Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:01, курсовая работа
В рыночной экономике конкурентоспособность предприятия зависит от величины экономического потенциала предприятия (ЭПП). Построение эффективных, адаптированных к конкретно историческим условиям развития производственных отношений механизмов управления предприятиями невозможно без всестороннего, комплексного и системного исследования такой категории, как экономический потенциал предприятия, его структурных элементов и характера взаимодействия между ними.
Рис.2. Задачи
анализа экономического потенциала организации
Базовым блоком задач анализа деятельности организации в данном случае выступают задачи анализа инвестиций в развитие экономического потенциала, без которых невозможно обеспечить устойчивость роста рыночных позиций организации.
Объем и структура инвестиций будут определять направления стратегического развития производства, зависящего от будущей потребности в ресурсах. В целом реализация задач анализа инвестиций в развитие экономического потенциала и анализа стратегического развития производства позволит определить стратегическую потребность организации в ресурсах (то есть экономически объективно оценить ее стратегический воспроизводственный потенциал), а с учетом реализации задач стратегического анализа рыночного потенциала - сформировать информационную основу для анализа стратегического экономического потенциала организации.
Такая последовательность задач анализа показывает взаимосвязь темпов развития экономического потенциала организации от повышения эффективности использования факторов внутренней среды деятельности, внутренних резервов организации (в части воспроизводственного потенциала) и ее экономического состояния в стратегической перспективе, на основе оценки которого следует определять будущий рыночный потенциал организации.
Для проведения оценки рыночного потенциала организации, с учетом стратегической направленности анализа используется метод SWOT-анализа (четвертый этап). Большая часть данных, необходимых для анализа стратегического рыночного потенциала организации (спрос, цены, объем продаж товаров, степень конкуренции, конъюнктура рынка и тд.), формируются внешней средой деятельности и поэтому являются неопределенными с точки зрения их количественных и качественных изменений.
Задачей этого анализа является выявление проблемных полей стратегической деятельности организации по сравнению с конкурентами, а также возможностей и угроз внешней среды.
SWOT-анализ позволяет давать оценку рынка в целом и положения на нем организации посредством исследования пяти параметров:
Использование SWOT-анализа для оценки рыночного потенциала организации позволит структурировать информацию как о самой организации, так и о рынке, объективно оценить текущее рыночное положение организации и определить достижимые перспективы развития ее рыночного потенциала на основе разработки конкретных маркетинговых мероприятий, направленных на повышение стратегической конкурентоспособности организации.
Результаты анализа оценки рыночного потенциала на основе SWOT- анализа позволяют сформировать информационную базу для анализа ориентации развития (экстенсивного или интенсивного) экономического потенциала (пятый этап).
«В чистом виде» экстенсивно или интенсивно развивающихся организаций на практике не бывает, каждая организация в той или иной мере сочетает оба пути развития.
В конечном виде технология анализа деятельности организации на основе оценки ее экономического потенциала должна создать информационную основу для формулировки приоритетных направлений и определения резервов развития структурных элементов экономического потенциала, что является завершающим этапом технологии.
Сбалансированность темпов развития структурных элементов экономического потенциала должна являться основным условием полной его реализации, так как отставание развития какого-либо из видов потенциала будет выступать сдерживающим фактором для развития других его видов.
Рыночный
потенциал организации
Анализ деятельности организации должен обеспечить трансформацию технологических возможностей в конкурентные преимущества организации, что может быть достигнуто посредством реализации комплекса маркетинговых мероприятий, в частности, связанных с более глубоким изучением динамики спроса и предложения на аналогические реализуемым товарам товары - субституты (заменители), движением цен. Это позволит проводить экономическое обоснование сегментирования рынка и позиционирования не только товаров, но и самой организации на этом рынке.
При этом особое внимание следует уделять такому направлению анализа как изменение объема реализации продукции, в частности, за счет изменения объема производства и изменения выпуска готовой продукции.
Резервы роста рыночного потенциала будут в большей мере связаны не с изменением выпуска на рынок готовой продукции (что, безусловно, приведет к увеличению рыночной доли организации, но кратковременному), а с изменениями объема производства продукции. Резервы роста рыночного потенциала непосредственно обусловливаются изменением количества действующих на рынке конкурирующих субъектов и темпами их развития, которые должны выступать самостоятельным направлением анализа.
Особое
внимание при поиске резервов роста
воспроизводственного потенциала следует
уделять таким его составляющим, как информационный
и интеллектуальный потенциалы. В частности,
резервы их роста будут обусловливаться
степенью использования организацией
новых информационных систем (управления
технологическими процессами, управления
организационно-
Тем самым, использование резервов роста экономического потенциала, выявленных в процессе анализа ее деятельности в условиях динамичности рыночной среды является существенным фактором эффективности саморегулирования развития организации.
Обобщая
вышеизложенное, можно сказать, что рассмотренная
технология анализа деятельности организации
на основе оценки ее экономического потенциала
призвана создать информационную основу
для выбора стратегических направлений
развития организации, что требует экономического
обоснования возможности их практической
реализации7.
Приложение 1.
Схема Исикавы
для анализа факторов, воздействующих
на экономический потенциал
Приложение 2.
Факторы, воздействующие на экономический потенциал предприятия
Ресурсный
потенциал |
Факторы — «большие кости» | Факторы — «средние кости» | Факторы — «мелкие кости» |
1. Трудовые ресурсы | 1.1. Уровень производительности труда | 1.1.1. Уровень мотивации работников |
|
1.1.2. Совершенствование организации управления, организации производства и труда |
| ||
|
|||
1.2. Текучесть кадров | 1.2.1. Подбор и прием персонала |
| |
1.2.2. Высвобождение рабочих мест |
| ||
1.3.
Уровень образования и |
1.3.1. Организация подготовки и повышения квалификации персонала |
| |
1.3.2. Число специалистов с высшим образованием | |||
2. Финансовые ресурсы | 2.1. Уровень рентабельности | 2.1.1. Значения показателей выручки, прибыли и затрат на предприятии |
|
2.2. Показатели ликвидности |
Продолжение табл.
Ресурсный
потенциал |
Факторы — «большие кости» | Факторы — «средние кости» | Факторы — «мелкие кости» |
2.3. Уровень финансовой
устойчивости и деловой |
|
||
2.4. Объем и структура источников финансирования | 2.4.1. Доля собственных источников |
| |
2.4.2. Доля заемных источников |
| ||
3. Материальные ресурсы | 3.1. Условия поставок ресурсов |
|
|
3.2. Качество продукции |
|
||
3.3. Ассортимент продукции |
|
||
3.4. Уровень запасов на предприятии | 3.4.1. Потребности производства в запасах | ||
|
|||
3.5. Уровень материалоотдачи |
|
Информация о работе Оценка экономического потенциала предприятия