Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 06:29, контрольная работа
I Этап: Постановка задачи управления рисками авиакомпании и формирование подразделения по управлению рисками
Построение системы управления рисками в авиакомпании ОАО «Аэрофлот»
( по
материалам ежеквартального отчёта
ЭМИТЕНТА ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
за: 3 квартал 2007г.)
Выполнили: Иванова Алина, Баландина Юлия
ОАО
«Аэрофлот» - крупнейший участник российского
авиационного рынка; на его деятельность
оказывают влияние все основные риски,
присущие отрасли.
Основные проблемные зоны в структуре авиакомпании и оценка возможных угроз
Высокая степень износа воздушного парка. В настоящее время воздушный парк компании характеризуется высоким уровнем износа. Только 10 отечественных самолетов авиакомпании были получены после 1989 года, а часть самолетов введена в эксплуатацию еще в 70-х годах. Кроме того, самолеты Ту-154, осуществляющие часть среднемагистральных перевозок, попадают под действие запрета полетов с 2006 года в Европу в связи с тем, что уровень шума их моторов превышает установленные нормативы. Такая ситуация повышает риски снижения доходов за счет выбытия самолетов или ограничения полетов в Европу. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время Аэрофлот реализует ряд программ по обновлению парка и повышению эффективности основной деятельности, в результате чего указанные риски снижаются.
Сильная зависимость от цен на топливо. Компания в значительной степени зависима от цен на топливо, затраты на которое в 2003 году составили 20.6% от издержек. Учитывая, что рост цен во многом определяется повышением цен на нефть, можно предположить, что в дальнейшем, по крайней мере, в 2004 году, рост цен на топливо продолжится. В то же время негативное влияние данного фактора несколько снижается благодаря политике Аэрофлота по хеджированию данного риска путем заключения контрактов с фиксированной ценой и через использование рынка производных финансовых инструментов.
Сильное
влияние процессов
курсообразования. Для Аэрофлота характерна
высокая подверженность валютным рискам.
Компания использует импортное оборудование
и самолеты, а также работает во многих
странах мира, вследствие чего использует
в своей деятельности различные мировые
валюты. Часть доходов и расходов компании
номинированы в иностранной валюте. Это
обуславливает сильное влияние на деятельность
компании процессов курсообразования
на валютном рынке внутри страны и
за рубежом, а также повышает подверженность
рискам, связанным с валютным регулированием.
К основным рискам в авиакомпании можно отнести:
Направления работ:
Позиционирование
управления рисками
в структуре авиакомпании
и налаживание информационных
потоков для своевременного
выявления новых рисков
Решение отдельных задач в сфере управления и страхования
Для инвесторов:
снижение рисков банкротства и формирование
имиджа компании как надежного и эффективного
инструмента вложения денежных средств
Для лизинговых
компаний: создание инструментов контроля
над деятельностью компании и
уверенность в отсутствии излишнего
риска при принятии управленческих
решений
Для банков:
создание инструментов контроля над
денежными потоками
Для страховщиков: формирование имиджа стабильности работы компании и отсутствии угроз
Эк Схема управления неавиационными и авиационными риском риск на во
Финансовые риски, с которыми сталкивается авиакомпания, можно подразделить на две категории: ценовые риски и кредитные риски. ОАО «Аэрофлот» выделяет три основных типа ценовых рисков, которые вызваны рыночными изменениями цен и процентных ставок:
В
2006 году ОАО «Аэрофлот» продолжило
свою программу хеджирования рисков
при организации закупок
Валютный риск авиакомпании, в первую очередь, связан с соотношением валют счетов и валют оплаты/поступлений и движения денежных средств по банковским счетам, а также с соотношением тарифов продаж и валют выставленных счетов в широкой сети представительств ОАО «Аэрофлота» за рубежом. Разработка и применение методологии расчета валютной позиции авиакомпании и оценки рискованного объема этой позиции, а также введение внутрикорпоративного курса пересчета тарифов при продаже перевозок на территории России позволило сбалансировать валютную позицию ОАО «Аэрофлот».
Источниками процентного риска для авиакомпании являются кредитные и лизинговые соглашения, в которых использована переменная процентная ставка, величина которой зависит от изменения ставки LIBOR. Ввиду индивидуальности каждого контракта (договора) стандартные биржевые инструменты хеджирования процентного риска не удовлетворяют потребностям авиакомпании. В соответствии с решением Финансового комитета ОАО «Аэрофлот» в настоящее время рассматривается вопрос о возможности заключения генерального соглашения об операциях на внебиржевом рынке производных инструментов, что позволит удовлетворить потребности компании в нестандартных инструментах хеджирования для каждого отдельного договора. В настоящее время во вновь подписываемых договорах лизинга ВС предусматривается возможность фиксации плавающей процентной ставки.
Для снижения кредитного риска при организации продаж пассажирских авиаперевозок или риска неисполнения дебитором/контрагентом по сделке своих финансовых обязательств перед авиакомпанией установлен показатель величины минимальной залоговой стоимости бланка авиабилета, используются унифицированные банковские гарантии, кредитные организации проходят процедуру установления лимита на операции с гарантиями клиентов банка-гаранта/агентами ОАО «Аэрофлот».
Существенными факторами снижения финансового риска были: переход на новую систему бронирования и продажи авиаперевозок Sabre, разработка и внедрение новых «безбумажных» технологий продажи авиаперевозок, в частности технологии WEB-продаж пассажирских перевозок. Дальнейшее снижение финансового риска в 2007 году будет обусловлено развитием собственных продаж электронных билетов после изменения соответствующих норм российского законодательства.
Для снижения рисков неисполнения и/или ненадлежащего исполнения обязательств по двусторонним коммерческим соглашениям с авиакомпаниями-партнерами ведется постоянная работа по распределению ответственности и обязательств по страхованию рисков каско ВС и гражданской ответственности авиакомпаний – партнеров ОАО «Аэрофлот». В рамках этой работы, наряду с ранее принятым стандартом по страхованию рисков каско ВС и гражданской ответственности дочерних авиакомпаний, в 2006 году был разработан и утвержден аналогичный стандарт в отношении авиакомпаний – партнеров ОАО «Аэрофлот».
Изменение налогового законодательства:
К правовым рискам относятся кардинальные изменения в российском и международном правовом регулировании деятельности на воздушном транспорте, налогового и валютного законодательства, а также требований по лицензированию. В настоящее время идет работа по модернизации некоторых международных конвенций, регулирующих деятельность авиаперевозчиков, также постоянно изменяется российское законодательство.
ОАО «Аэрофлот» занимает
активную позицию в части
Изменение правил таможенного контроля и пошлин:
Поскольку
ОАО «Аэрофлот» в своей деятельности
вынуждено использовать различные
виды продукции/услуг иностранного
производства (в том числе и
самолеты иностранного производства),
изменение правил таможенного контроля
в сторону его ужесточения, а
также пошлин – в сторону их
увеличения – существенно увеличивает
риски ОАО «Аэрофлот» в части
как самой возможности
Информация о работе Построение системы управления рисками в авиакомпании ОАО «Аэрофлот»