Кредитная политика в финансовом менеджменте предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 07:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определить место и роль кредитной политики в финансовом менеджменте предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
Раскрыть теоретические аспекты управления кредитной политикой предприятия: понятие, критерии, основные типы;
Рассмотреть процесс разработки кредитной политики предприятия: этапы разработки, оценка эффективности;
Проанализировать управление кредитной политикой российских предприятий.

Файлы: 1 файл

Курсовая Кредитная политика фирмы.docx

— 99.37 Кб (Скачать)

Основной  хозяйственной единицей в экономике  любого государства является предприятие, которое выступает в самых  различных организационно-правовых формах: единоличные хозяйства, полное товарищество, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и т.д. Общим для них является то, что в соответствии с действующим  законодательством они обязаны  подавать в государственные органы определенный набор информации о  своей хозяйственной деятельности. И несут за ее точность материальную и административную ответственность. Все остальные экономические  показатели, как правило, скрываются организациями под предлогом  коммерческой тайны, доступ к которой  возможен лишь оперативным путем.

Отсюда  вытекает один из важных методологических выводов: экономические показатели деятельности организаций являются неполными, получить их достаточно затруднительно. Только акционерные общества предоставляют  довольно обширную информацию о себе в своих годовых отчетах перед  акционерами. Это оказывает существенное влияние на формирование кредитной  политики по отношению к конкретному  покупателю. Очевидно, что в условиях большого количества неплатежей, чем  меньше информации о своей коммерческой деятельности готово предоставить предприятие-покупатель, тем жестче будет по отношению  к нему кредитная политика со стороны  продавца.

Открытая  информация при соответствующем  применении методов экономического анализа может дать предприятию-продавцу возможность сделать более точные выводы о состоянии производственной, сбытовой и финансовой программы  организации, которая выступает  в роли покупателя.

Осторожность  при выборе кредитной политики предприятия  обусловлена тем, что ведение  предпринимательской деятельности в нынешних условиях сопряжено с  сохраняющейся экономической нестабильностью, многочисленными коммерческими  рисками. Именно в такой обстановке предприятия должны принимать ответственные  решения, которые затрагивают не только их материальные интересы, но и  соответственно интересы партнеров. Так  что рассматриваемая проблема выбора кредитной политики по отношению  к покупателям продукции является важной практически для всех, кто  занимается предпринимательской деятельностью.

Помимо  этого, в процессе выбора кредитной  политики должны учитываться следующие  основные факторы:

- современная  коммерческая и финансовая практика  осуществления 

торговых  операций;

- общее  состояние экономики, определяющее  финансовые возможности покупателей,  уровень их платежеспособности;

- сложившаяся  конъюнктура товарного рынка,  состояние спроса на продукцию  предприятия; 

- потенциальная  способность предприятия наращивать  объем производства продукции  при расширении возможностей  ее реализации за счет предоставления  кредита; 

- правовые  условия обеспечения взыскания  дебиторской задолженности; 

- финансовые  возможности предприятия в части  отвлечения средств в дебиторскую  задолженность; 

- финансовый  менталитет собственников и менеджеров  предприятия, их отношение к  уровню допустимого риска в  процессе осуществления хозяйственной  деятельности.

Предприятиям, определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий  ее вариант отрицательно влияет на рост объема их операционной деятельности и формирование устойчивых коммерческих связей. В то же время мягкий вариант  кредитной политики предприятия  может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень  платежеспособности предприятия, вызвать  впоследствии значительные расходы  по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных  средств и используемого капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Процесс  разработки кредитной политики  фирмы

2.1 Этапы  разработки кредитной политики

 

Для того чтобы разработать кредитную  политику, адекватную выбранной стратегии  развития компании, необходимо:

  • проанализировать существующую дебиторскую задолженность по срокам возникновения, с позиции платежной дисциплины, по оборачиваемости;
  • определить возможный объем денежных средств, направляемый на финансирование дебиторской задолженности и изменение прибыли компании при различных условиях кредитования;
  • сформировать стандарты определения кредитного рейтинга клиентов;
  • выработать критерии предоставления кредитов;
  • обеспечить использование современных кредитных инструментов;
  • обеспечить контроль исполнения кредитной политики и внедрение в систему мотивации менеджеров составляющих, связанных с оплатой реализованных товаров4.

Рассмотрим каждый из этапов более  подробно.

Для анализа дебиторской задолженности  используются приведенные ниже показатели.

1.  Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности Кдз

Кдз = Общий объем реализации / Средняя величина дебиторской задолженности. 

Этот коэффициент показывает, насколько  быстро компания собирает деньги с  клиента за поставленные товары.

 

2. Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях (средний период инкассации):

DSO = Средняя величина дебиторской  задолженности / Среднедневная выручка  от продажи в кредит

или                              DSO = 365 / Кдз.

Если этот показатель превышает  контрактные (или нормативные) условия  — платежи поступают с нарушением установленных сроков.

 

3. Средняя величина дебиторской задолженности ДЗср зависит от годового объема продаж в кредит S и среднего периода инкассации DSO:

ДЗср = S × DSO / 365

или

ДЗср = S / Кдз

4.  Средняя величина инвестиций предприятия в счета дебиторов:

INVD = DSO × Общие годовые издержки / Годовой объем продаж = DSO × Доля  издержек в цене реализации.

 

5.  Коэффициент просроченной дебиторской задолженности:

Кпдз = Сумма просроченной задолженности / Общая величина дебиторской задолженности.

 

Результаты расчетов вышеописанных  показателей используются при разработке отдельных аспектов кредитной политики компании.

Для контроля над платежной дисциплиной  дебиторов используются различные  отчеты. Отчет по расчетам с дебиторами призван контролировать своевременность  погашения задолженности в соответствии с договорными условиями. Этот вид  отчета может составляться раз в  неделю. Он отражает динамику платежной  дисциплины всех клиентов в разрезе выставленных счетов:

 

Таблица 2.1.1 Отчет по расчетам с дебиторами

№ п/п

Группа

Клиент

Счет/ТТН

Дата отгрузки

Сумма к оплате

Нормативная дата оплаты

Период просрочки

Дата фактического платежа

                 
                 
                 

Целесообразно отчет по расчетам с  дебиторами дополнять реестром старения дебиторской задолженности (табл. 2.1.2), который отражает распределение задолженности по срокам по каждому дебитору, а также процентную долю, приходящуюся на каждый из периодов просрочки  в разрезе клиентов и в целом по общей сумме дебиторской задолженности. Данный вид отчета целесообразно составлять не реже одного раза в месяц, а также подводить итог за квартал и за год.

Если бизнес подвержен сезонным или циклическим колебаниям, то анализ реестра старения дебиторской задолженности  может привести к ошибочным выводам, поскольку колебания объема реализации оказывают влияние на процентное соотношение распределения дебиторской 

Таблица 2.1.2 Реестр старения дебиторской задолженности

№ п/п

Группа

Клиент

Распределение задолженности по срокам

Общая сумма задолженности, тыс. руб.

Доля в общем объеме, %

До 30 дней

30–60 дней

60–90 дней

Свыше 90 дней

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

                         
                         
                         

Итого

                 

100 %


 

задолженности. В этом случае целесообразно  составлять также ведомость непогашенных остатков (табл. 2.1.3), которая помимо контроля над состоянием задолженности позволяет прогнозировать ее величину.

Таблица 2.1.3 Ведомость непогашенных остатков

Месяц/квартал

Выручка от реализации, тыс. руб.

Дебиторская задолженность, возникшая  в данном месяце

тыс. руб.

%

Январь

100 000

50 000

50

Февраль

     

Март

     

I квартал

Σ

Σ

Σ


 

Таблица заполняется следующим  образом: из выручки за каждый месяц  квартала выделяется непогашенная дебиторская  задолженность, определяется ее доля в  выручке. Например,  в январе выручка от реализации составила 100 000 руб., а непогашенная дебиторская задолженность за январь на конец I квартала составила 50 000 руб. или 50 %. Такую ведомость необходимо формировать по итогам каждого квартала и за год.

На следующем этапе определяется возможная сумма финансовых ресурсов,  инвестируемых в дебиторскую задолженность:

INVдз = S × V ×DSO / 365,

где INVдз — инвестиции в дебиторскую задолженность;

S — планируемый объем реализации  продукции в кредит;

V — переменные затраты как  процент от валового объема  реализации (затраты на производство, связанные с хранением запасов,  административные расходы кредитного  отдела и другие переменные  затраты);

DSO — средний период оборачиваемости  дебиторской задолженности (в  том числе с учетом просроченных  платежей), в днях.

Для оценки последствий изменения  кредитной политики целесообразно  использовать приростный анализ, в  рамках которого определяется размер увеличения (уменьшения) объема реализации и затрат в результате изменения  отдельных параметров кредитной  политики. При либерализации кредитной  политики посредством предоставления больших скидок, удлинения периода кредитования, смягчения политики по взиманию просроченной задолженности, смягчению стандартов кредитоспособности компания может ожидать увеличения объема реализации. В то же время это потребует дополнительных инвестиций для покупки большего объема сырья, материалов, рабочей силы, увеличатся затраты на поддержание возросшей дебиторской задолженности, увеличатся объем безнадежных долгов, расходы, связанные с предоставлением скидок и т. д.

В процессе приростного анализа сравниваются между собой дополнительные приростные доходы и дополнительные расходы, и в случае ожидания положительной приростной прибыли, решение в сторону изменения кредитной политики может быть положительным (при условии полной компенсации возможного риска).

Для определения прироста дебиторской задолженности в результате изменения кредитной политики при условии увеличения объема реализации используется формула:  

ΔДЗ = ((DSON – DSOo)(Sо / 365)) + V(DSON(SN  – So) / 365),

где So — текущая валовая выручка от реализации;

SN — прогнозная валовая выручка от реализации;

V — переменные затраты как  процент от валового объема  реализации (за исключением потерь  от безнадежных долгов, текущих  расходов, связанных с финансированием  дебиторской задолженности, и  затраты на предоставление скидок);

DSOо — период инкассации дебиторской задолженности до изменения кредитной политики, в днях;

DSON — период инкассации дебиторской задолженности после изменения кредитной политики, в днях.

Для определения прироста дебиторской  задолженности в результате изменения  кредитной политики при условии  уменьшения объема реализации используется формула: 

ΔДЗ = ((DSON – DSOo)(SN / 365)) + V(DSOo(SN – So) / 365).

Далее можно определить влияние  изменений кредитной политики на доналоговую прибыль компании:

ΔР = (SN – So)(1 – V) – kΔДЗ – (BNSN – BoSo) – (DNSNPN – DoSoPo),

где k — стоимость капитала, инвестируемого в дебиторскую задолженность;

BN — средний объем безнадежных  долгов при новом объеме реализации (процент от валового объема  реализации);

Bо — средний объем безнадежных долгов при текущем объеме реализации (процент от валового объема реализации);

DN — предполагаемый процент торговой скидки при новом объеме реализации;

Do — процент торговой скидки при текущем объеме реализации;

PN – доля объема реализации со скидкой в валовом объеме реализации после изменения кредитной политики, в %;

Ро — доля объема реализации со скидкой в валовом объеме реализации до изменения кредитной политики, в %. 

Определение стандартов кредитоспособности дебиторов — одна из основных задач  кредитной политики компании. При  оценке кредитоспособности (риска неплатежа) потенциальных клиентов можно использовать следующие критерии:

  • общее время работы с данным покупателем;
  • объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления в предшествующие периоды;
  • показатель оборачиваемости дебиторской задолженности по данному покупателю;
  • объемы и сроки просроченной дебиторской задолженности;
  • финансовые показатели деятельности покупателя;
  • конъюнктуру товарного рынка;
  • неформальную оценку значимости клиента работающим с ним менеджером.

Для определения числового значения кредитного рейтинга клиента все  вышеперечисленные критерии должны быть переведены в 100-балльную шкалу. При  этом наивысший балл в этой шкале  присваивается наиболее предпочтительному  значению. Затем каждому критерию присваивается вес значимости и  выводится сводный рейтинг клиента.

Веса значимости могут быть либо проставлены экспертно, либо определены с помощью коэффициента корреляции на основании статистики за прошлые  периоды путем  определения влияния каждого из критериев на погашение дебиторской задолженности.

По результатам оценки все клиенты  могут быть распределены в группы следующим образом:

  • А: при наборе 70 баллов и выше. Покупатели, которым кредит предоставляется на стандартных условиях, а также возможны эксклюзивные условия в случае стратегической значимости конкретного покупателя или предполагаемых экономических выгод в будущем;
  • В: от 50 до 70 баллов.  Покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме. Ограничение может накладываться на сумму кредита или на отсрочку платежа с последующим жестким контролем срока оплаты;
  • С: менее 50 баллов. Кредит покупателям не предоставляется.
 

Хотя большинство решений, связанных  с предоставлением кредитов являются субъективными, некоторые компании используют статистические методы оценки кредитоспособности своих клиентов, а именно множественный дискриминантный  анализ. В данном анализе в качестве зависимой переменной выступает  вероятность невыполнения обязательств, а в качестве независимой —  параметры, характеризующие финансовую устойчивость клиента и его ликвидность, например, коэффициент быстрой ликвидности, доля заемного капитала в общей сумме источников, срок существования фирмы клиента и т. п. В рамках данного анализа устанавливается связь между отдельными факторами и вероятностью невыполнения обязательств, таким образом вычисляется показатель рисковости клиента. По результатам такого анализа клиенты также ранжируются на группы риска, в соответствии с которыми разрабатываются стандарты кредитования наименее рисковых групп.

Минимально допустимый кредитный  рейтинг покупателя (вероятность  оплаты товара), при котором клиенту  может быть предоставлен кредит, рассчитывается по следующей формуле: 

Rmin = С(1 + rT / 365) / S,

где S — объем предполагаемой закупки  клиентом;

С — себестоимость данного объема товара;

T — срок, на который может  быть предоставлен кредит;

r — ставка альтернативного дохода  для предприятия.

Интерпретация полученного результата следующая: если кредитный рейтинг  клиента выше Rmin, то имеет смысл продавать товар в кредит этому клиенту, если меньше — то невыгодно.

Критерии предоставления кредита  включают в себя определение максимально  возможного срока кредита и размера  скидки.

Возможный срок кредита обычно взаимосвязан с величиной скидок, предоставляемых, если покупатель оплачивает товар ранее. На практике условия предоставления кредита и скидок формируются  следующим образом:

"q / t;  net T",

где q — величина предоставляемой  скидки;

t — срок действия скидки;

Т — срок кредита.

Величина приемлемой скидки рассчитывается по следующей формуле:

q = r / [r + 365 / (T – t)],

где r — ставка альтернативного  дохода.

В случае если компания испытывает некоторые  трудности, связанные с дефицитом  денежных средств, она может, либо взять кредит в банке, либо ускорить поступление денежных средств посредством предоставления дополнительных скидок покупателям. В этом случае необходимо сравнить полученную ставку альтернативного дохода с фактической ставкой привлечения финансовых ресурсов. В случае превышения ставки альтернативного дохода над фактической ставкой делается вывод, что скидка выгодна для компании. В противном случае компании выгодно предоставлять дополнительную скидку и целесообразно привлечь банковский кредит для покрытия дефицита в денежных средствах. Расчет величины альтернативного дохода компании осуществляется по следующей формуле:

r = [q / (1 – q)] × 365 / (T – t).  

В случае если компания испытывает серьезный  дефицит денежных средств, для выравнивания ситуации и  заинтересованности клиентов в предоплате или в своевременном погашении задолженности за поставленные компанией товары необходимо разработать достаточно привлекательные системы скидок и льгот. Для этих целей можно рассчитать точку безубыточности, которая будет выступать пороговым значением при разработке системы скидок. Разница между текущим процентом прибыли и расчетным минимально допустимым разбивается на сегменты, и в соответствии с ними осуществляется дифференциация скидок.

Система скидок может включать самые  большие скидки за предоплату, дифференцированные скидки за платежи ранее установленного срока, за своевременность оплаты, скидки за большие объемы закупок и т. д.

Контроль исполнения кредитной  политики компания организует в рамках построения общей системы финансового контроля в компании как самостоятельный блок. Контроль исполнения кредитной политики включает в себя постоянный мониторинг дебиторов по обоснованности включения их в ту или иную  группу (АВС-анализ), по срокам возникновения дебиторской задолженности, контроль непогашенных остатков, периода инкассации и прочее.

2.2 Оценка эффективности  кредитной политики

Кредитная политика, обеспечивающая достижение целей по выручке от реализации, и максимизирующая прибыль, сопутствующую кредитованию покупателей, называется эффективной кредитной политикой.

В целом для повышения эффективности  управления разработанной кредитной  политикой можно придерживаться ряда простых правил:

  • Автоматизирование системы учета взыскания дебиторской задолженности, поскольку ведение данных по учету звонков дебиторам, кредитной истории клиента, платежной дисциплины и прочих данных вручную отнимает значительные силы и время у ответственных за этот участок работников. Использование единой компьютерной базы данных по всей компании позволит значительно повысить эффективность работы данной категории сотрудников и упростит всю процедуру анализа кредитной истории клиентов и разработки кредитной политики.
  • Выставление счета дебиторам чуть раньше положенного срока в надежде на более раннюю оплату или же выставляйте промежуточные счета по этапам работы (если это позволяют сфера бизнеса и договорные условия).
  • Поощрение оплаты наличными, что позволяет ускорить оборачиваемость дебиторской задолженности и сократить затраты на обслуживание платежей.
  • Мотивирование менеджеров по продажам на скорейшее получение оплаты от покупателей посредством привязки бонусной части оплаты их труда к поступившим денежным средствам, а не к объему реализации.
  • Напоминание дебитору сразу на следующий день после истечения срока платежа. Напоминание об оплате в письменной форме должно быть адресовано соответствующему лицу. В нем следует осведомиться о наличии какой-либо причины неплатежа и попросить немедленно сообщить о ней.
  • Если после напоминания платеж не поступает в течение ближайшего времени (например, недели), следует связаться с лицом, ответственном за платежи, или менеджером, сделавшим заказ, и настойчиво требовать осуществления платежа, не откладывая эту процедуру на потом, поскольку с течением времени вероятность поступления оплаты снижается.
  • Дифференцирование счетов дебиторской задолженности по размеру и координация работы персонала, ответственного за данный участок таким образом, чтобы они были сосредоточены на самых крупных заказах.

Кредитование практически всегда сопровождается возникновением просроченных, сомнительных и безнадежных долгов. Тем более это справедливо, когда  речь идет о национальной системе  дистрибуции, где применяется достаточно широкое кредитование по отношению  к операторам оптового и розничного уровней. Безусловно, при несистемном  подходе и мягкой кредитной политике просроченные, сомнительные и безнадежные  задолженности возникают слишком часто.

Ценность эффективной кредитной  политики в том, что с ее помощью  этих неприятных неожиданностей вполне можно избежать.

Наиболее достоверно оценить эффективность  кредитной политики можно, рассчитав  значение показателя среднедневной  маржинальной прибыли. Под маржинальной прибылью понимается торговая наценка, за исключением переменных расходов5.

Показатель среднедневной маржинальной прибыли (Pn) рассчитывается по следующей  формуле:

Pn = P / dn,

где P - маржинальная прибыль, полученная за период оборачиваемости дебиторской задолженности;

dn - период оборачиваемости дебиторской задолженности (в рабочих днях).

Наиболее эффективной будет  такая кредитная политика, при  которой значение показателя Pn максимально. Использовать этот показатель удобно не только при пересмотре кредитной политики компании в целом, но и при оценке эффективности работы с разными контрагентами.


Такой метод можно считать достаточным  и эффективным, однако он не позволяет  оценить влияние изменений кредитной  политики на стоимость компании.

Поэтому также используют метод NPV-анализа, который заключается в оценке инвестиций в дебиторскую задолженность аналогично оценке любого инвестиционного проекта6. В качестве притоков рассматриваются поступления денежных средств от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг). Оттоками средств являются: себестоимость реализации, расходы на сбор дебиторской задолженности, списание безнадежных долгов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Управление кредитной политикой  на российских фирмах

Мировой экономический кризис значительно  замедлил платежный оборот предприятий  и, как следствие, привел к росту  дебиторской задолженности контрагентов.

Размер, контроль и состояние дебиторской задолженности сегодня для многих российских компаний — самая актуальная и острая проблема. Нехватка доступных заемных средств вынуждает компании нарушать сроки оплаты своим поставщикам, задерживать уплату налогов, привлекать дополнительные кредиты на пополнение оборотных средств под высокие проценты банка. Затраты по обслуживанию кредита в конечном итоге увеличивают себестоимость продукции (услуг). Любая непредвиденная задержка поступления средств от контрагента может создать для бизнеса серьезные проблемы, так как быстро получить кредит в банке в условиях кризиса удается далеко не всем. 

Именно  в связи с кризисом руководители многих российских компаний принимают  решение давать товарный кредит всем организациям, которые готовы приобрести предлагаемый товар. Это решение  может быть продиктовано желанием захватить  максимальную долю рынка в короткий срок или вызвано текущим переизбытком товара на складе.

Понятно, что такая политика связана с  максимальным уровнем риска несвоевременного возврата большей части денег.

На практике встречаются такие компании с  подобной кредитной политикой, у  которых размер дебиторской задолженности  уже превысил оборотные средства. Это приводит к уменьшению портфеля товаров, снижению оборота или даже к необходимости антикризисных  технологий управления.

В то же время, наоборот, жесткая регламентация  требований к предприятиям, которым  предоставляется кредит, ведет не только к снижению рисков, но и к  снижению оборота в целом, из-за отказа ряду потенциальных клиентов.

Так, например, руководство компании «Техсовстрой», работающей на петербургском строительном рынке, целенаправленно и последовательно  проводило жесткую избирательную  кредитную политику в отношении  товарных кредитов.7 И несмотря на то, что данный рынок в целом характеризуется высоким процентом не только задержек платежей, но и полного невозврата долгов, данная политика приводила к тому, что у компании практически не было невозвратов долгов, а необычайно редкие случаи задержки платежей воспринимались как чрезвычайная ситуация. В результате снижения доходов от уменьшения количества покупателей с лихвой компенсировалось отсутствием потерь. Это неоднократно позволяло компании с успехом поддерживать необходимый уровень деятельности даже тогда, когда наблюдались критические спады деловой активности в отрасли в целом.

Приведу также в качестве примера кредитную  политику сети магазинов европейской  молодежной одежды Finn Flare, расположенной на территории РФ. До кризиса компания Finn Flare активно расширяла круг лояльных постоянных клиентов, предоставляя им товарные кредиты на срок до 30 дней. Осенью 2008 года, когда начались проблемы в экономике, компания впервые столкнулась с просрочками платежей со стороны постоянных клиентов. Проблема неплатежей заставила руководство Finn Flare по-новому взглянуть на кредитную политику компании. Практика предоставления отсрочки платежей была сохранена лишь в отношении тех клиентов, которые своевременно погашали свои обязательства8.

Для оптимизации  дебиторской задолженности все  клиенты компании Finn Flare были разбиты  на четыре группы в зависимости от проведенной оценки их кредитоспособности. При этом учитывались такие характеристики контрагента как продолжительность  работы на рынке, объем продаж, средневзвешенный период просрочки, темпы роста выручки, репутация. Для каждой группы разработаны типовые условия работы: цены, кредитные лимиты, продолжительность отсрочки платежа и т.д. Все эти меры позволили Finn Flare снизить сумму дебиторской задолженности на 50 процентов.

Прежде, чем принять решение о предоставлении товарного кредита клиентам, финансовый департамент анализирует их надежность, при этом не оцениваются показатели его экономической деятельности, только история работы с Finn Flare. Если магазин попадает в группу ненадежных контрагентов, в товарном кредите  ему будет отказано. Для всех остальных  клиентов, в конце каждого года рассчитывается вероятность дефолта  и оценивается их кредитоспособность. На основе этого принимается решение  относительно размера кредитного лимита и продолжительности отсрочки платежа.

Сегодня эффективное управление дебиторской задолженностью означает планирование перспективы развития и работы предприятия на рынке, управление долговыми обязательствами. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременного сбора денежных средств (инкассации долга). 

Основные проблемы управления дебиторской задолженностью, с которыми сталкиваются предприятия, достаточно типичные и тривиальные:

  • отсутствие оперативной достоверной информации о сроках погашения принятых обязательств компаниями-дебиторами; 
  • отсутствие четкого регламента работы с дебиторской задолженностью; 
  • не проводится оценка кредитоспособности контрагентов и эффективности коммерческого кредитования; 
  • функции инкассации долга, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении коммерческого кредита распределены между разными подразделениями, при этом не существует четких утвержденных регламентов взаимодействия различных структур, и, как следствие, отсутствует системность и персональная ответственность за каждый этап процесса, направленного на взыскание долга. 

Однако следует помнить, что разумное использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и, как следствие, положительно влияет на финансовые результаты компании.

  • на предприятии не производится оценка затрат, связанных с обслуживанием дебиторской задолженности. 

Отсутствие жестких правил и контроля за их исполнением со стороны высшего руководства на российских предприятиях способствует формированию творческого подхода к выполнению работы со стороны функционального менеджмента. Что касается работы с дебиторами, то в российской практике сложилась даже особая терминология этой сферы – рынок долгов. Творческое решение задач, с которыми приходится сталкиваться игрокам долгового рынка, может привести к чудовищным последствиям, если игнорировать стратегические цели компании.

Утверждение о том, что одним из факторов низкой конкурентной позиции российских товаропроизводителей, является отсутствие ясного понимания своей стратегии в отношении коммерческого кредитования не является новым. Пытаясь снизить негативные последствия от творческих инициатив работников сбытовых структур, многие директора самостоятельно стали принимать решения по наиболее значимым покупателям. И как следствие, уже сами попали в патовую ситуацию. На каких условиях следует производить отгрузку продукции? Когда выгодно идти на уступки по срокам оплаты? Где находится черта, после которой необходимо ужесточить согласованные ранее условия?

Нет ничего странного, что директора предприятий осуществляют продажи некоторым контрагентам на чрезвычайно льготных условиях. Удивительно другое, зачастую они совершенно не понимают, во что обходится предприятию подобная благотворительность. Если покупатель не вписывается даже в грубо сработанные стандарты, а заключить сделку с ним очень хочется, необходимо внимательно посчитать эффективность подобной операции, прежде чем принимать управленческое решение9.

Какие требования должны быть разработаны и зафиксированы во внутренних положениях Компании во избежание стремительного роста просроченной дебиторской задолженности? Как обеспечить всех заинтересованных лиц необходимой информацией для управления дебиторской задолженностью, ее контроля и принятия оперативных мер? Как сделать процесс управления дебиторской задолженностью системой, а не авральным мероприятием?

Самое сложное в процессе управления дебиторской задолженностью — заставить сотрудников предприятия выполнять принятые ограничения и правила. Управлять дебиторской задолженностью возможно лишь в том случае, если есть локальный нормативный акт, в котором для сотрудников разработаны четкие и понятные алгоритмы действий, закреплена ответственность, сроки и порядок принятия решений о предоставление коммерческого кредита (поставках в рассрочку и т.д.) – Положение о кредитной политике.

Информация о работе Кредитная политика в финансовом менеджменте предприятия