Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:09, курсовая работа
Сегодня основным фактором создания длительного конкурентного преимущества и роста инвестиционной привлекательности компании становятся оптимальные стратегии управления бизнесом. Эффективное управление — это такой же ресурс, как деньги или материальные ценности. Именно этот ресурс помогает динамично реагировать на постоянно меняющуюся рыночную ситуацию, контролировать все стороны деятельности предприятия, оперативно выявлять «узкие места» и концентрировать усилия именно там, где они наиболее необходимы в данный момент.
1. Понятие корпоративных информационных систем и причины их внедрения..…………..……………………...…………………………. . …………...…5
1. 1.Эволюция экономических информационных систем и возникновение корпоративных информационных систем ...……………………………………...……5
1.2.Общая характеристика корпоративных информационных систем…........... 6
1. 3. Классификация корпоративных информационных систем……………….11
2. Особенности выбора КИС 15
2.1. Общие условия выбора КИС 16
2.2. Причины внедрения КИС 19
3. Рекомендации по выбору КИС 21
3.1. Основные особенности выбора КИС 21
3.2. Общие требования к выбираемой КИС 23
4. Примеры КИС 25
4.1. БОСС-КОРПОРАЦИЯ 25
4.2. «1С: Предприятие 8.0» 30
Заключение 36
Список используемой литературы 37
При выборе той или иной системы необходимо понимать, что автоматизация ради автоматизации не имеет смысла. Следует четко представлять, что наилучшая в мире КИС не сможет решить все накопившиеся проблемы предприятия по повышению эффективности его работы. Любая из КИС это, прежде всего, инструмент (механизм) для повышения эффективности и качества управления, принятия правильных стратегических и тактических решений на основе автоматизированной обработки актуальной и достоверной информации. В то же время, КИС это не только инструментарий для бизнеса, но и технология его ведения. При полном и грамотном внедрении она обеспечивает реальное воплощение стратегических инициатив и программ предприятия в действительность.
В правильном выборе КИС должно быть, в первую очередь, заинтересовано руководство предприятия. Каждый проект по автоматизации деятельности предприятия должен рассматриваться его руководством, как стратегическое инвестирование, которое должно окупиться за счет совершенствования управленческих процессов, повышения эффективности производства и сокращения издержек. Проект внедрения КИС находится на одном уровне с приобретением современной технологической линии или строительством нового цеха. Следует заметить, что внедрение КИС неизбежно меняет характер служебных обязанностей, распределение ролей и рабочий процесс на предприятии, в целом. В любом случае, у руководства предприятия должны быть достаточно веские причины оправдания серьезных затрат финансовых и человеческих ресурсов на внедрение у себя КИС.
Естественно, что любая компания, умеющая зарабатывать (и считать) деньги, предпочтет приобрести апробированную, надежную и приемлемую для нее по цене КИС. Вопрос заключается в том, западные или российские системы имеет смысл внимательно рассматривать для внедрения? И здесь нельзя дать однозначный ответ. Безусловно, большинство западных КИС основаны на глубоко продуманных референтных моделях, в разработку которых вложены тысячи человеколет. Безусловно, за западными системами стоит вся финансовая мощь фирм-разработчиков и многолетний опыт сотен и тысяч внедрений. Есть ряд и других факторов, которые говорят в пользу западных систем против набирающих зрелость КИС российской разработки. Однако, все не так просто.
Процесс
выбора корпоративного
ПО мучительно труден
и для западных компаний,
которые, казалось бы,
должны уже привыкнуть
к высоким корпоративным
стандартам предлагаемых
западных КИС и качества
их сопровождения. На
самом деле, возникшие
в течение последних
2-х лет на мировом рынке
экономические условия
диктуют новые правила
поведения как для разработчиков
КИС, так и для их клиентов.
А для ERP-разработчиков
современная ситуация
является достаточно
непростой.
Общеизвестно недавнее
приобретение (за $709
млн) компанией Invensys
некогда успешного разработчика ERP-систем
компании Baan (в течение
последних 2 лет она
терпела сплошные убытки,
т. к. не сумела справиться
с новыми экономическими
реалиями). Кроме того,
хотя компания SAP AG по
праву является одним
из лидеров мирового
рынка, ее дела тоже
не в полном порядке
(это замечание касается,
в первую очередь, ее
американского отделения).
На состоявшейся в Берлине
конференции пользователей SAP AG
руководство компании
отметило раздутость
структуры фирмы SAP America,
далекий от ожидаемого
эффект от Интернет-портала
mySAP.com и сокращение прибылей
американского отделения
по итогам первого квартала (примерно,
на 20%). Кроме того, по
словам директора службы SAP
Service фирмы AMR Дэвида
Буланджера, SAP AG испытывает
трудности, обусловленные
потерей части менеджеров
по продажам (в прошлом
году компанию покинуло
около 20%-30% менеджеров,
которые перешли в онлайновый
бизнес), а также неясными
перспективами ERP-рынка
в условиях происходящих
перемен.
Эти факты весьма многозначительны и свидетельствуют о начале процесса разорения ERP-производителей, испытывающих трудности в новых экономических условиях. Переориентация большинства крупных и средних клиентов на решение Проблемы 2000 и напряженное состояние их ИТ-бюджетов явились первыми признаками кризиса разработчиков ERP-систем, а становление электронного бизнеса только усложнило их положение. Продолжающееся развитие электронного бизнеса заставило предприятия различных вертикальных рынков (основных заказчиков ERP-систем) сконцентрировать свое внимание на интеграции серверных систем с данными своих внешних клиентов и поставщиков при помощи программных средств электронной коммерции (e-commerce), приложений для управления цепями поставок (SCM) и приложений для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). В свою очередь, задача полной интеграции всех этих приложений пока еще не решена в удовлетворительном объеме основными разработчиками ERP-систем. Вследствие этого, компании Baan и SAP AG уступают свои позиции поставщикам CRM-систем и SCM-систем (таким, как фирмы Siebel Systems и I2 Technologies). Более того, по прогнозу AMR Research, в период до 2004 г. расходы на ERP-продукты будут ежегодно сокращаться на 36%, тогда как затраты на приобретение SCM-систем будут увеличиваться на 40% в год.
Вследствие этого, перед пользователями ERP-систем (в частности, ПО производства Baan) возникает нелегкая проблема выбора правильной стратегии поведения в условиях столь динамично меняющегося рынка. Часть пользователей все же решила оставить уже установленные системы, надеясь, что все образуется (например, компания Boeing, являющаяся крупнейшим в мире пользователем ПО Baan). Тем не менее, проблемы использования многих ERP-систем (разработки компаний, испытывающих постоянные или временные трудности) вынуждают часть ИТ-менеджеров справедливо задумываться о нестабильности положения своих поставщиков КИС. Их опасения вызваны, прежде всего, возможностью прекращения поддержки установленных КИС (в этом случае, при возникновении сбоев системы рухнут, и огромные финансовые потери предприятий будут неизбежны). Для этих ИТ-менеджеров неизбежно возникает проблема выбора новой КИС. А выбирать действительно есть из чего.
Современный
рынок КИС, буквально,
перенасыщен предложениями разработчиков.
Если несколько лет
назад на рынке уверенно
доминировали программные
продукты только ряда
крупных вендоров (SAP AG,
Oracle, PeopleSoft, J.D. Edwards и
Baan), то сейчас появились
и другие КИС, разработчики
которых настроены весьма
агрессивно в отношении
завоевания клиентуры
(более подробно см.
КИ 11-13/2000). Следует также
особо отметить увеличение ERP-предложений
для средних и малых
предприятий (как со
стороны крупных, так
и небольших производителей
корпоративного ПО).
В связи с быстрой насыщаемостью
мирового рынка КИС
и некоторым снижением
спроса на корпоративное
ПО со стороны крупных
компаний в последнее
время ведущие разработчики ERP-систем
(компании J.D. Edwards, SAP AG
и др.) обращают все большее
внимание именно на
небольшие фирмы, стремясь
приспособить свое ПО
к их требованиям. Малому
бизнесу нужны системы,
отличающиеся гибкостью
и простотой по всем
основным параметрам:
возможностям реализации,
цене, поддерживаемым
программно-техническим
платформам, возможностям
администрирования,
качеству пользовательского
интерфейса и др. Для
малых предприятий очень
важно, чтобы внедрение
КИС происходило достаточно
быстро и при минимальных
затратах финансовых
и человеческих ресурсов.
Поэтому предприятия
малого бизнеса интересуют
КИС, требующие минимальной
перестройки бизнес-процессов
и способные хорошо
адаптироваться как
к существующим, так
и к перспективным бизнес-процессам.
Здесь также существуют
определенные трудности.
Если крупные компании
уже вложили миллионы
долларов в сложные
КИС, способные решать
широкий круг задач (от
управления финансами,
цепями поставок и кадрами
вплоть до автоматизации
производственных процессов),
то у малых и средних
предприятий существуют
определенные опасения
в связи со сложностью
выбора и высокой стоимостью
развертывания КИС.
Все это вместе взятое
создает немалые трудности
как для предприятий
(желающих выбрать и
внедрить КИС), так и
консалтинговых компаний,
которые должны помочь
им сделать этот выбор.
Тем не менее, КИС все равно нужно внедрять. Можно выделить следующие основные причины необходимости внедрения КИС на предприятии:
1.
Замена существующих систем,
не удовлетворяющих требованиям
2.
Необходимость расширения
3.
Достижение желаемого уровня
конкурентного преимущества.
По данным опроса
Worldwide Benchmark Project, при
использовании КИС правильнее
говорить, скорее, о
снижении корпоративных
расходов, нежели о получении
реальной прибыли (82.5%
респондентов при внедрении
КИС следят за снижением
расходов и только 15%
за ростом прибыли).
Кроме того, внедрение
КИС на предприятии,
как правило, позволяет
на 15%-35% снизить материально-производственные
запасы с одновременным
ростом общей производительности.
Но еще более важно то,
что после развертывания
КИС начинают проявляться
ее косвенные преимущества:
у руководства предприятия
появляется возможность
всестороннего анализа
и выработки стратегических
решений, налаживаются
более тесные отношения
с клиентами и поставщиками.
А все это, в конце концов,
приводит к повышению
эффективности работы
предприятия.
В общем смысле, при внедрении КИС предприятие любого размера и профиля деятельности получает следующие преимущества: появляется возможность принимать более обоснованные решения; улучшается качество обслуживания клиентов; совершенствуются взаимоотношения с поставщиками; повышается производительность труда; снижается себестоимость продукции; совершенствуется учет финансовых и товарно-материальных ценностей (и, следовательно, уменьшается число их хищений или потерь); улучшается оборачиваемость товаров и, соответственно, увеличиваются доходы и прибыль предприятия.
3. Рекомендации по выбору КИС
3.1. Основные особенности выбора КИС
При
выборе КИС необходимо
обратить особое внимание
на следующие основные
моменты:
1. Имидж фирмы-разработчика
и время ее работы на
рынке КИС, репутация
самой системы и общее
количество успешных
внедрений. Однако солидность
фирмы не является главным
фактором выбора. Многие
аутсайдеры и новички
рынка КИС, пытаясь прорваться
на рынок и закрепиться
на нем, предлагают интересные
решения, основанные
на современных технологиях
и по вполне разумной
цене. Кроме того, давно
существующие системы
часто связаны устаревшими
архитектурными решениями.
Большое число продаж
может быть и заслугой
маркетинга (гениальность
маркетинговой тактики
и стратегии Билла Гейтса
служит тому примером).
2. Число успешных
внедрений в России.
В первую очередь, имеются
в виду комплексные
внедрения. Важно также
знать, есть ли внедрения
на родственных предприятиях
отрасли и потребовалась
ли помощь внешних консультантов.
Если предприятие внедрило
систему самостоятельно,
значит она простая
и постигаемая. Необходимо
также посмотреть, как
работает система, например,
на 1-2 объектах и пообщаться
с ее пользователями.
3. Наличие в системе
всех необходимых функций
(функциональность).
Система должна обеспечивать
основные потребности
в управлении предприятием.
4. Гибкость и открытость.
Является одним из важнейших
факторов выбора КИС.
В соответствии с мировым
опытом система будет
внедряться до 3 лет,
а работать до 10 лет.
За это время может значительно
измениться предприятие
(его продукция, оргструктура,
организация управления,
бизнес-процессы, роли
и полномочия должностных
лиц). Система управления
предприятием должна
меняться вместе с производством.
Она должна позволять
легко менять АРМы и
меню, формировать отчеты
и справки, делать произвольные
выборки информации
в удобном представлении,
менять бизнес-процессы
и алгоритмы путем параметрической
настройки и др. Система
должна легко настраиваться
и интегрироваться с
другими модулями (например,
с корпоративным ПО
расчета зарплаты или
управления персоналом).
5. Терминология. При
анализе западной системы
необходимо внимательно
проанализировать ее
терминологию и качество
русификации. Документация
и HELP должны быть полными,
ясными и понятными,
а терминология привычной.
6. Качество локализации
западной системы. Российская
экономика обладает
своей спецификой (юридической,
бухгалтерской, налоговой
и др.). В конструкторской
и технологической подготовке
производства в России
повсеместно приняты
стандарты ЕСКД и ЕСТД.
На западных предприятиях
принята предметно замкнутая
организация производства,
а в России более привычна
технологическая специализация.
На Западе бесцеховая
структура управления,
а в России цеховая.
Система должна также
учитывать такие российские
реалии, как бартер,
цепочки зачетов, предоплата,
оплата в неденежной
форме и др. Учет всех
этих российских особенностей
должен быть реализован
в выбираемой КИС.
7. Российская компания,
занимающаяся локализацией
и внедрением западной
системы. Опыт работы
и квалификация ее сотрудников,
реальное знание ими
производства, подходы
к внедрению и количество
успешно реализованных
проектов.
8. Приемлемость цены
системы. Следует учитывать,
что на весь цикл установки
КИС (покупку, внедрение,
сопровождение, развитие)
придется потратить
в несколько раз больше
средств, чем на само
ПО (с коэффициентом
от 3 до 10). При этом, чем
сложнее и дороже внедряемая
КИС, тем выше будет
коэффициент.
9. Возможность помодульного
приобретения системы.
Для экономии средств
должна существовать
возможность приобретения
и внедрения КИС по частям (модулям)
и только на необходимое
число рабочих мест.
Покупка полного комплекта
модулей системы сразу
не лучший вариант, т.
к. все модули будут
внедрены только через
несколько лет, а за
это время некоторые
из них могут уже устареть (как
и сама система).
10. Возможность бесплатной
работы в течение нескольких
месяцев с демоверсией
КИС.
КИС должна соответствовать следующим требованиям:
1.
Возможность гибкого
2.
Возможность совместной работы
с различными программными
3.
Система должна быть
4.
Модульный принцип построения
системы из оперативно-
5. Желательно применение 3-звенной архитектуры (сервер БД, сервер приложений, клиент).
6.
Система должна иметь
7. В набор СУБД, взаимодействующих на уровне интерфейсов обмена данными с выбираемой КИС, обязательно должны входить распространенные в России Oracle, Sybase, MS SQL Server, Informix и др.
8.
Поддержка технологий
9.
Поддержка технологий Интернет/
10.
Обеспечение безопасности с
11.
Поддержка технологий
12.
Высокие эксплуатационные
4.1. БОСС-КОРПОРАЦИЯ
БОСС-КОРПОРАЦИЯ – полномасштабная система управления финансово-хозяйственной деятельностью, разработанная для крупных производственных, государственных и торговых предприятий и организаций. Система включает в себя бизнес-приложения (подсистемы) по автоматизации участков бухгалтерского, оперативного, производственного учета и логистики, финансового и производственного планирования, управления персоналом.
Систему БОСС-КОРПОРАЦИЯ отличают широкие функциональные возможности, простота настройки, удобная среда работы, невысокая стоимость типовых модулей, входящих в состав бизнес-приложений. Система БОСС-КОРПОРАЦИЯ, реализованная в архитектуре “клиент-сервер”, предусматривает работу с удаленными филиалами и ведение консолидированного учета в реальном времени.
Рис. 1. Структурная схема системы БОСС-КОРПОРАЦИЯ
Три взаимодействующих подсистемы соответствуют трем важнейшим управленческим направлениям. Модульность системы позволяет начать работу с решения задач, наиболее актуальных для предприятия. Функциональные возможности системы, доступные пользователям, могут, быть расширены. Базовая система может дополняться новыми модулями БОСС-КОРПОРАЦИИ или любыми другими приложениями, отвечающими потребностям Заказчика.
Особенности подсистем
Особенности подсистемы Финансы
Множественный учет (управленческий и бухгалтерский, российские стандарты, GAAP)
Возможность создания территориально-распределенной системы с консолидацией учетных данных
Реализация финансового планирования, бюджетирования и финансового контроллинга
Мощные механизмы настройки учетной системы; система “сама делает” проводки по документам и операциям
Неограниченные глубина аналитического учета и количество планов счетов, отвечающие потребностям управленческого учета на предприятии
Управление взаиморасчетами предприятия, контроль дебиторской и кредиторской задолженностей
Особенности подсистемы Логистика