анализ» –  М.: «Бухгалтерский учет», 2002

8.      Колчина  Н.В. «Финансы организаций» - М.: «Юнити», 2006 г.

9.      Лаврушин  О.И. «Банковские операции» - М.: «Кнорус», 2007 г.

10.    Новоселова Л.А., «Сделки уступки права (требования) в коммерческой практике. Факторинг» – М.: «Статус», 2004 г.

11.    Родионова Л.Н., Кондратьева Н.В. «Управление оборотными средствами предприятия: учебное пособие» - Уфа: УГНТУ, 2004.

12.    Савицкая Г.В. «Экономический анализ» - М.: ООО «Новое знание», 2005 г.

13.    Стоянова Е.С. «Финансовый менеджмент: теория и практика» – М: Издательство «Перспектива», 2008 г.

14.    Фомин П.А, Хохлов В.В. «Оценка эффективности использования финансов рыночной экономики» - М.: «Высшая школа», 2002 г.

15.    Шохин Е.И. «Финансовый менеджмент : учебное пособие» - М.: ИД ФБК-Пресс, 2002 г.

 

34

 

 


Информация о работе Применение факторинга для управления дебиторской задолженностью в ООО «Ратис»