Понятие и этапы формирования инвестиционной стратегии организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы – изучение основных аспектов инвестиционной стратегии предприятия.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи:
• определение сущности инвестиционной стратегии и актуальности ее разработки;
• выявление основных принципов и этапов разработки стратегии;
• рассмотрение видов инвестиционных стратегий;

Файлы: 1 файл

Чистовик.docx

— 48.99 Кб (Скачать)

   Инвестиционная привлекательность того или иного региона Российской Федерации зависит от многих факторов и, прежде всего:

•степени индустриального развития региона;

•географического расположения и природно-климатических условий;

•степени развития инфраструктуры, в том числе для инвестиционной деятельности;

•существенности имеющихся льгот для инвесторов в регионе;

•наличия полезных ископаемых и степени выгодности их разработки и др.

   Под инвестиционной привлекательностью предприятия (организации) понимается обобщенная характеристика с точки зрения перспективности, выгодности, эффективности и минимизации риска вложения инвестиций в его развитие за счет собственных средств и средств других инвесторов.

   Инвестиционную привлекательность предприятия (организации) характеризуют следующие факторы:

•показатели эффективности работы предприятия в динамике;

•показатели ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия в динамике;

•перспективы развития предприятия и возможности сбыта продукции;

•репутация предприятия (имидж) на внутреннем и международном рынке;

•рыночный курс акций предприятия;

•величина чистой прибыли, приходящаяся на одну акцию, и др.

   Понятие «инвестиционная деятельность» и «инвестиционная привлекательность» тесно взаимосвязаны между собой. В данном случае, на наш взгляд, инвестиционная привлекательность является фактором, а инвестиционная деятельность — следствием.

   Инвестиционная деятельность в значительной степени зависит от инвестиционной привлекательности. Создание хороших условий для выгодного вложения инвестиций является основой для расширения инвестиционной деятельности. При их отсутствии инвестиционная деятельность снижается.

Масштабы инвестиционной деятельности на микроуровне характеризуют  следующие показатели:

•капитальные вложения в динамике, направленные на развитие производства;

•доля чистой прибыли, направляемая на развитие производства;

•масштабы деятельности предприятия в динамике;

•ввод в действие производственных мощностей в динамике;

•темпы ввода и выбытия основных производственных фондов;

•величина долгосрочной кредиторской задолженности;

•величина инвестиций в сопоставимых ценах в динамике;

•величина привлеченных иностранных инвестиций и др.

   Инфляция самым существенным образом влияет на инвестиционную деятельность, которая в свою очередь зависит от состояния экономики: при стабилизации и подъеме экономики она снижается. При этом следует иметь в виду, что с процессом инфляции тесно связана ставка банковского кредита.

   Кривая спроса на инвестиции зависит от ставки процента и ожидаемой нормы чистой прибыли от вложенных инвестиций. Таким образом, чем выше ставка процента, тем ниже спрос на инвестиции; такая же связь существует между спросом на инвестиции и ожидаемой нормой чистой прибыли.

   Выгодно вкладывать инвестиции в том случае, если норма чистой прибыли превышает ставку процента. И наоборот, если ставка процента превышает ожидаемую норму чистой прибыли, то в этом случае для предприятия   инвестиции не выгодны.

  Обратная зависимость между нормой чистой прибыли и спросом на инвестиции объясняется тем, что с повышением уровня инфляции растет и ставка процента. В таких ситуациях к реализации могут быть приняты только те инвестиционные проекты, у которых норма чистой прибыли превышает или равна ставке процента. Таким образом, с ростом ставки процента требования к эффективности инвестиционных проектов пропорционально увеличиваются, а, следовательно, количество таких проектов, способных удовлетворить эти требования, сокращается, и спрос на инвестиции снижается.

  Известно, что существует номинальная и реальная ставка процента. Реальная ставка отличается от номинальной на уровень инфляции, т.е.:

Ср = Сн – Уи,

где Ср — реальная ставка процента; Сн — номинальная ставка процента; Уи — уровень инфляции.

  Следует подчеркнуть, что именно реальная ставка процента, а не номинальная, играет существенную роль в принятии инвестиционных решений.

  Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для привлечения и повышения эффективности инвестиций инвестиционным процессом необходимо управлять. Управление инвестиционным процессом не означает прямое и мелочное вмешательство государственных или региональных и местных органов власти в инвестиционный процесс. В условиях рынка управлять инвестиционным процессом — это значит создавать цивилизованные правила игры для всех инвесторов, а также благоприятные условия для оживления инвестиционной деятельности и повышения эффективности инвестиций. Государство может воздействовать на инвестиционный процесс при помощи самых различных рычагов — экономических, административных, правовых и др.

  В условиях рыночных отношений приоритет должен быть отдан в первую очередь экономическим рычагам, так как они по своей сущности в наибольшей степени отвечают рыночной экономике.

  Административные рычаги необходимо использовать только и том случае, если для достижения определенной цели, имеющей важное экономическое и социальное значение для страны, экономические рычаги недостаточны или малоэффективны.

  Государство на основе совершенствования налоговой системы, проведения разумной финансово-кредитной политики и других рычагов должно обеспечить стабильность экономики и низкий темп инфляции, что является условием для оживления инвестиционной деятельности. [4]

 

 

3.Этапы формирования  инвестиционной стратегии организации.

   Инвестиционная деятельность компании (фирмы) представляет собой довольно продолжительный процесс и поэтому должна осуществляться с учетом определенной перспективы. Формирование направлений этой деятельности с учетом перспективы представляет собой процесс разработки инвестиционной стратегии.

   Понятие стратегии деятельности компании, включая и инвестиционную стратегию, вошло в экономическую теорию около 40 лет тому назад, когда значительно ускорились темпы общественного развития и научно-технического прогресса. В условиях более быстрого изменения внешней среды деятельности компаний появилась необходимость не только оперативно реагировать на эти изменения, но и вырабатывать модели развития с учетом прогнозируемых изменений.

   Инвестиционная стратегия - это формирование системы долгосрочных целей инвестиционной деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения.

   Процесс стратегического управления инвестиционной деятельностью компании, т.е. разработки ее инвестиционной стратегии, получает свою дальнейшую конкретизацию в процессе тактического управления этой деятельностью путем формирования инвестиционного портфеля компании. В отличие от инвестиционной стратегии формирование инвестиционного портфеля является среднесрочным управленческим процессом, осуществляемым в рамках стратегических решений и текущих финансовых возможностей компании . В свою очередь, процесс тактического управления инвестиционной деятельностью получает свое наиболее детальное завершение в оперативном управлении реализацией отдельных инвестиционных программ и проектов. Таким образом, разработка инвестиционной стратегии является только первым этапом процесса управления инвестиционной деятельностью компании .

   Формирование инвестиционного портфеля, ориентируясь на направления инвестиционной стратегии и реализуя стратегические задания среднесрочного периода определяет состав основных инвестиционных проектов в рамках отдельных инвестиционных программ. Одновременно прорабатываются сроки и объемы реализации отдельных инвестиционных программ и проектов, включая и задачи их реализации в краткосрочном (текущем) периоде.

   Оперативное управление реализацией инвестиционных программ и проектов, ориентируясь на сформированный компанией инвестиционный портфель и задачи его реализации в текущем периоде, предусматривает разработку мероприятий по выполнению инвестиционных программ в разрезе отдельных проектов, а в необходимых случаях - подготовку решений о «выходе» из отдельных программ или проектов.

   Формирование инвестиционной стратегии компании  является довольно сложным творческим процессом, требующим высокой квалификации исполнителей. Прежде всего, формирование стратегии базируется на прогнозировании отдельных условий осуществления инвестиционной деятельности (инвестиционного климата) и конъюнктуры инвестиционного рынка как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов.

   Сложность этого процесса заключается в том, что при формировании инвестиционной стратегии идет обширный поиск и оценка альтернативных вариантов инвестиционных решений, наиболее полно соответствующих имиджу компании и задачам ее развития. Определенная сложность формирования инвестиционной стратегии заключается также в том, что она не является неизменной, а требует периодической корректировки с учетом меняющихся внешних условий и новых возможностей роста компании.

   Исходной предпосылкой формирования инвестиционной стратегии является общая стратегия экономического развития компании . По отношению к ней инвестиционная стратегия носит подчиненный характер и должна согласовываться с ней по целям и этапам реализации. Инвестиционная стратегия при этом рассматривается как один их главных факторов обеспечения эффективного развития компании в соответствии с избранной ею общей экономической стратегией. Процесс формирования инвестиционной стратегии компании  проходит ряд этапов. [8]

  1. Определение общего периода формирования инвестиционной стратегии. Этот период зависит от ряда условий.

 Главным условием его  определения является продолжительность  периода, принятого для формирования  общей стратегии развития предприятия,  так как инвестиционная стратегия  носит по отношению к ней  подчиненный характер, она не  может выходить за пределы  этого периода (более короткий  период формирования инвестиционной  стратегии допустим).

 Важным условием определения  периода формирования инвестиционной  стратегии предприятия является  предсказуемость развития экономики  в целом и конъюнктуры тех  сегментов инвестиционного рынка,  с которыми связана предстоящая  инвестиционная деятельность предприятия  — в условиях нынешнего нестабильного  (а по отдельным аспектам непредсказуемого) развития экономики страны этот  период не может быть слишком  продолжительным и в среднем  должен определяться рамками  3 лет.

 Условиями определения  периода формирования инвестиционной  стратегии являются также отраслевая  принадлежность предприятия, его  размер, стадия жизненного цикла  и другие.

  1. Исследование факторов внешней инвестиционной среды и конъюнктуры инвестиционного рынка. Такое исследование предопределяет изучение экономико-правовых условий инвестиционной деятельности предприятия и возможного их изменения в предстоящем периоде. Кроме того, на этом этапе разработки инвестиционной стратегии анализируется конъюнктура инвестиционного рынка и факторы ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей инвестиционной деятельностью предприятия.
  2. Оценка сильных и слабых сторон предприятия, определяющих особенности его инвестиционной деятельности. В процессе такой оценки необходимо определить обладает ли предприятие достаточным потенциалом, чтобы воспользоваться открывшимися инвестиционными возможностями, а также какие внутренние его характеристики ослабляют результативность инвестиционной деятельности. Для диагностики внутренних проблем осуществления этой деятельности используется метод управленческого обследования предприятия, основанный на изучении различных функциональных зон предприятия, обеспечивающих развитие инвестиционного процесса. Для разработки инвестиционной стратегии в управленческое обследование рекомендуется включать следующие функциональные зоны: маркетинговые возможности расширения объемов и диверсификации операционной (а соответственно и инвестиционной деятельности); финансовые возможности формирования инвестиционных ресурсов; численность, профессиональный и квалификационный состав персонала, обеспечивающего его разработку и реализацию инвестиционной стратегии; имеющаяся на предприятии информационная база, обеспечивающая подготовку альтернативных стратегических инвестиционных решений; состояние организационной структуры управления и инвестиционной культуры.
  3. Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности предприятия. Главной целью этой деятельности является повышение уровня благосостояния собственников предприятия и максимизация его рыночной стоимости. Вместе с тем эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего инвестиционного развития предприятия.

 Система стратегических  целей должна обеспечивать выбор  наиболее эффективных направлений  реального и финансового инвестирования; формирование достаточного объема  инвестиционных ресурсов и оптимизации  их состава; приемлемость уровня  инвестиционных рисков в процессе  осуществления предстоящей хозяйственной  деятельности и т.п.

Информация о работе Понятие и этапы формирования инвестиционной стратегии организации