Построение системы управления рисками в авиакомпании ОАО «Аэрофлот»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:29, контрольная работа

Краткое описание

I Этап: Постановка задачи управления рисками авиакомпании и формирование подразделения по управлению рисками

Файлы: 1 файл

Построение системы управления рисками в авиакомпании.docx

— 39.31 Кб (Скачать)

Построение  системы управления рисками в авиакомпании  ОАО «Аэрофлот»

( по  материалам ежеквартального отчёта ЭМИТЕНТА ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ  за: 3 квартал 2007г.) 

Выполнили:   Иванова Алина, Баландина Юлия

I Этап: Постановка  задачи управления  рисками авиакомпании  и формирование  подразделения по  управлению рисками

 

     ОАО «Аэрофлот» - крупнейший участник российского авиационного рынка; на его деятельность оказывают влияние все основные риски, присущие отрасли. 

Основные  проблемные зоны в  структуре авиакомпании и оценка возможных  угроз

Высокая степень износа воздушного парка. В настоящее время воздушный парк компании характеризуется высоким уровнем износа. Только 10 отечественных самолетов авиакомпании были получены после 1989 года, а часть самолетов введена в эксплуатацию еще в 70-х годах. Кроме того, самолеты Ту-154, осуществляющие часть среднемагистральных перевозок, попадают под действие запрета полетов с 2006 года в Европу в связи с тем, что уровень шума их моторов превышает установленные нормативы. Такая ситуация повышает риски снижения доходов за счет выбытия самолетов или ограничения полетов в Европу. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время Аэрофлот реализует ряд программ по обновлению парка и повышению эффективности основной деятельности, в результате чего указанные риски снижаются.

Сильная зависимость от цен  на топливо. Компания в значительной степени зависима от цен на топливо, затраты на которое в 2003 году составили 20.6% от издержек. Учитывая, что рост цен во многом определяется повышением цен на нефть, можно предположить, что в дальнейшем, по крайней мере, в 2004 году, рост цен на топливо продолжится. В то же время негативное влияние данного фактора несколько снижается благодаря политике Аэрофлота по хеджированию данного риска путем заключения контрактов с фиксированной ценой и через использование рынка производных финансовых инструментов.

Сильное влияние процессов  курсообразования. Для Аэрофлота характерна высокая подверженность валютным рискам. Компания использует импортное оборудование и самолеты, а также работает во многих странах мира, вследствие чего использует в своей деятельности различные мировые валюты. Часть доходов и расходов компании номинированы в иностранной валюте. Это обуславливает сильное влияние на деятельность компании процессов курсообразования на валютном рынке внутри страны и за рубежом, а также повышает подверженность рискам, связанным с валютным регулированием. 

  К основным  рискам в авиакомпании можно отнести:

    • высокая  конкуренция;
    • удорожание  потребляемых ресурсов и услуг, повышение  авиатарифов;
    • сезонность  авиаперевозок;
    • страновые и региональные риски;
    • повышенный эксплутационный риск на транспорте.
 

Направления работ:

  • максимально адаптировать свою маршрутную сеть под сезонные колебания рынка и придерживается гибкой тарифной политики;
  • обеспечение безопасности полетов, авиационной безопасности, эксплуатационной надежности техники и квалификации персонала;
  • уделять особое внимание качеству предоставления услуг, поддержанию широкой и эффективной маршрутной сети, работе с надежными партнерами и агентами, а также программе ребрэндинга;
 

Позиционирование управления рисками в структуре авиакомпании и налаживание информационных потоков для своевременного выявления новых рисков 

 
 

Решение отдельных задач  в сфере управления и страхования

Для инвесторов: снижение рисков банкротства и формирование имиджа компании как надежного и эффективного инструмента вложения денежных средств 

Для лизинговых компаний: создание инструментов контроля над деятельностью компании и  уверенность в отсутствии излишнего  риска при принятии управленческих решений 

Для банков: создание инструментов контроля над  денежными потоками 

Для страховщиков: формирование имиджа стабильности работы компании и отсутствии угроз

II Этап: Определение  принципов управления  рисками авиакомпании  и методологии  работы с рисками 

 

Эк                     Схема управления неавиационными и авиационными риском риск на во

 

 

 

 
 
 

  • определение рисков компании в отношении безопасности полетов;
  • принятие корректирующих действий, поддерживающих приемлемый уровень безопасности полетов;
  • постоянный мониторинг и регулярная оценка обеспечиваемого уровня безопасности полетов;
  • проведение мероприятий, направленных на постоянное повышение общего уровня безопасности полетов.
  • создание системы обучения различных категорий специалистов по программам снижения влияния человеческого фактора на выполнение служебных обязанностей;
  • разработка системы мотивации и совершенствование профессиональной подготовки персонала;
  • обеспечение профессиональной пригодности и поддержание высокого уровня работоспособности персонала.
 

           Финансовые риски, с которыми сталкивается авиакомпания, можно подразделить на две категории: ценовые риски и кредитные  риски. ОАО «Аэрофлот» выделяет три  основных типа ценовых рисков, которые  вызваны рыночными изменениями  цен и процентных ставок:

  • изменение цен на авиатопливо, как наиболее расходную часть бюджета авиакомпании;
  • изменения курсов валют;
  • изменения процентных ставок.

     В 2006 году ОАО «Аэрофлот» продолжило свою программу хеджирования рисков при организации закупок авиатоплива  путем заключения беспоставочных опционных контрактов на авиационный керосин, на Санкт-Петербургской валютной бирже, что позволило избежать неопределенности и повысить степень планируемости бюджетных показателей.

     Валютный  риск авиакомпании, в первую очередь, связан с соотношением валют счетов и валют оплаты/поступлений и движения денежных средств по банковским счетам, а также с соотношением тарифов продаж и валют выставленных счетов в широкой сети представительств ОАО «Аэрофлота» за рубежом. Разработка и применение методологии расчета валютной позиции авиакомпании и оценки рискованного объема этой позиции, а также введение внутрикорпоративного курса пересчета тарифов при продаже перевозок на территории России позволило сбалансировать валютную позицию ОАО «Аэрофлот».

           Источниками процентного  риска для авиакомпании являются кредитные и лизинговые соглашения, в которых использована переменная процентная ставка, величина которой  зависит от изменения ставки LIBOR. Ввиду индивидуальности каждого контракта (договора) стандартные биржевые инструменты хеджирования процентного риска не удовлетворяют потребностям авиакомпании. В соответствии с решением Финансового комитета ОАО «Аэрофлот» в настоящее время рассматривается вопрос о возможности заключения генерального соглашения об операциях на внебиржевом рынке производных инструментов, что позволит удовлетворить потребности компании в нестандартных инструментах хеджирования для каждого отдельного договора. В настоящее время во вновь подписываемых договорах лизинга ВС предусматривается возможность фиксации плавающей процентной ставки.

           Для снижения кредитного риска при организации продаж пассажирских авиаперевозок или  риска неисполнения дебитором/контрагентом по сделке своих финансовых обязательств перед авиакомпанией установлен показатель величины минимальной залоговой  стоимости бланка авиабилета, используются унифицированные банковские гарантии, кредитные организации проходят процедуру установления лимита на операции с гарантиями клиентов банка-гаранта/агентами ОАО «Аэрофлот».

           Существенными факторами  снижения финансового риска были: переход на новую систему бронирования и продажи авиаперевозок Sabre, разработка и внедрение новых «безбумажных» технологий продажи авиаперевозок, в частности технологии WEB-продаж пассажирских перевозок. Дальнейшее снижение финансового риска в 2007 году будет обусловлено развитием собственных продаж электронных билетов после изменения соответствующих норм российского законодательства.

     Для снижения рисков неисполнения и/или  ненадлежащего исполнения обязательств по двусторонним коммерческим соглашениям  с авиакомпаниями-партнерами ведется  постоянная работа по распределению  ответственности и обязательств по страхованию рисков каско ВС и гражданской ответственности авиакомпаний – партнеров                     ОАО «Аэрофлот». В рамках этой работы, наряду с ранее принятым стандартом  по страхованию рисков каско ВС и гражданской ответственности дочерних авиакомпаний, в 2006 году был разработан и утвержден аналогичный стандарт в отношении авиакомпаний – партнеров ОАО «Аэрофлот».

     К страновым и региональным рискам, возникающим в основном при выполнении международных рейсов, относятся местные вооруженные конфликты, политическая нестабильность, стихийные бедствия. Аэрофлот придает большое значение анализу указанных факторов. Мерами реагирования в случае возникновения опасности могут быть: приостановление полетов в отдельные страны, изменение маршрутов, применение повышенных мер авиационной безопасности, усиление санитарно-эпидемиологического контроля.

     Социальные:

     Факторы риска минимальны, так как эмитент проводит активную социальную политику; выполняются условия отраслевого тарифного соглашения и коллективных договоров, заключенных между администрацией и трудовым коллективом.

     Экологические:

     Риски минимальны, так как деятельность по осуществлению пассажирских и грузовых авиаперевозок в Российской Федерации  лицензирует и контролирует государство.

     Сезонный характер деятельности:

     Авиационные перевозки  ОАО «Аэрофлот»  являются сезонной деятельностью в связи со значительным увеличением пассажиропотока в летние месяцы.

     Изменение налогового законодательства:

     К правовым рискам относятся кардинальные изменения в российском и международном  правовом регулировании деятельности на воздушном транспорте, налогового и валютного законодательства, а  также требований по лицензированию. В настоящее время идет работа по модернизации некоторых международных  конвенций, регулирующих деятельность авиаперевозчиков, также постоянно  изменяется российское законодательство.

           ОАО «Аэрофлот» занимает активную позицию в части совершенствования  законодательства Российской Федерации. Так, в 2006 году, по инициативе ОАО «Аэрофлот», были внесены изменения в Федеральный  закон «О валютном регулировании  и валютном контроле». Представители  авиакомпании участвуют в разработке проекта по внесению изменений в  Воздушный кодекс РФ, касающихся ответственности  и страхования  

     Изменение правил таможенного контроля и пошлин:

     Поскольку ОАО «Аэрофлот» в своей деятельности вынуждено использовать различные  виды продукции/услуг иностранного производства (в том числе и  самолеты иностранного производства), изменение правил таможенного контроля в сторону его ужесточения, а  также пошлин – в сторону их увеличения – существенно увеличивает  риски ОАО «Аэрофлот» в части  как самой возможности использования  такой продукции/услуг, так и в  части их своевременной поставки.

III Этап: Составление  карты рисков авиакомпании  и ранжирование  выявленных рисков 

 
  1. валютный риск (изменение курса валют)
  2. изменение цен на авиатопливо
  3. авиакатастрофа
  4. кредитный риск
  5. стихийное бедствие
  6. вооружённый политический конфликт
  7. потеря положительного имиджа
  8. изменение правил таможенного контроля и пошлин

Информация о работе Построение системы управления рисками в авиакомпании ОАО «Аэрофлот»