Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:56, реферат
Только при разработанной финансовой политике можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей. Именно поэтому как алгоритм действий «финансовая политика» все больше применима в практической сфере управления предприятиями. Руководители хозяйствующих субъектов уже долгое время пытаются создать эффективную налоговую политику, обосновать ценовую политику, регламентировать кредитную политику, валютную и т.д., для того чтобы избежать метода «черного ящика» применительно к финансовым потокам.
В крупных компаниях есть возможность расширить организационную структуру, кадровый состав и достаточно четко дифференцировать полномочия и ответственность между:
• контрольными органами: внутренняя ревизия, аудит.
Ответственным за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения выступает, как правило, финансовый директор. Однако если принимаемое решение имеет существенное значение для предприятия, он является лишь советником высшего управленческого персонала.
На крупных предприятиях структура разработки и реализации финансовой политики может быть централизованной или децентрализованной. Однако даже в условиях децентрализованной структуры финансовая деятельность остается жесткой в стратегических направлениях развития.
Основные объекты управления имеют следующие направления:
1. Управление капиталом:
2. Дивидендная политика:
• определение оптимальных пропорций между текущим потреблением прибыли и ее капитализацией.
3. Управление активами:
5. Управление денежными потоками (по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности):
Организация информационного обеспечения финансовой политики
При разработке и реализации финансовой политики руководство предприятия вынуждено постоянно принимать управленческие решения из множества альтернативных направлений. В выборе наиболее выгодного решения важнейшую роль играет своевременная и точная информация.
В современной экономической ситуации хозяйствующие субъекты, особенно крупные корпорации, тратят много средств и времени на постоянное обеспечение информационной составляющей своей финансовой политики. Стоимость информации определяют не только количеством затраченного живого и овеществленного труда на ее формирование или разработку, систематизацию, анализ и хранение, на нее также влияет ее достоверность, своевременность получения и эксклюзивность. Рыночная стоимость информации не должна восприниматься только как прямая ее покупка за деньги на финансовых рынках. Отсутствие такой информации может стоить предприятию огромных сумм прямых убытков, упущенной выгоды, тактически и стратегически неверных управленческих решений.
Информационное обеспечение финансовой политики предприятия можно разделить на две крупные категории – формируемое из внешних источников и внутренних.
Система показателей информационного обеспечения финансовой политики предприятия, формируемая из внешних источников:
1.Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны:
Данный вид информативных показателей служит основой для проведения анализа и прогнозирования условий внешней среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в финансовой деятельности (стратегия развития его активов и капитала, инвестиционная деятельность, формирование системы целевых направлений развития). Формирование системы показателей этой группы основано на публикуемых данных государственной статистики.
2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка:
фондовых инструментов;
вкладам;
• официальный курс отдельных валют.
Система нормативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений при формировании портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, краткосрочных финансовых вложениях, при выборе вариантов размещения свободных денежных средств и т.д. Формирование системы показателей этой группы основано на периодических публикациях Центрального банка, коммерческих изданиях, фондовой и валютной биржах, а также на официальных статистических изданиях.
3.Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов.
Система информативных показателей этой группы необходима в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Эти показатели формируют обычно в следующих блоках: «Банки», «Страховые компании», «Поставщики продукции», «Покупатели продукции», «Конкуренты». Источники формирования показателей этой группы – публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации являются обязательными), соответствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), а также платные бизнес-справки, предоставляемые отдельными информационными компаниями.
4.Нормативно-регулирующие показатели.
Систему этих показателей учитывают при подготовке финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий. Источники формирования показателей этой группы - нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.
Систему показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников, делят на две группы:
1. Первичная информация:
• формы бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках; отчет об изменении капитала; отчет о движении денежных средств; приложение к бухгалтерскому балансу; отчет о целевом использовании полученных средств)3, а также отчетность, формируемая в соответствии с международными стандартами;
• оперативный финансовый и управленческий учет. Систему информативных показателей этой группы широко
используют как внешние, так и внутренние пользователи. Она применима при финансовом анализе, планировании, разработке финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, дает наиболее агрегированное представление о результатах финансовой деятельности предприятия.
2. Информация, полученная при финансовом анализе:
Таким образом, для успешной реализации финансовой политики предприятия руководству необходимо, во-первых, обладать достоверной информацией о внешней среде и прогнозировать ее возможные изменения; во-вторых, иметь сведения о текущих параметрах внутреннего финансового положения; в-третьих, систематически проводить анализ, позволяющий получить оценку результатов хозяйственной деятельности отдельных ее аспектов как в статике, так и в динамике.
Кроме того, предприятие должно проводить открытую информационную политику, особенно с потенциальными инвесторами, кредиторами, органами власти. Финансовая политика, не подкрепленная регулярным, достоверным информационным обменом с инвесторами, отрицательно сказывается на рыночной стоимости предприятия.
ДОЛГОСРОЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ И ФОРМ ДОЛГОСРОЧНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Любые решения долгосрочного финансового характера всегда принимают в три этапа:
1) выявляют потребности в финансировании;
2) определяют возможности в мобилизации источников финансирования;
3) выбирают наиболее оптимальные источники финансирования.
Источники финансирования представляют собой денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления затрат по расширенному воспроизводству, экономическому стимулированию, выполнению обязательств перед государством, финансированию прочих расходов.
Система финансирования включает источники финансирования и организационные формы финансирования.
Классификация источников финансирования разнообразна:
по отношениям собственности выделяют собственные и заемные источники финансирования;
по видам собственников выделяют государственные ресурсы, средства юридических и физических лиц и зарубежные источники;
по временным характеристикам источники финансирования разделяют на краткосрочные, долгосрочные и бессрочные.
Организационные формы финансирования:
самофинансирование (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, резервный капитал, добавочный капитал и др.);
акционерное или долевое финансирование (участие в уставном капитале, покупка акций и т.д.);
заемное финансирование (банковские кредиты, размещение облигаций, лизинг и пр.);
бюджетное финансирование (кредиты на возвратной основе из федерального, региональных и местных бюджетов, ассигнования из бюджетов всех уровней на безвозмездной основе, целевые федеральные инвестиционные программы и т.д.);
особые формы финансирования (проектное финансирование, венчурное финансирование, финансирование с привлечением иностранного капитала).
Первоначальный источник финансирования любого предприятия – уставный (складочный) капитал (фонд), который образуется из вкладов учредителей. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия.
Складочный капитал – совокупность в денежном выражении вкладов участников полного товарищества и участников-вкладчиков товарищества на вере (коммандитного товарищества), внесенных в товарищество для ведения его хозяйственной деятельности.
Уставный капитал – совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами.
Уставный фонд, формируемый государственными и муниципальными унитарными предприятиями, – совокупность выделенных организациям государством или муниципальными органами активов (внеоборотных и оборотных).
Паевой фонд – совокупность имущественных паевых взносов членов (участников) производственного кооператива для совместного ведения производственной или иной хозяйственной деятельности.
Минимальная величина уставного капитала на день регистрации общества в соответствии с законодательством составляет:
в обществе с ограниченной ответственностью (ООО) – 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 14 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
в закрытом акционерном обществе (ЗАО) – 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 26 Федерального закона «Об акционерных обществах»);
в открытом акционерном обществе (ОАО) – не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда (ст. 26 Федерального закона «Об акционерных обществах»).
В соответствии с законодательством РФ учредители акционерного или иного общества обязаны полностью внести уставный капитал в течение первого года деятельности. Однако если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, то ООО (в соответствии с п. 4 ст. 90 Гражданского кодекса РФ) и АО (в соответствии с п. 4 ст. 99 Гражданского кодекса РФ) обязаны уменьшить его размер в установленном порядке. Если стоимость чистых активов акционерного или иного общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.