Контрольная работа по "Банковскому законодательству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:11, контрольная работа

Краткое описание

Тема данной контрольной работы является достаточно актуальной в силу того, что деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их вкладчиками, кредиторами и акционерами. Поэтому государство в лице Центрального банка осуществляет наблюдение и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы.

Оглавление

Введение 3
1.Центральный банк Российской Федерации. 5
2.Назначение лицензионной деятельности Банка России. 14
3.Основные направления лицензионной деятельности Банка России. 16
4.Направления повышения эффективности лицензионной деятельности Банка России. 28
Заключение 32
Список использованной литературы. 34

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по предмету-Банковское законодательство..docx

— 59.49 Кб (Скачать)

- предотвращение использования  кредитных организаций для осуществления  недобросовестной коммерческой  деятельности и в противоправных  целях (прежде всего таких,  как финансирование терроризма  и легализация доходов, полученных  преступным путем);   

- развитие конкурентной среды  и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;    

- укрепление доверия к российскому  банковскому сектору со стороны  инвесторов, кредиторов и вкладчиков.    

 В 2008 году, в связи с кризисом  ипотечного кредитования в США  и острым дефицитом ликвидности  на международных финансовых  рынках, изменились условия проведения  денежно-кредитной политики. Банк  России увеличил объемы рефинансирования  коммерческих банков. Был разработан  аукционный механизм размещения  свободных средств федерального  бюджета на банковских депозитах.  При этом с целью существенного  снижения инфляции Банк России  активно использовал доступные  ему инструменты денежно-кредитной  политики — процентные ставки, нормативы обязательных резервов, валютный курс рубля. В сентябре 2008 г. в результате обострения  мирового финансового кризиса  ситуация в экономике России  кардинально изменилась. Резкое  падение мировых цен на нефть  и другие экспортируемые Россией  товары привело к ухудшению  состояния платежного баланса  страны. К концу 2008 г. сформировавшийся  осенью 2008 года валютный курс  рубля перестал соответствовать  экономическим реалиям. Поэтому  была проведена постепенная девальвация  рубля. 23 января 2009 года верхняя граница  валютного коридора стоимости  бивалютной корзины была установлена на уровне 41 рубль.   

 Начавшийся осенью 2008 года мощный  отток частного капитала, сопровождался  резким падением цен на акции  на российских фондовых биржах. Российские компании и банки оказались отрезанными от иностранных источников финансирования.   

 В условиях мощного оттока  вкладов населения, отсутствия  возможности у российских банков  получить кредиты за рубежом,  свертывания рынка межбанковского  кредитования ухудшилась ситуация  с ликвидностью кредитных организаций.  Некоторые банки начали задерживать  платежи и выдачу средств со вкладов населения. В октябре 2008 г. отток вкладов населения из банков достиг своего максимума. Начался рост просроченной задолженности по кредитам и стагнация банковского кредитования реального сектора и населения. В результате усиливавшегося недоверия банков друг к другу резко снизились объемы операций межбанковского кредитования. В это время Банк России основные усилия направил на предотвращение массового банкротства российских банков.   

 С целью пополнения банковской  ликвидности неоднократно принималось  решение о снижении нормативов  обязательных резервов. Был значительно  расширен перечень активов, принимаемых  Банком России в залог при  рефинансировании банков. В течение  2009 г. 10 раз снижались ставка рефинансирования  Банка России и другие ставки  по операциям Банка России  с кредитными организациями. С  24 апреля 2009 г. до конца года  ставка рефинансирования снизилась  с 13% до 8,75%.   

 Был создан временный механизм  поддержания межбанковского рынка  в условиях кризиса, который  предусматривал компенсацию Банком  России до 90% убытков, понесенных  банками-кредиторами при межбанковском  кредитовании банков, у которых  была отозвана лицензия.   

 Для быстрого и масштабного  пополнения рублевой ликвидности  банковской системы был разработан  механизм предоставления Банком  России кредитным организациям  кредитов без обеспечения ("беззалоговых" кредитов).   

 Одним из способов увеличения  капитала банков стало предоставление  им за счет государственных  средств субординированных кредитов. Кроме того был разработан  механизм приобретения государством  привилегированных акций банков, нуждающихся в пополнении капиталов, с оплатой их специальными облигациями федерального займа.   

 Совместно с Агентством по  страхованию вкладов Банк России  провел большую работу по санации  проблемных банков. В большинстве  случаев к санации и отзыву  лицензии у крупных и средних  банков привело кредитование  этими банками бизнеса своих  собственников.    

 Банк России предоставлял  кредиты на льготных условиях  крупным финансово устойчивым  банкам в случае их готовности  приобрести за символическую  сумму контрольный пакет акций  проблемного банка и за счет  полученных средств осуществить  его санацию. В результате предпринятых  мер кризис ликвидности банковского  сектора был погашен, массовое  банкротство банков предотвращено.  Ситуация относительно стабилизировалась.    

 В течение 2010 г. по мере  улучшения ситуации в банковском  секторе Банк России постепенно  сворачивал специальные антикризисные  механизмы. К концу 2010 г. было  полностью прекращено предоставление  Банком России кредитов без  обеспечения.   

 В первой половине 2010 года  в условиях быстро снижающейся  инфляции, низкого совокупного спроса  на товары и услуги, вялого  роста банковского кредитования  Банк России четыре раза принимал  решения о снижении своих процентных  ставок. За первые 5 месяцев 2010 г.  ставка рефинансирования была  снижена с 8,75 до 7,75%.   

 С середины 2010 г. макроэкономическая  ситуация начала изменяться. Начиная  с августа инфляция стала расти. В конце декабря на фоне растущей инфляции было принято решение о повышении процентных ставок на 0,25% по привлекаемым Банком России депозитам.   

 В начале 2011 года Банк России  продолжил ужесточение денежно-кредитной  политики. В целях снижения инфляции  в январе было принято решение  о повышении нормативов обязательных  резервов. В феврале Банк России  объявил о еще одном повышении  нормативов обязательных резервов  и о повышении большинства  процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25%. В марте 2011 г. вновь было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Назначение лицензионной деятельности Банка России.

 

Лицензирование  Банком России кредитных организаций  является одним из инструментов осуществления им своей надзорной деятельности.

Данный  инструмент используется в процессе организационно-структурного формирования банковской среды, который охватывает допуск кредитных организаций в эту сферу, их преобразование и реорганизацию, а также прекращение деятельности в связи с отзывом лицензии.

Организационно-структурное формирование банковской сферы есть регулирование количества ее участников, их организационно-правовой формы, а также наиболее существенных параметров экономической деятельности.

Назначение  лицензирования Банком России кредитных  организаций состоит в том, чтобы обеспечить формирование такого состава участников банковской сферы, который бы отвечал экономическим и правовым нормам развитого рынка, прозрачности деятельности кредитных организаций.

Основные  требования к кредитным организациям определены Федеральным законом  «О банках и банковской деятельности»  и Инструкцией Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций».

Эти требования касаются главным образом трех аспектов:

1) экономического;

2) правового;

3) организационного.

Экономические требования относятся к объему, структуре и порядку формирования уставного капитала кредитной организации, размеру его резервного фонда; финансовому состоянию учредителей; обоснованию бизнес-плана; системе управления, в том числе составу и компетенции ее органов управления; условиям расширения осуществляемых операций и реорганизации кредитной организации.

Организационные требования касаются перечня документов, представляемых Банку России; порядку рассмотрения этих документов и процедурам регистрации; порядку открытия филиалов и представительств; расширения и прекращения деятельности кредитных организаций.

Правовые требования охватывают вопросы оформления документов, перечня существенных положений, отраженных в них, заверения копий некоторых из них.

Указанные виды требований к кредитным организациям имеют некоторые отличия в зависимости от направлений лицензионной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Основные направления лицензионной деятельности Банка России.

 

К основным направлениям лицензионной деятельности согласно законодательству Российской Федерации и нормативных актов Банка России относятся:

■ государственная регистрация кредитных организаций, выдача лицензий на осуществление банковских операций; 

■ открытие (закрытие) подразделений кредитных организаций на территории Российской Федерации;

■ выдача лицензий на осуществление банковских операций для расширения деятельности кредитных организаций;

■ государственная регистрация изменений в учредительных документах кредитной организации;

■ реорганизация кредитной организации.

Выдача Банком России лицензии на осуществление банковской деятельности кредитным организациям и их государственная регистрация есть необходимое условие их допуска в банковскую среду.

Кредитная организация может начать свою деятельность только на основании лицензии, в которой указаны ее организационно-правовая форма и перечень операций, которые она может осуществлять.

Кредитная организация может создаваться  на основе любой формы собственности: акционерное общество, общество с  ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью.

Законодательство  предусматривает возможность быть учредителями кредитной организации  как юридическим, так и физическим лицам, однако основными требованиями к ним являются:

■ невозможность выхода из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации;

■ способность обеспечить свою финансовую устойчивость; критерии оценки ее устанавливаются специальными нормативными актами Банка России. Одним из главных критериев финансовой устойчивости кредитной организации является наличие определенных, нормативно закрепленных суммы уставного капитала, а также его состава и структуры.

Для государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее чем через месяц после подписания учредительного договора представляют в территориальные учреждения Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации следующие документы:

1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензий на осуществление банковских операций;

2) учредительный договор;

3) устав кредитной организации;

4) бизнес-план кредитной организации (при создании расчетной небанковской кредитной организации — положения, регламентирующие порядок проведения расчетов); протокол общего собрания учредителей;

5) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины (сбора) за регистрацию кредитной организации;

6) список учредителей кредитной организации;

7) надлежащим образом заверенные копии учредительных документов учредителей кредитной организации — юридических лиц; аудиторского заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей — юридических лиц с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за последние три года;

8) подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями — юридическими лицами обязательств перед бюджетами разных уровней за последние три года;

9) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера кредитной организации;

10) заключение  федерального антимонопольного  органа.

Учредительный договор содержит права и обязанности учредителей создать кредитную организацию, порядок совместной деятельности по ее созданию, состав учредителей (участников), условия передачи учредителями (участниками) кредитной организации своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) прибыли и покрытия убытков, порядок выхода учредителей (участников) из ее состава, размер уставного капитала, размер доли каждого учредителя (участника) в уставном капитале, размер и состав вкладов, порядок и сроки внесения вкладов в уставный капитал кредитной организации при ее учреждении, ответственность учредителей (участников) за нарушение обязанностей по внесению вкладов в уставный капитал кредитной организации, сведения о составе и компетенции органов управления кредитной организации и порядке принятия ими решений (с указанием вопросов, решения по которым принимаются единогласно квалифицированным большинством голосов).

Информация о работе Контрольная работа по "Банковскому законодательству"