Понятие и этапы формирования инвестиционной стратегии организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы – изучение основных аспектов инвестиционной стратегии предприятия.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи:
• определение сущности инвестиционной стратегии и актуальности ее разработки;
• выявление основных принципов и этапов разработки стратегии;
• рассмотрение видов инвестиционных стратегий;

Файлы: 1 файл

Чистовик.docx

— 48.99 Кб (Скачать)

— создание и поддержание  конкурентных преимуществ фирмы

— создание уникальной и  выгодной стратегической позиции на рынках, содержащей определенный набор конкурентных видов деятельности. [7]

   Существуют несколько основных вариантов инвестиционных стратегий на уровне предприятия. Инвестиционные стратегии различаются для предприятий из разных стран, отраслей, различных форм собственности, масштаба фирмы, территориального расположения, вида продукции, технологического уровня и т.д.

   Так например, среднее инновационное предприятие имеет несколько вариаций инвестиционной стратегии.

Инвестиционная стратегия  предпринимателя (инвестора), купившего  венчурную фирму, заключается в  быстром росте капитализации  фирмы (рыночной стоимости) и захвате  рынков сбыта. Средние предприятия, обладающие значительным интеллектуальным капиталом, могут вести агрессивную  наступательную патентную политику на рынках. И расширять подобным образом свое рыночное пространство, укреплять свои конкурентные преимущества.

   Этими предприятиями используются также стратегии:

— "Поиск наград". Данную стратегию используют фирмы, работающие на рынках наукоемкой продукции. Инвестиционная политика строится на венчурных (рискованных) инвестиционных проектах, компенсирующих высокие риски ожидаемыми сверхприбылями;

— "Пирамида". Мобилизуются все доступные источники для  реализации одной, но перспективной  инвестиционной программы;

— "Все для вас". Стратегия  следования за стабильным и крупным  потребителем (например, крупной и  прибыльной фирмой).

  В этом случае предприятие работает по принципу "от добра — добра не ищут" и работает по заказам крупного потребителя своей продукции.

        Процесс разработки инвестиционной стратегии является частью общей системы стратегического выбора предприятия и включает:

 

       -  постановку целей инвестиционной стратегии;

       - оптимизацию структуры формируемых инвестиционных ресурсов и их распределения;

      - выработку инвестиционной политики по наиболее важным аспектам инвестиционной деятельности;

     - поддержание взаимоотношений с внешней инвестиционной средой.

 

   В реальной практике инвестиционная стратегия предприятия в той или иной степени включает все перечисленные выше ее разновидности. Всегда существуют проблемы прекращения производства устаревших, пришедших к концу своего жизненного цикла изделий, освоения новых изделий с получением места для них на рынке, достаточного на первом этапе для безубыточной деятельности, развития и совершенствования, увеличения масштабов производства этих изделий. Удельный вес отдельных частных стратегий по отдельным этапам этого цикла должен меняться.

Пределы стратегия выживания, например, ограничиваются его этапами  при внедрении на рынок и началом  спада. Именно в эти моменты предприятие  может позволить себе отказаться от получения прибыли, но функционировать  при этом безубыточно.

С момента начала выпуска  товара до устойчивого вывода его  на рынок в типичных условиях производства требование безубыточной деятельности не всегда реально. Точно так же издержки начинают чрезмерно увеличиваться  и производство становится нерентабельным, когда рынок теряет интерес к  предлагаемому ему товару, наступает  момент спада его производства. Непосредственно  в этот момент предприятие еще  может функционировать безубыточно, но если при этом пропускается срок, когда следует перейти уже  к стратегии ликвидации, то издержки продолжают расти и производство становится все более и более  убыточным.

   В то же время на восходящих этапах жизненного цикла предприятие должно систематически действовать на основе стратегии развития. Она может существенно удлинить жизненный цикл уже освоенного производством товара, а в случаях, когда такая задача является по каким-либо причинам неактуальной, обеспечить своевременную замену закончившего этот цикл товара новым.

   Следует отметить, что все вышесказанное остается актуальным и в условиях экономического кризиса. Поскольку единственным оправданием любого кризиса является выход из него с более прогрессивной структурой производства, его глубокая структурная перестройка, особое значение приобретает ликвидационная инвестиционная стратегия, обеспечивающая прекращение производства неконкурентных, не имеющих перспективы товаров. В то же время становится чрезвычайно важным осуществление инвестиций в рамках стратегии развития, позволяющей предприятию выйти из кризиса обновленным, с обнадеживающими рыночными перспективами. Это требует, как правило, чрезвычайных усилий при резко ограниченных возможностях финансирования, а также необходимости экономить на всем, неизбежных самоограничениях и т.д. Но только при этих условиях предприятие может сохраниться как жизнеспособный субъект экономики. Сказанное не означает, что теряет свое значение стратегия выживания. Наоборот, только при ее последовательном осуществлении и становятся возможными те коренные преобразования, которые выводят предприятие из состояния кризиса. В условиях нестабильного, часто резко сокращающегося спроса, снижения цен единственный способ сохранить уже отлаженное производство традиционных товаров —поддерживать его хотя бы на уровне безубыточности. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Факторы, влияющие на инвестиционную стратегию.

   Процесс инвестирования — сложный многогранный процесс, на который влияет множество факторов, знание которых имеет важное научное и практическое значение. С практической точки зрения знание таких факторов, механизма их влияния на инвестиционную деятельность и эффективность инвестиций является основой для разработки научно обоснованной инвестиционной политики и более эффективного управления инвестиционным процессом.

   Под эффективностью инвестиций понимается получение экономического или социального результата на один рубль инвестиций.

   Чаще всего критерием для определения величины экономической эффективности инвестиций, вложенных в основной капитал, в зарубежной практике является такой показатель, как норма чистой прибыли, определяемая по формуле:

Нч.п = ((Пч–И)∙100)/И,

где Нчп — норма чистой прибыли; Пч — величина полученной чистой прибыли от вложения инвестиций в основной капитал; И — величина инвестиций в основной капитал.

   В отечественной практике для определения экономической эффективности инвестиций в основной капитал используются формулы:

Эи = П/К или Ток = К/П,

где Эи — абсолютная эффективность  инвестиций в основной капитал; П  — прибыль (бухгалтерская, чистая), полученная в результате вложения инвестиций в основной капитал; К — инвестиции в основной капитал (капитальные  вложения); Ток — срок окупаемости  капитальных вложений.

 

   Эффективность инвестиций в основной капитал на макроуровне определяется из выражения:

Эн/х = ΔНД/К,

где Эн/х — эффективность  инвестиций в основной капитал; ΔНД  — прирост национального дохода за счет вложения инвестиций в основной капитал; К — инвестиции в основной капитал.

   Все факторы, влияющие на эффективность инвестиций, можно классифицировать по следующим признакам.

   В зависимости от масштабности влияния их можно разделить на три уровня:

•факторы, влияющие на эффективность инвестиций на макроуровне;

•факторы, влияющие на эффективность инвестиций на региональном уровне;

•факторы, влияющие на эффективность инвестиций на уровне предприятия (организации).

   Рассмотрим эту классификацию факторов более подробно.

  К факторам, влияющим на эффективность инвестиций на макроуровне, можно отнести:

•эффективность проводимой государством экономической и социальной политики;

•инвестиционный риск;

•совершенство налоговой системы;

•уровень инфляции;

•политическая и социальная обстановка в стране;

•ставка рефинансирования ЦБ РФ и процентная ставка коммерческого банка;

•инвестиционная привлекательность;

•совершенство нормативной базы в области инвестиционной деятельности;

•степень совершенства инвестиционной инфраструктуры;

•созданные условия для привлечения иностранных инвестиций;

•эффективность проводимой государством инвестиционной политики и др.

Факторами, влияющими на эффективность инвестиций на региональном уровне, признаются:

•эффективность проводимой экономической и социальной политики;

•инвестиционная привлекательность региона;

•созданные условия для привлечения иностранных инвестиций;

•совершенствование налоговой системы на региональном уровне;

•эффективность проводимой региональной инвестиционной политики;

•степень совершенства региональной инвестиционной инфраструктуры;

•уровень инвестиционного риска и др.

   Факторами, влияющими на эффективность инвестиций на уровне предприятия (организации), являются:

•эффективность проводимой предприятием экономической и социальной политики;

•наличие эффективной инвестиционной политики;

•качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции;

•уровень использования основных производственных фондов и производственных мощностей;

•степень рациональности использования имеющихся ресурсов на предприятии;

•компетентность руководителей предприятия и степень совершенства управления предприятием;

•качество и эффективность реализуемых инвестиционных проектов и др.

   В зависимости от направленности воздействия на эффективность инвестиций все факторы можно объединить в две группы:

•позитивные, которые положительно влияют на эффективность инвестиций;

•негативные, которые отрицательно влияют на эффективность инвестиций.

  Например, к позитивным факторам можно отнести снижение уровня инфляции, налогового бремени, ставки рефинансирования ЦБ РФ и др., а к негативным — обострение экономического кризиса в стране; нестабильная социальная и политическая обстановка в стране, повышение уровня инфляции и др.

 В зависимости от характера возникновения все факторы, влияющие на эффективность инвестиций, можно объединить в две группы:

•объективные, т. е. факторы, возникновение которых не связано с человеческой деятельностью, а обусловлено природными или подобными явлениями;

•субъективные, т. е. факторы, возникновение которых связано и обусловлено человеческой деятельностью, в частности управленческой и созидательной деятельностью.

   Все факторы, влияющие на эффективность инвестиций, в зависимости от времени их возникновения можно разграничить на временно действующие и постоянно действующие.

   В зависимости от степени влияния на эффективность инвестиций все факторы можно разделить на три группы:

•оказывающие существенное влияние;

•оказывающие менее существенное влияние;

•оказывающие слабое влияние.

   Эта классификация правомерна только для небольшого отрезка времени, так как с изменением ситуации изменяется и степень влияния отдельных факторов.

   Под инвестиционной привлекательностью на макроуровне понимаются условия (экономические, правовые, политические, социальные и др.), созданные государством всем субъектам хозяйствования, а также иностранным инвесторам для выгодного вложений инвестиций с целью развития национальной экономики.

   Инвестиционная привлекательность на макроуровне зависит от следующих факторов:

•политической стабильности и ее предсказуемости на будущее;

•основных макроэкономических показателей, характеризующих состояние национальной экономики (уровня инфляции, темпов роста ВВП, объемов выпуска промышленной продукции, процентных ставок рефинансирования ЦБ РФ, дефицита бюджета и др.) и их прогноза на будущее;

•наличия и степени совершенства нормативных актов в области инвестиционной деятельности,

•степени совершенства налоговой системы в стране;

•социальной, в том числе и криминогенной обстановки в стране;

•степени инвестиционного риска и др.

    Необходимо отметить, что инвестиционная привлекательность на макроуровне создает как бы общий фон и для инвестиционной привлекательности на региональном уровне и уровне отдельно взятого предприятия. И в то же время инвестиционная привлекательность на этих уровнях может существенно отличаться от общего фона.

   Инвестиционная привлекательность регионов — интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможности привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков.

Информация о работе Понятие и этапы формирования инвестиционной стратегии организации