Методы и модели формирования финансово-экономического механизма управления предприятием и его характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 10:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – характеристика финансового менеджмента как системы управления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Определить понятие и сущность финансового управления.
2. Проанализировать особенности механизма финансового управления.
3. Определить состав финансово-экономического механизма управления предприятием и его характеристики
4. Проанализировать методы и модели формирования финансово-экономического механизма управления предприятием.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и понятие финансового управления предприятием 4
2. Механизм финансового управления 8
3. Состав финансово-экономического механизма управления предприятием и его характеристики 11
4. Методы и модели формирования финансово-экономического механизма управления предприятием и его характеристики 15
Заключение 25
Задача 26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

финансовый менеджмент.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

Финансовые  рычаги представляют собой инструменты, используемые в финансовых методах. К ним относятся: прибыль, доходы, амортизационные отчисления, денежные фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконтная котировка валютного курса рубля и др.7

 Правовое  обеспечение функционирования финансовый механизм предприятия включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

Нормативное обеспечение  функционирования финансовых механизмов предприятия предусматривает использование норм и нормативов оборотных средств, амортизационных норм, тарифных и налоговых ставок.

Информационное  обеспечение функционирования финансового механизма предприятия состоит из разного рода и вида экономических, коммерческой, финансовой и прочей информации. К этой информации относятся: сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, о ценах, курсах валют, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т.п.

Структура финансового управления сложна и зависит от действия экономических законов в обществе. В механизме определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений и денежными фондами. (рис.1)

Состав и  некоторые элементы финансового управления предприятием представляют собой следующее.

Финансовые методы - это способы воздействия финансов на производственно-хозяйственную деятельность предприятия через:

а) управление движением  денежных потоков,

б) управление затратами, доходами,

в) материальное стимулирование и ответственность за использование  денежных фондов. Сюда относят, прогнозирование, планирование, самофинансирование, налогообложение, систему расчетов, страхование, залоговые операции, лизинг, факторинг, взаимоотношения с государственными органами, хозяйствующими субъектами и т.п.

Финансовые рычаги - это приемы, действия финансовых методов, реализуемые через доходы, прибыль, амортизационные отчисления, финансовые санкции, цены, дивиденды, формы расчетов, виды кредитов и валют, процентные ставки, ценные бумаги и т.п.8

Правовое обеспечение  позволяет проводить единую политику в области финансов через законы, указы Президента, постановления правительства, лицензии, устав хозяйствующего субъекта и т.п. Соблюдение правовых норм обеспечивает финансовую дисциплину в государстве.

 





 


 

 

 

 





 

 

 






 

Рис. 1 Структура и процесс финансового управления на предприятии

Нормативное обеспечение  уточняет и развивает правовые законодательные  акты через инструкции, нормы, методические указания и другую нормативную документацию.

К финансовой информации относят  бухгалтерскую, статистическую отчетность, аналитические данные. Информация является интеллектуальной собственностью и  может вноситься в уставный капитал  в виде сведений о поставщиках  и покупателях, о ценах, дивидендах, о финансовой устойчивости. Кто владеет информацией, тот владеет финансовым рынком Используется финансовая информация управляющими предприятий их собственниками, налоговыми инспекциями, банковскими учреждениями, предприятиями-поставщиками и др.9

Организация взаимодействия финансовых отношений достигается  путем использования финансовых категорий (прибыль, налоги, оборотные  средства, амортизация, безналичные  расчеты) и нормативов (рентабельность, платежи в бюджет, оборотные средства), различного рода стимулов, санкций и других финансовых рычагов.

Таким образом, финансовый механизм предприятий должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансами своих функций и их взаимодействию. Прежде всего, с помощью финансового управления достигается обеспеченность предприятия необходимыми денежными средствами. При этом в рыночной экономике источником  денежных средств предприятий служат собственные доходы, за счет которых должны покрываться все расходы. Дополнительная временная потребность в средствах удовлетворяется с помощью кредита.

 

 

 

 

4. Методы и модели формирования финансово-экономического механизма управления предприятием и его характеристики

Как любой управленческий процесс, включающий в себя принятие решения, управление финансами предполагает проведение анализа, затем прогноза и планирования, затем выработку стратегии финансирования.

Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы преобразования, трастовые операции, залоговые операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт. 10

Анализ позволяет выявить  структурные сдвиги и темпы роста  в активах и источниках финансирования предприятия, определить показатели по направлениям: анализ ликвидности, анализ текущей деятельности; анализ финансовой устойчивости (оценивается состав источников финансирования и динамика соотношений между ними; анализ основывается на том, что источники средств различаются уровнем себестоимости, степенью доступности, уровнем надежности, степенью риска и др.); анализ рентабельности  (оценка общей эффективности вложения средств в данное предприятие. Основные показатели – рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала), анализ положения и деятельности на рынке капиталов.

После проведения анализа составляются прогнозы по соответствующим  показателям или по направлениям анализа. Перспективный анализ финансового  состояния предприятия даст информацию о будущем для решения задач стратегического управления, составленную на основе признания некоторой преемственности изменения показателей от одного периода к другому. При прогнозировании  в группу экспертов привлекаются практические работники, что снижает риск нереальности прогноза. Одним из ключевых моментов для разработки прочных оценок является учет: а) уровня и динамики инфляции; б) состав и структура товарооборота. В результате прогнозирования строится прогнозная отчетность, учитывающая обороты по статьям  и сальдо на начало планируемого периода, и используемая для исчисления необходимого объема дополнительных финансовых ресурсов из внешних источников и других целей.

Когда определена потребность в финансах и источники  их пополнения составляется финансовый план. Он отражает синхронность поступления и расходования денежных средств. При этом должна сохранятся идентичность показателей годового и оперативного планов.

Каждый план по управлению финансами постоянно  корректируется согласно выработанной на предприятии финансовой стратегии, которая включает в себя налоговую, учетную, дивидендную политику, политику в области ценных бумаг.

Рассмотрим  основные подходы и модели в области  дальнейшего развития финансового  менеджмента в рамках стратегического развития предприятия.

Ниже рассмотрен ряд альтернативных вариантов, которые  предназначены для того, чтобы  оценить деловую активность и  связать используемые показатели со стратегией предприятия.

Модель Лоренца  Мейсела (Lowrence S. Maisel) была предложена в 1992 году. Она называется: управление эффективностью на основе системы сбалансированных показателей (Balanced ScoreCard, BSC). Модель Мейсела основана на увязке четырёх перспектив предприятия: взаимоотношений с клиентами; внутренней деятельности; финансового обеспечения и человеческих ресурсов, на основе которых должна быть оценена бизнес-деятельность (рис. 2). Основной акцент Л. Мейсел в своей модели ставит на использование перспективы людских ресурсов, в которой оценивают инновации, а также такие факторы как образование и обучение, развитие продукции и услуг, компетентность и корпоративная культура. Причина использования Л. Мейселом отдельной перспективы людских ресурсов заключается в том, что руководство предприятия должно быть внимательным к своему персоналу и оценивать эффективность не только процессов и систем, но и его сотрудников.

Рис. 2. Модель Лоренца Мейсела

 

К. МакНейр (C.J. McNair), Р. Ланч (Richard L. Lunch), К. Кросс (Kelvin F. Cross) в 1990 году представили модель, которую  они назвали пирамида эффективности (рис.3).

Как и в других моделях, анализируемых нами, основной концепцией является связь клиентоориентированной корпоративной стратегии с финансовыми показателями, дополненными несколькими ключевыми качественными (нефинансовыми) показателями.11

Традиционная  управленческая информация должна исходить только от верхнего уровня. Пирамида эффективности  построена на концепциях глобального  управления качеством, промышленного  инжиниринга и учёта, основанного  на "действиях". Под действием  понимается то, что выполняется людьми или машинами (оборудованием, механизмами, компьютерными системами) для удовлетворения потребителя.

 

Рис.3. Пирамида эффективности

 

Пирамида эффективности  на четырёх различных ступенях показывает структуру предприятия, обеспечивающую двухсторонние коммуникации и необходимую для принятия решений на различных уровнях управления.

Цели и показатели связывают стратегию предприятия  с его оперативной деятельностью. Другими словами, цели передаются вниз по организации, в то время как показатели собираются снизу вверх. На верхнем уровне цели подразделений и дивизионов конкретизируются применительно к определённому рынку и финансовым показателям. Клиенты и акционеры определяют то, что следует оценивать. Третий уровень – фактически не организационный. Скорее, он состоит из ряда направлений в пределах предприятия.

Эти направления  межфункциональны и пронизывают  несколько структурных подразделений. Здесь цели и функции ориентированы  на удовлетворение клиента и гибкость производства и являются связующими звеньями между верхними и нижними уровнями пирамиды. Три цели этого уровня показывают драйверы эффективности в отношении двух рыночных целей и одной финансовой. Кроме того, на этом уровне определяются такие оперативные цели, как качество, время поставки, длительность производственного цикла и потери от брака. Качество и время поставки непосредственно связаны с внешними действиями, а длительность производственного цикла и потери от брака служат индикаторами внутренних действий предприятия или банка.

В самой нижней части пирамиды, то есть в области  операций, действия оцениваются еженедельно  или ежемесячно. В верхней части  пирамиды преобладают финансовые оценки, периоды которых существенно  больше. По мнению авторов модели, система  показателей должна быть интегрирована таким образом, чтобы оперативные оценки на нижних уровнях были связаны с финансовыми на верхних. Таким образом, эта модель корпоративного управления способна показать, что лежит в основе финансовых оценок и что ими управляет.

Кристофер Адамс (C. Adams) и Питер Робертс (P. Roberts) в 1993 году предложили другую модель, которую назвали EP2M. EP2M – аббревиатура от Effective Progress and Performance Measurement. Согласно Адамсу–Робертсу, важно, прежде всего, то, что компания делает в следующих четырёх направлениях: обслуживание клиентов и рынков; совершенствование внутренних процессов (рост эффективности и рентабельности); управление изменениями и стратегией; собственность и свобода действий.12

Наиболее перспективной  из перечисленных концепций представляется BSC-модель, позволяющая транслировать конкретную деятельность и стратегию в достаточно полный набор показателей, которые фактически образуют систему стратегического контроля и управления.

Следует отметить, что развитие финансового менеджмента в зарубежных странах проходило в тесной связи с практической деятельностью менеджеров различных компаний. Поэтому и все теоретические изыскания направлены строго на практическое их применение. В России, в связи с социалистической системой хозяйствования, теория финансового менеджмента не могла найти своего применения на практике. Поэтому и рассмотрение теоретических основ финансового менеджмента в России представляется наиболее интересным.

Развитие финансового  менеджмента в России следует  рассматривать в контексте развития отечественной финансовой науки в целом, что обусловлено историей самой страны. Социалистическое хозяйствование и планово-командная экономика не давали должным образом эволюционировать финансовому менеджменту, кроме того, появился так называемый отечественный финансовый менеджмент, который берёт свои истоки из бухгалтерского учёта и анализа хозяйственной деятельности. Вследствие этого, взгляды старой советской школы финансового менеджмента несколько расходятся по части структуры науки с учёными-финансистами, приспособившими западный финансовый менеджмент к условиям советских реалий. Таким образом, необходимо обратить внимание на эволюцию российской финансовой науки в целом.

В системе управления различными аспектами деятельности любого предприятия в современных условиях наиболее сложным и ответственным звеном является управление финансами. В странах с рыночной экономикой принципы и методы этого управления еще на рубеже ХIХ-ХХ веков оформились в специализированную область знаний, получившую название «финансовый менеджмент».

За столетний  период своего существования финансовый менеджмент значительно расширил круг изучаемых проблем, – если при его зарождении он рассматривал в основном финансовые вопросы создания новых фирм и компаний, а впоследствии – управление финансовыми инвестициями и проблемы банкротства, то в настоящее время он включает практически все направления управления финансами предприятия. Ряд проблем финансового управления в последние годы получили свое углубленное развитие в новых, относительно самостоятельных областях знаний – финансовом анализе, инвестиционном менеджменте, риск-менеджменте, антикризисном управлении предприятием при угрозе банкротства.

Информация о работе Методы и модели формирования финансово-экономического механизма управления предприятием и его характеристики