Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:00, курсовая работа
Концепция стоимости капитала является одной из базовых теорий финансового менеджмента. Содержание концепции состоит в том, что независимо от источника финансирования, привлечение капитала в хозяйственный оборот предприятия связано с определенными расходами. Капитал, как один из важнейших факторов производства имеет, как и другие факторы, определенную стоимость, формирующую уровень операционных и инвестиционных расходов предприятия.
Одной из
важнейших предпосылок
Стоимость капитала представляет собой цену, которую предприятие платит за его привлечение из различных источников.
Концепция такой оценки исходит из того, что капитал, как один из важных факторов производства, имеет как и другие его факторы, определенную стоимость, формирующую уровень операционных и инвестиционных затрат предприятия [4, С. 470].Эта концепция является одной из базовых в системе управления финансовой деятельностью предприятия. При этом она не сводится только к определению цены привлечения капитала, а определяет целый ряд направлений хозяйственной деятельности предприятия в целом.
Рассмотрим основные сферы использования показателя стоимости капитала в деятельности предприятия.
1. Стоимость
капитала предприятия служит
мерой прибыльности
2. Показатель
стоимости капитала
Кроме того, он служит базой сравнения с внутренней ставкой доходности по рассматриваемому инвестиционному проекту — если она ниже, чем показатель стоимости капитала предприятия, такой инвестиционный проект должен быть отвергнут.
3. Стоимость
капитала предприятия служит
базовым показателем
4. Показатель
стоимости капитала
5. Показатель
стоимости капитала в разрезе
отдельных его элементов
Уровень стоимости капитала предприятия является важнейшим измерителем уровня рыночной стоимости этого предприятия. Снижение уровня стоимости капитала приводит к соответствующему возрастанию рыночной стоимости предприятия и наоборот. Особенно оперативно эта зависимость реально отражается на деятельности акционерных компаний открытого типа, цена на акции которых поднимается или падает при соответственно снижении или росте стоимости их капитала. Следовательно, управление стоимостью капитала является одним из самостоятельных направлений повышения рыночной стоимости предприятия, что является одной из целей управления его прибылью.
6. Показатель
стоимости капитала является
критерием оценки и
Важность
оценки стоимости капитала при управлении
формированием прибыли в
7. Принцип
предварительной поэлементной
8. Принцип
обобщающей оценки стоимости
капитала. Поэлементная оценка стоимости
капитала служит предпосылкой
для обобщающего расчета этого
показателя. Таким обобщающим показателем
является средневзвешенная
В мировой практике используется множество различных подходов к оценке стоимости предприятий, их активов, бизнеса в целом. Вместе с тем, вопросам оценки, основополагающего показателя состояния предприятия - его капитала, пока еще уделяется явно недостаточное внимание. Здесь особо следует сказать о том, что при проведении оценочных работ на российских предприятиях многие из существующих подходов либо вообще не используются, либо используются крайне редко, в результате этого, на практике не всегда обеспечивается всесторонняя, полная и объективная оценка величины капитала.
На российских предприятиях накоплен некоторый положительный опыт в осуществлении рыночной оценки недвижимости, определении затрат на инвестиции и т.д. Вместе с тем, отношение к вопросам оценки капитала продолжает оставаться не адекватным новым требованиям жизни, что, видимо, является следствием остающихся в сознании специалистов последствий существовавшего при социализме антагонистического противостояния социалистического способа производства реалиям свободной рыночной экономики и капиталистическому обществу в целом.
Лишь
совсем недавно, в начале 90-х годов,
в отечественной практике в связи
с переходом к рыночным методам
ведения хозяйства, необходимостью
проведения оценки стоимости приватизируемых
объектов государственной собственности,
реализации мер по ликвидации убыточных
предприятий, стали находить применение
современные методы оценки стоимости
имущества для решения
Практика показывает, что не существует единых рецептов соотношения собственного и заемного капитала не только для однотипных предприятий, но даже и для одного предприятия на разных стадиях его развития и при различной конъюнктуре товарного и финансового рынков.
Вместе
с тем, существует ряд объективных
и субъективных факторов, учет которых
позволяет целенаправленно
1.Отраслевые особенности операционной деятельности предприятия. Характер этих особенностей определяет структуру активов предприятия, их ликвидность.
Предприятия с высоким уровнем фонд емкости производства продукции в силу высокой доли внеоборотных активов, имеют обычно более низкий кредитный рейтинг и вынуждены ориентироваться в своей деятельности на использование собственного капитала.
Кроме того,
характер отраслевых особенностей определяет
различную продолжительность
2. Стадия жизненного цикла предприятия.
Растущие предприятия, находящиеся на ранних стадиях своего жизненного цикла и имеющие конкурентоспособную продукцию, могут привлекать для своего развития большую долю заемного капитала.
В то же время предприятия, находящиеся в стадии зрелости, в большей мере должны использовать собственный капитал.
3. Конъюнктура товарного рынка.
Чем стабильней конъюнктура этого рынка, а соответственно и стабильней спрос на продукцию предприятия, тем выше и безопасней становится использование заемного капитала [2, C. 240].
4. Конъюнктура финансового рынка.
В зависимости
от состояния этой конъюнктуры возрастает
или снижается стоимость
При существенном возрастании этой стоимости дифференциал финансового левериджа может достичь отрицательного значения (при котором использование заемного капитала приведет к резкому снижению уровня финансовой рентабельности, а в ряде случаев — и к убыточной операционной деятельности).
В свою очередь, при существенном снижении этой стоимости резко снижается эффективность использования долгосрочного заемного капитала (если кредитными условиями не оговорена соответствующая корректировка ставки процента за кредит).
Наконец, конъюнктура финансово рынка оказывает влияние на стоимость привлечения собственного капитала из внешних источников — при возрастании уровня ссудного процента возрастают, и требования инвесторов к норме прибыли на вложенный капитал.
5. Уровень рентабельности операционной деятельности.
При высоком
значении этого показателя кредитный
рейтинг предприятия
Однако в большинстве случаев этот потенциал часто остается невостребованным в связи с тем, что при высоком уровне рентабельности предприятие имеет возможность удовлетворять дополнительную потребность в капитале за счет более высокого уровня капитализации полученной прибыли.
6. Коэффициент операционного левериджа.
Рост
прибыли предприятия
7. Отношение кредиторов к предприятию.
Как правило, кредиторы при оценке кредитного рейтинга предприятия руководствуется своими критериями, не совпадающими иногда с критериями оценки собственной кредитоспособности предприятием.
В ряде случаев, несмотря на высокую финансовую устойчивость предприятия, кредиторы могут руководствоваться и иными критериями, которые формируют негативный его имидж, а соответственно снижают и его кредитный рейтинг. Это оказывает соответствующее отрицательное влияние на возможность привлечения предприятием заемного капитала, снижает его финансовую гибкость, т.е. возможность оперативно формировать капитал за счет внешних источников.
8. Уровень налогообложения прибыли.
В условиях низких ставок налога на прибыль или использования предприятием налоговых льгот по прибыли, разница в стоимости собственного и заемного капитала, привлекаемого из внешних источников, снижается. Это связано с тем, что эффект налогового корректора при использовании заемных средств уменьшается.
В этих условиях более предпочтительным является формирование капитала из внешних источников за счет эмиссии акций (привлечения дополнительного паевого капитала). В тоже время при высокой ставке налогообложения прибыли существенно повышается эффективность привлечения заемного капитала.
9. Финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия. Неприятие высоких уровней рисков формирует консервативный подход собственников и менеджеров к финансированию развития предприятия, при котором его основу составляет собственный капитал.
И наоборот, стремление получить высокую прибыль на собственный капитал, невзирая на высокий уровень рисков, формирует агрессивный подход к финансированию развития предприятия, при котором заемный капитал используется в максимально возможном размере.
10. Уровень концентрации собственного капитала.
Для того чтобы сохранить финансовый контроль, за управлением предприятием (контрольный пакет акций или контрольный объем паевого вклада), владельцам предприятия не хочется привлекать дополнительный собственный капитал из внешних источников, даже несмотря на благоприятные к этому предпосылки.
Задача сохранения финансового контроля, за управлением предприятием в этом случае является критерием формирования дополнительного капитала за счет заемных средств.
С учетом этих факторов управление структурой капитала на предприятии сводится к двум основным направлениям:
1) установлению
оптимальных для данного