Контрольная работа по "Банковскому законодательству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:11, контрольная работа

Краткое описание

Тема данной контрольной работы является достаточно актуальной в силу того, что деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их вкладчиками, кредиторами и акционерами. Поэтому государство в лице Центрального банка осуществляет наблюдение и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.

Оглавление

Введение 3
1.Центральный банк Российской Федерации. 5
2.Назначение лицензионной деятельности Банка России. 14
3.Основные направления лицензионной деятельности Банка России. 16
4.Направления повышения эффективности лицензионной деятельности Банка России. 28
Заключение 32
Список использованной литературы. 34

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по предмету-Банковское законодательство..docx

— 59.49 Кб (Скачать)

Территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, подготавливает заключение о возможности выдачи кредитной организации лицензии, расширяющей ее деятельность, которое с комплектом документов, полученных от кредитной организации, направляется в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России.

На основании  представленных документов Банк России принимает решение о возможности выдачи кредитной организации лицензии, указанной в ее ходатайстве, и направляет в территориальное учреждение два экземпляра лицензии на осуществление банковских операций кредитной организацией.

Лицензионная  деятельность Банка России включает также государственную регистрацию разного вида изменений, касающихся документов и сведений о кредитной организации.

Государственной регистрации подлежат изменения, вносимые в устав кредитной организации и ее учредительский договор в части, касающейся размера ее уставного капитала, состава участников и/или размера их долей; местонахождения (адреса) самой кредитной организации или ее филиала; состава руководителей кредитной организации или ее филиала, а также главного бухгалтера и его заместителей.

При этом кадровые изменения должны быть предварительно согласованны с Банком России.

В последние  годы в лицензионной деятельности Банка  России появилось новое направление, связанное с реорганизацией кредитных организаций.

Формами реорганизации кредитных организаций  могут быть: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Как правило, реорганизация приводит к созданию новой кредитной организации, что  обязывает Банк России рассмотреть  вопрос о выдаче ей новых лицензий. При этом принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации.

Переоформление  внутренних структурных подразделений во внутренние структурные подразделения реорганизированной кредитной организации осуществляется на основании уведомления без повторного направления в Банк России документов, представленных ранее для открытия таких подразделений.

Проведение  лицензионных процедур, связанных с  образованием новой кредитной организации, при разных формах реорганизации  сопровождается представлением в соответствующее  территориальное учреждение Банка  России определенного пакета документов. По результатам их рассмотрения территориальное  учреждение направляет в Департамент  лицензирования и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России заключение о возможности реорганизации.

Банк  России принимает решение:

■ в случаях слияния, разделения и преобразования — о государственной регистрации новой кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций;

■ в случае присоединения — о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;

■ в случае выделения — о государственной регистрации создаваемой в результате выделений кредитной организации, о выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций и о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы реорганизуемой кредитной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Направления повышения эффективности лицензионной деятельности Банка России.

 

В последние  годы Банк России, учитывая рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, все больше внимания уделяет повышению эффективности лицензионной деятельности. В частности, он провел ряд мероприятий.

1. В целях повышения требовательности к обеспечению финансовой устойчивости кредитных организаций, ходатайствующих о получении лицензии на осуществление банковских операций или на расширение своей деятельности, Банк России усилил внимание к оценке реального финансового положения юридических лиц учредителей (участников) кредитной организации. Указанная оценка предполагает проведение углубленного комплексного анализа финансового состояния учредителей с учетом характера и масштабов их деятельности, отраслевой и региональной принадлежности. 

В этой связи  предусмотрено право затребовать у учредителей всю необходимую информацию для формирования профессионального суждения об их реальном финансовом положении.

Повышение требований к финансовому положению  учредителей — юридических лиц  обусловило тот факт, что в 2004 г. была осуществлена государственная регистрация  только трех новых кредитных организаций. Для сравнения: в 2002 г. были зарегистрированы 41, а в 2003 г. — 16 кредитных организаций.

Другой  важной составляющей аналитической  работы Банка России, которой стало уделяться повышенное внимание в процессе проведения лицензионных процедур, является анализ бизнес-планов кредитных организаций, позволяющий дать оценку их платежеспособности, обеспечить прибыльное функционирование на выбранном сегменте рынка банковских услуг. Были повышены требования к обоснованию бизнес-планов, а также к методам его анализа.

По отношению  к банкам, ходатайствующим о получении права на работу со средствами граждан, стали предъявляться в полном объеме требования к участию в системе страхования вкладов. Особое внимание в этой связи имеет оценка качества управления, в том числе банковскими рисками.

2. Важным направлением повышения эффективности лицензионной деятельности является принятие Банком России мер, направленных на обеспечение прозрачности структуры собственности на доли (акции) кредитных организаций. Данный механизм включает обязательность предоставления кредитными организациями сведений об их участниках и аффилированных лицах, что дает возможность установить реальных участников, определить их взаимосвязи, а также выявить лица (группу лиц), способных прямо или косвенно влиять на решения, принимаемые органами управления кредитной организации.

Кроме того, установлен порядок представления  в Банк России головными организациями  банковских холдингов отчетности об участниках банковского холдинга, Который  также способствует повышению прозрачности структуры собственности кредитной  организации.

Повышению транспарентности структуры собственности способствует и наметившийся процесс преобразования кредитных организаций из общества с ограниченной ответственностью в акционерные общества, поскольку законодательство определяет гораздо больший состав информации, раскрываемой акционерными обществами. В 2001 г. такое преобразование коснулось 66, а в 2002 г. — 41 кредитной организации.

3. Задача повышения конкурентоспособности российских банков, а также их финансовой устойчивости обусловила усиление требований Банка России к количественным и качественным параметрам уставного капитала банков.

В результате для вновь созданных банков с 1 января 1999 г. размер уставного капитала повышен с 1 млн до 5 млн евро. 

Кроме того, ужесточен контроль за источниками формирования уставного капитала, в частности, за выявлением фактов формирования уставного капитала ненадлежащими активами, т.е. активами, источником которых явились средства, предоставленные самой кредитной организацией.

Не могут  быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Для формирования уставного капитала кредитной организации не могут использоваться привлеченные денежные средства.

Предельный  размер (норматив) неденежной части уставного капитала в течение первых двух лет деятельности кредитной организации не должен превышать 20%, в последующие годы — не более 10%,

Приобретение  в результате одной или нескольких сделок одним приобретателем или группой приобретателей, связанных между собой соглашением, либо группой приобретателей, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 20% долей (акций) кредитной организации предварительно согласовывается с Банком России.

Предварительное согласие должно быть получено при  каждом приобретении доли, составляющей более 20% уставного капитала кредитной организации. Сделка, в результате которой приобретатель будет владеть более 20% долей (акций) кредитной организации без получения предварительного согласия Банка России, недействительна.

Сведения  об участниках кредитной организации — нерезидентах представляются независимо от размера долей.

4. Повышение требовательности к квалификации и деловой репутации руководителей кредитной организации (руководителя, главного бухгалтера и его заместителей), зафиксированное в одном из дополнений к Федеральному закону «О банках и банковской деятельности», принятому в 2001 г,

В соответствии с указанным дополнением руководители кредитной организации обязаны:

■ иметь высшее юридическое или экономическое образование, а также опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, не менее двух лет;

■ не иметь судимости за совершение преступлений в сфере экономики;

■ не иметь административного правонарушения в области торговли и финансов в течение одного года, предшествующего дню подачи в Банк России документов для регистрации кредитной организации;

■ не иметь фактов расторжения по инициативе администрации трудового договора (контракта) с указанными лицами (кандидатами на должность руководителей кредитной организации) на протяжении двух лет, предшествующих дню подачи в Банк России документов для регистрации кредитной организации.

Банк  России разработал анкету, отражающую требования к квалификации и деловой репутации кандидатов на соответствующую должность. Анкета заполняется собственноручно кандидатом и представляется в Банк России, где тщательно изучается.

До этого  нововведения должность руководителей кредитной организации могли занимать лица, не имеющие экономического или юридического образования, что отрицательно отражалось на результатах ее деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В последние годы Банк России, учитывая рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, все больше внимания уделяет повышению эффективности лицензионной деятельности. В частности, он провел ряд мероприятий.

1. Банк России усилил внимание  к оценке реального финансового  положения юридических лиц учредителей  (участников) кредитной организации.

2. Принятие Банком России мер, направленных на обеспечение прозрачности структуры собственности на доли (акции) кредитных организаций.

3. Усиление требований Банка  России к количественным и  качественным параметрам уставного  капитала банков.

4. Повышение требовательности к  квалификации и деловой репутации  руководителей кредитной организации (руководителя, главного бухгалтера и его заместителей), зафиксированное в одном из дополнений к Федеральному закону «О банках и банковской деятельности», принятому в 2001 г.

Банковская деятельность, во-первых, затрагивает имущественные интересы неограниченного круга субъектов, а во-вторых, в силу своей специфики  способна оказывать решающее влияние  на экономические процессы в стране в целом. Указанные обстоятельства являются вполне закономерной предпосылкой для установления в отношении банков более строгих требований в целях обеспечения общественной безопасности по сравнению с другими субъектами предпринимательской деятельности.

Как подчеркнул Конституционный суд  РФ, лицензирование кредитных организаций, а также отзыв у них лицензии на осуществление банковских операций, по существу, являются законодательной  реализацией конституционной функции  Банка России, который осуществляет банковское регулирование, надзор и контроль посредством принятия нормативно-правовых актов и индивидуально-правовых (ненормативных) актов на основе оперативной информации как о состоянии экономики в целом, так и в области денежно-кредитной политики (Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. №268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Выдаваемая Банком России и получаемая кредитной организацией лицензия –  это бессрочное разрешение на совершение банковских операций. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная  организация имеет право, а также  валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Осуществление юридическим лицом  банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а  также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный  бюджет.

Объектом лицензирования в банковской сфере является банковская деятельность как совокупность систематически осуществляемых банками или небанковскими кредитными организациями как участниками  единой банковской системы банковских операций, направленных на извлечение прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

Нормативные акты:

1.Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // Вестник Банка России/ - 20 февраля 2004г. - №15.

2.Указание ЦБР от 19 июня 2003 г. N 1292-У «О порядке представления небанковской кредитной организацией в Банк России документов для принятия Банком России решения о получении небанковской кредитной организацией статуса банка» // Вестник Банка России. - 23 июля 2003г. - №41.

3.Положение ЦБР от 9 июня 2005 г. N 271-П «О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям» // Вестник Банка России. - 10 августа 2005г. - №40.

4.Приказ ЦБР от 2 апреля 1996 г. N 02-78 «О введении в действие Положения «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации» // Вестник Банка России. -9 апреля 1996г. - №15. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности"

5.Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"

6.Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

7.Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. «Об обязательном экземпляре документов» 

8.Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и в защите информации»

9.Федеральный закон  от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

10.Постановление правительства РФ от 24 декабря 1995 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»

11.Инструкция ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности»

12.Указанием ЦБР от 1 марта 2000 г. N 749-У "О порядке представления в Банк России ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций при прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации на основании решения ее учредителей

(участников)"

 

Литература:

13.Пыхтин С.В. Лицензирование банковской деятельности в РФ. – М.: 2008.

14.Пыхтин С.В. Лицензирование банковской деятельности в РФ. – М.: 2008.

Информация о работе Контрольная работа по "Банковскому законодательству"