Оценка действий производственного рычага

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

С переходом на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятия, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе. Максимизация прибыли и повышение эффективности производства является главной целью предприятия в рыночных условиях, условиях самоокупаемости и самофинансирования предприятий. Достижение высоких результатов деятельности предприятия невозможно без эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Классификация затрат……………………………………………………………...4

ГЛАВА 2. Определение оптимальной величины себестоимости продукции с использованием методов операционного анализа……………………………………………9

ГЛАВА 3. Оценка действий производственного рычага……………………………………12

Заключение……………………………………………………………………………………..15

Список литературы…………………………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Управление текущими издержками.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

 

Глава 2.  Определение оптимальной величины себестоимости продукции с использованием методов операционного анализа

 

Управлению затратами на производство и реализацию продукции до настоящего времени не уделялось достаточного внимания, т.к. в этом не было объективной необходимости. Становление рыночных отношений требует разработки содержания и методики управления себестоимостью с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Решение этой задачи возможно на основе маржинального анализа, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства продукции и прибылью. Данный метод управленческих расчетов разработан был в 1930 году американским инженером Уолтером Раунтенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе 1971 г. Н.Г. Чумаченко.

Проведение маржинального анализа базируется на современной системе учета себестоимости "директ - костинг", которую еще называют "системой управления себестоимостью" или "системой управления предприятием". В этой системе себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на финансовый результат предприятия. При этом они также находятся под постоянным контролем, т.е. осуществляется жесткая проверка обоснованности их уровня, контролируются сметы по предприятию и цехам, так как экономия или перерасход в части постоянных расходов также оказывает влияние на формирование прибыли.

Оптимизация прибыли предприятия в условиях рыночных отношений требует постоянного притока оперативной информации не только внешнего характера (о состоянии рынка, спроса на продукцию, ценах и т.п.), но и внутреннего - о формировании затрат на производство и себестоимости продукции. Эта информация опирается на систему производственного учета расходов по местам их возникновения и видам изделий, на выявленные отклонения расхода ресурсов от стандартных норм и смет, на данные о калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, учете результатов реализации по видам изделий.

Система "директ - костинг" является атрибутом рыночной экономики. В ней достигнута высокая степень интеграции учета, анализа, и принятия управленческих решений. Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.

Наиболее важные аналитические возможности маржинального анализа состоят в определении:

  • действия операционного (производственного) рычага;
  • безубыточного объема производства (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
  • запаса финансовой прочности предприятия);
  • необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли.

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

  • необходимости деления издержек на две части переменные и постоянные;
  • переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
  • постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
  • тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
  • эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
  • пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.

 

 

Группировка затрат в системе маржинального анализа

 

Разделение затрат на постоянные и переменные несколько условные, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами "директ - костинг".

Важнейшем аспектом анализа постоянных расходов является деление их на полезные и бесполезные (холостые) т.о., постоянные затраты можно представить как сумму полезных затрат и бесполезных, не используемых в процессе производства.:

Zconst= Zполезные+Zбесполезные

Величину полезных и бесполезных затрат можно определить по формуле:

Zбесполезные = (Nmax - Nэфф )* Zconst /Nmax

Z полезные= Nэфф * Zconst/Nmax,

где  Nmax -максимально возможный выпуск продукции;

Nэфф-фактический объем производства продукции.

Степень реагирования издержек производства на изменения объема продукции может быть оценена с помощью коэффициента реагирования затрат. Этот коэффициент вычисляется по формуле:

Кi =          (2.1)

где: К- коэффициент реагирования затрат на изменения объема производства;

Z - изменение затрат за период, в %;

N - изменение объёма производства, в %.

Этот коэффициент используется как критерий отнесения затрат к той или иной группе. Для постоянных расходов коэффициент реагирования затрат равен нулю. ( К = 0). В остальных случаях затраты будут считаться переменными. Значения коэффициента реагирования затрат произведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Значение коэффициента реагирования затрат

Характер проведения затрат

К = 0

0 < К < 1

К = 0

К > 1

Постоянные затраты

Дегрессивные затраты

Пропорциональные затраты

Прогрессивные затраты


 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Оценка действий производственного рычага

 

Особенностью системы "директ - костинг" является соединение производственного и финансового учета. По системе "директ - костинг" учет и отчетность на предприятиях организованы таким образом, что появляется возможность регулярного контроля данных по схеме "затраты - объем - прибыль". Основная модель для отчета для анализа прибыли по данным предприятия выглядит следующим образом:

Объем реализации, тыс. руб.

Переменные затраты, тыс. руб.

Маржинальный доход, тыс. руб.

Постоянные расходы, тыс. руб.

Прибыль (чистый доход), тыс. руб.

В системе "директ - кост" кроме разделения затрат на постоянные и переменные применяется категория маржинального дохода. Маржинальный доход предприятия (валовая маржа) это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Это эффективный метод решения взаимосвязанных задач, отслеживающей зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства.

 

 

 

Показатель силы воздействия производственного рычага определяет, во сколько раз возрастает прибыль при 1 %-ом росте выручки от реализации продукции. Например: сила воздействия операционного рычага равна 1,5. Это означает, что при возможном увеличение выручки от реализации например на 5%, прибыль возрастет на 5% * 1,5 =7,5% ; при снижении выручки от реализации на 10%, прибыль снизится на 10% * 1,5 = 15% .

Таким образом зная данные о росте выручки от реализации продукции и силу воздействия производственного рычага, можно прямым способом определить рост прибыли при увеличение объема выпуска продукции. Чем больше доля постоянных затрат в структуре общих издержек, тем сильнее сила воздействия операционного рычага.

Следует отметить, что сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации. Изменяется выручка от реализации - изменяется и сила воздействия операционного рычага. При снижении выручки от реализации сила воздействия операционного рычага возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме. Каждый процент снижения выручки дает всё больший, и больший процент снижения прибыли, причём грозная сила операционного рычага возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты. При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности (точка окупаемости затрат) уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки даёт всё меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки или другими обстоятельствами, предприятию приходится проходить новый порог рентабельности. На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнёт убывать... и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.

Всё это оказывается чрезвычайной полезным для:

    • планирование платежей по налогу на прибыль, в частности, авансовых;
    • выработки деталей коммерческой политики предприятия.

При пессимистических прогнозах динамики от реализации нельзя раздувать постоянные затраты, так потеря прибыли от каждого процента потери выручки может оказаться многократно большей из-за слишком сильного эффекта операционного рычага. Однако, если долгосрочной перспективе ожидается повышение спроса на продукцию, то можно отказаться от режима жёсткой экономии на постоянных затратах, так как предприятие с большей их долей будет получать больший прирост прибыли.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

    • сила воздействия операционного рычага зависит от структуры активов предприятия, доли внеоборотных активов. Чем  больше стоимость основных фондов, тем больше доля  постоянных затрат;
    • высокий удельный вес постоянных затрат сужает границы мобильного управления текущими затратами;
    • чем больше сила операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

Порог рентабельности - это такая выручка от реализации при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

С помощью порога рентабельности определяется период окупаемости затрат. Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупаются затраты и наоборот = высокий порог рентабельности замедляет окупаемость затрат.

Безубыточный объем выпуска продукции (порог рентабельности) достигается при равенстве общей суммы издержек и выручки от реализации, или маржинального дохода и переменных издержек.

С понятием "порог рентабельности" связано понятие "запас финансовой прочности".

Запас финансовой прочности (зона безопасности) представляет собой разность между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности в стоимостном выражении. Например: запас финансовой прочности предприятия составляет примерно 68% выручки. Это означает, что предприятие способно выдержать 68-процентное снижение выручки от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств.

Зависимость объема от соотношения издержек и цены реализации используется в обосновании плановых заданий. Если известны постоянные затраты, цена единицы изделия, переменные затраты на единицу изделия, а также сумма запланированной прибыли, то объем продаж, обеспечивающий желаемую прибыль определяется по формуле:

       (3.1)

где Rпл - плановая сумма прибыли

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В условиях рыночной экономики затраты на производство и реализацию продукции, формирующие себестоимость продукции – это важнейший показатель коммерческой деятельности предприятий, характеризующий степень и качество использования трудовых и материальных ресурсов, результаты внедрения новой техники, ритмичность производства, бережливость в расходовании средств, качество управления. Себестоимость продукции является исходной базой для определения цен, а также оказывает непосредственное влияние на прибыль, уровень рентабельности и формирование общегосударственного фона -  бюджета. Формирование себестоимости продукции осуществляется в соответствии с Положением о составе затрат, а также изменениями и дополнениями к нему.

В отечественной практике управления затратами для целей планирования, учета и калькулирования затраты на производство продукции классифицируются по различным признакам: по виду производства, виду продукции, месту возникновения затрат, по составу и экономическому содержанию, и т.д. Для практического использования в системе управления формированием затрат целесообразно использовать классификацию по элементам и статьям затрат.

Информация о работе Оценка действий производственного рычага