Организация дебиторской задолженности РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – является всесторонний анализ теоретических вопросов организации управления дебиторской задолженностью предприятия.
Задачами работы является:
- исследование экономической сущности и видов дебиторской задолженности;
- анализа сущности и задач политики управления дебиторской задолженностью;
- рассмотрение методики анализа дебиторской задолженности, как основы выработки управленческих решений;
- исследование направлений повышения ликвидности и рефинансирова-ния дебиторской задолженности предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 5
1.1. Сущность и классификация дебиторской задолженности 5
1.2. Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской задолженностью 11
1.3. Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью 14
2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 19
2.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности, оценка ее оборачиваемости и целесообразности формирования 19
2.2. Анализ оптимальности величины дебиторской задолженности 28
2.3. Анализ отклонений в процессе контроля выполнения бюджетных показателей дебиторской задолженности 35
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45

Файлы: 1 файл

Организация дебиторской задолженности РФ.doc

— 494.00 Кб (Скачать)

      n - средний срок (расчетная величина по результатам анализа прошлых лет) предоставления отсрочки платежа (товарного кредита);

      i - релевантная процентная ставка (например, ставка инфляции);

      S∆N - себестоимость дополнительно реализованной продукции;

      ПРДЗ  - прочие расходы, возникающие в результате обслуживания дебиторской задолженности (расходы по инкассации дебиторской задолженности, процентные платежи по краткосрочным кредитам, полученным под пополнение оборотных средств, и пр.).

     Временной лаг между отгрузкой продукции (t = 0) и ее оплатой (t = ri) делает выручку от продаж и ее себестоимость несопоставимыми между собой. Для приведения разновременных ∆N и S∆N к одинаковой размерности выручку от продаж продукции в кредит рекомендуется дисконтировать с использованием релевантной дисконтной ставки. В связи с тем, что прочие расходы, связанные с обслуживанием дебиторской задолженности, ожидается производить равномерно в течение п периодов, при их дисконтирования период времени рекомендуется брать в половинном размере. Уровень эффективности использования дебиторской задолженности рекомендуется рассчитывать по формуле: 

            (2.6) 

      где DZ - средняя величина дебиторской задолженности, связанной с предоставлением товарного кредита, за период.

     Для того чтобы повысить эффективность  управления дебиторской задолженностью в организации, необходимо рассчитать коэффициент соотношения прироста объема продаж с приростом дебиторской задолженности, с помощью формулы: 

           (2.7) 

где NФ и NБ - фактическое и бюджетное значение величины объема продаж;

        ДЗФ и ДЗБ - фактическая и бюджетная величина дебиторской задолженности покупателей и заказчиков.

     Выполнив  вычисления, можно найти оптимальное  сочетание соотношения дебиторской задолженности и объема продаж, при фактическом изменении этих величин. В табл. 12.9 отражены условия для расчета коэффициента К, указан интервал его значений. 

Таблица 2.

     Значение  коэффициента соотношения  приростов объема продаж и дебиторской задолженности 

Условия Значение коэффициента соотношения приростов объема продаж и дебиторской задолженности
 
К<-1
К=-1 -1< К<0 К=0 0<К<1 К=1 К>1
1 2 3 4 5 6 7 8
+ ∆N, + ∆DZ;

- ∆N, - ∆DZ

∆N> ∆DZ

- - - + + + Оптимальный вариант

     Продолжение табл.2

1 2 3 4 5 6 7 8
+ ∆N, + ∆DZ;

- ∆N, - ∆DZ

∆N= ∆DZ

- - - + + К +
+ ∆N, + ∆DZ;

- ∆N, - ∆DZ

∆N< ∆DZ

- - - + К + +
±∆N/=0,

±∆DZ

- - - К + + +
+ ∆N, - ∆DZ

∆N< ∆DZ

- - К + + + +
+ ∆N, - ∆DZ

- ∆N, + ∆DZ

∆N=∆DZ

- К - + + + +
+ ∆N, - ∆DZ

 ∆N > ∆DZ

К - - + + + +
 

     Предложенные  в табл. 2 значения коэффициента можно интерпретировать следующим образом. Максимальное значение К > 1 достигается при положительном приросте как объема продаж, так и дебиторская задолженность, причем рост объема продаж должен превышать рост дебиторской задолженности. Еще одним случаем, при котором коэффициент принимает оптимальное значение, является снижение фактических величин объема продаж и дебиторской задолженности по сравнению с запланированными, но снижение объема продаж должно быть меньше снижения дебиторской задолженности. Поддержание оптимального сочетания дебиторской задолженности и объема продаж позволяет с наименьшими затратами осуществлять текущую деятельность. Значение коэффициента от +1 до 0 хоть и является положительным, но менее предпочтительно для организации, так как рост объема продаж и дебиторской задолженности происходит одинаковыми темпами. При отрицательном значении коэффициента возникает угроза неплатежеспособности.

     Для оценки качества управления дебиторской задолженностью в организации следует проводить факторный анализ влияния структуры дебиторской задолженности на коэффициент ее оборачиваемости, используя при этом следующую детерминированную зависимость: 

          (2.8) 

где DZпокуп - дебиторская задолженность покупателей и заказчиков;

     N/DZ - коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

     По  данным произведенных расчетов можно  выявить причины замедления или ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.

2.2. Анализ оптимальности величины дебиторской задолженности

 

     В современных условиях развития отечественной  экономики кризис неплатежей и низкая кредитоспособность хозяйствующих субъектов приводят к образованию значительной величины дебиторской задолженности, причем существенная ее доля приходится на долговременную и просроченную задолженность. В этой связи перед бухгалтером-аналитиком стоит важная задача обеспечить при помощи существующих аналитических методов, процедур и методик обоснование ее оптимальной величины, оценить возможности, периодичность и объем инкассации долга, организовать оперативный мониторинг финансового состояния, платеже- и кредитоспособности потенциальных и постоянных деловых партнеров. В нормальных условиях функционирования рыночной экономики дебиторская задолженность является одним из действенных инструментов стимулирования роста объема продаж и, как следствие, повышения эффективности производственно-финансовой деятельности организации. Потребность в средствах, отвлекаемых на поддержание оптимального уровня дебиторской задолженности, оценивается расчетным (аналитическим) способом по трем направлениям. Направления оценки потребности в дебиторской задолженности отражены в табл. 3. 

Таблица 3.

     Направления оценки потребности  в дебиторской  задолженности 

Потребность в  средствах, инвестируемых в ДЗ
А. По объектам инвестирования в дебиторскую задолженность В. По степени  планирования и целям С. По временному горизонту
1.1. Дебиторская задолженность за отгруженную продукцию не связанным сторонним организациям, срок оплаты по которой не наступил 1. Планируемая отсрочка платежа за отгруженную продукцию в целях стимулирования спроса на производимую продукцию (работы и услуги] - элемент маркетинговой политики 1. Дебиторская задолженность, срок погашения которой ожидается в течение 12 месяцев с момента возникновения долга
1.2. Просроченная дебиторская задолженность за отгруженную продукцию независимым организациям
 
 
2. Дебиторская задолженность по операциям с аффилированными лицами
2.Планируемая  дебиторская задолженность в ходе проведения операций по выводу активов из организации или скрытого инвестирования средств в деятельность аффилированного лица 2. Дебиторская задолженность со сроком погашения более 12 месяцев
3. Дебиторская задолженность по векселям полученным
 
 
4. Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом
3. Дебиторская задолженность, связанная с неплатежеспособностью контрагента 3. Безнадежная  дебиторская задолженность
5. Прочая дебиторская задолженность
 
 
 
 

     Для расчета потребности в дебиторской задолженности необходимо учитывать следующие факторы: возможный риск падения платежеспособности организации - производителя продукции (поставщика) вследствие замораживания оборотных активов в дебиторской задолженности; возникновение дефицита денежных средств, необходимых для финансирования текущих и плановых капитальных затрат; риск возможных финансовых последствий вследствие возникновения чрезвычайных расходов; риск потери платежеспособности и снижения ликвидности у организации - покупателя продукции; необходимость стимулирования спроса на производимую продукцию (товары, работы и услуги) предоставлением товарного (коммерческого) кредита и принятия в качестве расчетного средства векселей; необходимость поддержания зависимых обществ предоставлением долгосрочных (или бессрочных) отсрочек по оплате за проданные активы и прочее.

     Используя информацию и обозначения табл. 3, можно построить следующие аналитические балансовые модели, которые рекомендуется использовать в расчете потребности инвестирования средств в дебиторскую задолженность: 

         (2.9) 

     Для расчета потребности в инвестировании средств в дебиторскую задолженность могут использоваться различные аналитические подходы. Раскроем те из них, которые не требуют применения усложненного математического аппарата. Ранее описанный метод доли от объема продаж рекомендуется в тех случаях, когда известно, что в планируемом периоде не ожидаются существенные изменения в кредитной и в маркетинговой политике организации; тенденции изменения макроэкономической (отраслевой) среды и уровня платежеспособного спроса в планируемом периоде изменяются в ту или иную сторону незначительно по сравнению с отчетным годом (по результатам прогнозного анализа); не ожидается появление большого числа новых оптовых покупателей; уровень платеже- и кредитоспособности постоянных деловых партнеров-покупателей не изменяется в худшую сторону; не прогнозируется значительный рост стоимости основных факторов производства (сырья и материалов, заработной платы и пр.), степень конкуренции на рынке остается на прежнем уровне; не ожидаются существенные скачки в масштабах деятельности (в частности, по показателям объема производства и продаж - не более ±5%). При соблюдении перечисленных условий потребность в дебиторской задолженности: 

          (2.10) 

        где DZФ и NФ - величины дебиторской задолженности и объем продаж в отчетном периоде (фактически);

    Nплан - планируемый объем продаж в будущем периоде.

     Управление  уровнем дебиторской задолженности определяется следующими основными факторами: оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты; контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности; анализ и планирование денежных потоков.

     Планирование  сроков и объемов увеличения и погашения дебиторской задолженности необходимо вести в комплексе с финансовым планированием в организации.

     При составлении плана (бюджета) продаж готовой продукции организации необходимо указывать, какое ее количество отгружается с образованием дебиторской задолженности. Соответствующие суммы отражаются в плане по движению дебиторской задолженности в графе «Увеличение».

Информация о работе Организация дебиторской задолженности РФ