Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа
Цель работы – является всесторонний анализ теоретических вопросов организации управления дебиторской задолженностью предприятия.
Задачами работы является:
- исследование экономической сущности и видов дебиторской задолженности;
- анализа сущности и задач политики управления дебиторской задолженностью;
- рассмотрение методики анализа дебиторской задолженности, как основы выработки управленческих решений;
- исследование направлений повышения ликвидности и рефинансирова-ния дебиторской задолженности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 5
1.1. Сущность и классификация дебиторской задолженности 5
1.2. Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской задолженностью 11
1.3. Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью 14
2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 19
2.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности, оценка ее оборачиваемости и целесообразности формирования 19
2.2. Анализ оптимальности величины дебиторской задолженности 28
2.3. Анализ отклонений в процессе контроля выполнения бюджетных показателей дебиторской задолженности 35
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
n - средний срок (расчетная величина по результатам анализа прошлых лет) предоставления отсрочки платежа (товарного кредита);
i - релевантная процентная ставка (например, ставка инфляции);
S∆N - себестоимость дополнительно реализованной продукции;
ПРДЗ - прочие расходы, возникающие в результате обслуживания дебиторской задолженности (расходы по инкассации дебиторской задолженности, процентные платежи по краткосрочным кредитам, полученным под пополнение оборотных средств, и пр.).
Временной
лаг между отгрузкой продукции
(t = 0) и ее оплатой (t = ri) делает выручку
от продаж и ее себестоимость несопоставимыми
между собой. Для приведения разновременных
∆N и S∆N к одинаковой размерности выручку
от продаж продукции в кредит рекомендуется
дисконтировать с использованием релевантной
дисконтной ставки. В связи с тем, что прочие
расходы, связанные с обслуживанием дебиторской
задолженности, ожидается производить
равномерно в течение п периодов, при их
дисконтирования период времени рекомендуется
брать в половинном размере. Уровень эффективности
использования дебиторской задолженности
рекомендуется рассчитывать по формуле:
(2.6)
где DZ - средняя величина дебиторской задолженности, связанной с предоставлением товарного кредита, за период.
Для
того чтобы повысить эффективность
управления дебиторской задолженностью
в организации, необходимо рассчитать
коэффициент соотношения прироста объема
продаж с приростом дебиторской задолженности,
с помощью формулы:
(2.7)
где NФ и NБ - фактическое и бюджетное значение величины объема продаж;
ДЗФ и ДЗБ - фактическая и бюджетная величина дебиторской задолженности покупателей и заказчиков.
Выполнив
вычисления, можно найти оптимальное
сочетание соотношения дебиторской
задолженности и объема продаж, при фактическом
изменении этих величин. В табл. 12.9 отражены
условия для расчета коэффициента К, указан
интервал его значений.
Таблица 2.
Значение
коэффициента соотношения
приростов объема
продаж и дебиторской
задолженности
Условия | Значение коэффициента соотношения приростов объема продаж и дебиторской задолженности | ||||||
К<-1 |
К=-1 | -1< К<0 | К=0 | 0<К<1 | К=1 | К>1 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
+
∆N, + ∆DZ;
- ∆N, - ∆DZ ∆N> ∆DZ |
- | - | - | + | + | + | Оптимальный вариант |
Продолжение табл.2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
+
∆N, + ∆DZ;
- ∆N, - ∆DZ ∆N= ∆DZ |
- | - | - | + | + | К | + |
+
∆N, + ∆DZ;
- ∆N, - ∆DZ ∆N< ∆DZ |
- | - | - | + | К | + | + |
±∆N/=0,
±∆DZ |
- | - | - | К | + | + | + |
+
∆N, - ∆DZ
∆N< ∆DZ |
- | - | К | + | + | + | + |
+
∆N, - ∆DZ
- ∆N, + ∆DZ ∆N=∆DZ |
- | К | - | + | + | + | + |
+
∆N, - ∆DZ
∆N > ∆DZ |
К | - | - | + | + | + | + |
Предложенные в табл. 2 значения коэффициента можно интерпретировать следующим образом. Максимальное значение К > 1 достигается при положительном приросте как объема продаж, так и дебиторская задолженность, причем рост объема продаж должен превышать рост дебиторской задолженности. Еще одним случаем, при котором коэффициент принимает оптимальное значение, является снижение фактических величин объема продаж и дебиторской задолженности по сравнению с запланированными, но снижение объема продаж должно быть меньше снижения дебиторской задолженности. Поддержание оптимального сочетания дебиторской задолженности и объема продаж позволяет с наименьшими затратами осуществлять текущую деятельность. Значение коэффициента от +1 до 0 хоть и является положительным, но менее предпочтительно для организации, так как рост объема продаж и дебиторской задолженности происходит одинаковыми темпами. При отрицательном значении коэффициента возникает угроза неплатежеспособности.
Для
оценки качества управления дебиторской
задолженностью в организации следует
проводить факторный анализ влияния структуры
дебиторской задолженности на коэффициент
ее оборачиваемости, используя при этом
следующую детерминированную зависимость:
(2.8)
где DZпокуп - дебиторская задолженность покупателей и заказчиков;
N/DZ - коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.
По данным произведенных расчетов можно выявить причины замедления или ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.
В
современных условиях развития отечественной
экономики кризис неплатежей и низкая
кредитоспособность хозяйствующих субъектов
приводят к образованию значительной
величины дебиторской задолженности,
причем существенная ее доля приходится
на долговременную и просроченную задолженность.
В этой связи перед бухгалтером-аналитиком
стоит важная задача обеспечить при помощи
существующих аналитических методов,
процедур и методик обоснование ее оптимальной
величины, оценить возможности, периодичность
и объем инкассации долга, организовать
оперативный мониторинг финансового состояния,
платеже- и кредитоспособности потенциальных
и постоянных деловых партнеров. В нормальных
условиях функционирования рыночной экономики
дебиторская задолженность является одним
из действенных инструментов стимулирования
роста объема продаж и, как следствие,
повышения эффективности производственно-финансовой
деятельности организации. Потребность
в средствах, отвлекаемых на поддержание
оптимального уровня дебиторской задолженности,
оценивается расчетным (аналитическим)
способом по трем направлениям. Направления
оценки потребности в дебиторской задолженности
отражены в табл. 3.
Таблица 3.
Направления
оценки потребности
в дебиторской
задолженности
Потребность в средствах, инвестируемых в ДЗ | ||
А. По объектам инвестирования в дебиторскую задолженность | В. По степени планирования и целям | С. По временному горизонту |
1.1. Дебиторская задолженность за отгруженную продукцию не связанным сторонним организациям, срок оплаты по которой не наступил | 1. Планируемая отсрочка платежа за отгруженную продукцию в целях стимулирования спроса на производимую продукцию (работы и услуги] - элемент маркетинговой политики | 1. Дебиторская задолженность, срок погашения которой ожидается в течение 12 месяцев с момента возникновения долга |
1.2. Просроченная дебиторская задолженность за отгруженную продукцию независимым организациям | ||
2. Дебиторская задолженность по операциям с аффилированными лицами |
2.Планируемая дебиторская задолженность в ходе проведения операций по выводу активов из организации или скрытого инвестирования средств в деятельность аффилированного лица | 2. Дебиторская задолженность со сроком погашения более 12 месяцев |
3. Дебиторская задолженность по векселям полученным | ||
4. Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом |
3. Дебиторская задолженность, связанная с неплатежеспособностью контрагента | 3. Безнадежная дебиторская задолженность |
5. Прочая дебиторская задолженность |
Для расчета потребности в дебиторской задолженности необходимо учитывать следующие факторы: возможный риск падения платежеспособности организации - производителя продукции (поставщика) вследствие замораживания оборотных активов в дебиторской задолженности; возникновение дефицита денежных средств, необходимых для финансирования текущих и плановых капитальных затрат; риск возможных финансовых последствий вследствие возникновения чрезвычайных расходов; риск потери платежеспособности и снижения ликвидности у организации - покупателя продукции; необходимость стимулирования спроса на производимую продукцию (товары, работы и услуги) предоставлением товарного (коммерческого) кредита и принятия в качестве расчетного средства векселей; необходимость поддержания зависимых обществ предоставлением долгосрочных (или бессрочных) отсрочек по оплате за проданные активы и прочее.
Используя
информацию и обозначения табл. 3,
можно построить следующие аналитические
балансовые модели, которые рекомендуется
использовать в расчете потребности инвестирования
средств в дебиторскую задолженность:
(2.9)
Для
расчета потребности в
(2.10)
где DZФ и NФ - величины дебиторской задолженности и объем продаж в отчетном периоде (фактически);
Nплан - планируемый объем продаж в будущем периоде.
Управление
уровнем дебиторской
Планирование сроков и объемов увеличения и погашения дебиторской задолженности необходимо вести в комплексе с финансовым планированием в организации.
При составлении плана (бюджета) продаж готовой продукции организации необходимо указывать, какое ее количество отгружается с образованием дебиторской задолженности. Соответствующие суммы отражаются в плане по движению дебиторской задолженности в графе «Увеличение».
Информация о работе Организация дебиторской задолженности РФ