Концепция стоимости капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Концепция стоимости капитала является одной из базовых теорий финансового менеджмента. Содержание концепции состоит в том, что независимо от источника финансирования, привлечение капитала в хозяйственный оборот предприятия связано с определенными расходами. Капитал, как один из важнейших факторов производства имеет, как и другие факторы, определенную стоимость, формирующую уровень операционных и инвестиционных расходов предприятия.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 85.95 Кб (Скачать)

Одной из важнейших предпосылок эффективного управления капиталом предприятия  является оценка его стоимости.

Стоимость капитала представляет собой цену, которую предприятие платит за его привлечение из различных источников.

Концепция такой оценки исходит из того, что  капитал, как один из важных факторов производства, имеет как и другие его факторы, определенную стоимость, формирующую уровень операционных и инвестиционных затрат предприятия [4, С. 470].Эта концепция является одной из базовых в системе управления финансовой деятельностью предприятия. При этом она не сводится только к определению цены привлечения капитала, а определяет целый ряд направлений хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Рассмотрим  основные сферы использования показателя стоимости капитала в деятельности предприятия.

1. Стоимость  капитала предприятия служит  мерой прибыльности операционной деятельности. Так как стоимость капитала характеризует часть прибыли, которая должна быть уплачена за использование сформированного или привлеченного нового капитала для обеспечения выпуска и реализации продукции, этот показатель выступает минимальной нормой формирования операционной прибыли предприятия, нижней границей при планировании ее размеров.

2. Показатель  стоимости капитала используется  как критериальный в процессе осуществления реального инвестирования. Прежде всего, уровень стоимости капитала конкретного предприятия выступает как дисконтная ставка, по которой сумма чистого денежного потока приводится к настоящей стоимости в процессе оценки эффективности отдельных реальных проектов.

Кроме того, он служит базой сравнения с внутренней ставкой доходности по рассматриваемому инвестиционному проекту — если она ниже, чем показатель стоимости капитала предприятия, такой инвестиционный проект должен быть отвергнут.

3. Стоимость  капитала предприятия служит  базовым показателем формирования эффективности финансового инвестирования. Так как критерий этой эффективности задается самим предприятием, то при оценке прибыльности отдельных финансовых инструментов базой сравнения выступает показатель стоимости капитала. Этот показатель позволяет оценить не только реальную рыночную стоимость или доходность отдельных инструментов финансового инвестирования, но и сформировать наиболее эффективные направления и виды этого инвестирования на предварительной стадии формированияинвестиционного портфеля. И естественно, этот показатель служит мерой оценки прибыльности сформированного инвестиционного портфеля в целом.

4. Показатель  стоимости капитала предприятия  выступает критерием принятия  управленческих решений относительно  использования аренды (лизинга) или приобретения в собственность производственных основных средств. Если стоимость использования (обслуживания) финансового лизинга превышает стоимость капитала предприятия, применение этого направления формирования производственных основных средств, для предприятия невыгодно.

5. Показатель  стоимости капитала в разрезе  отдельных его элементов используется в процессе управления структурой этого капитала на основе механизма финансового левериджа. Искусство использования финансового левериджа заключается в формировании наивысшего его дифференциала, одной из составляющих которого является стоимость заемного капитала. Минимизация этой составляющей обеспечивается в процессе оценки стоимости капитала, привлекаемого из разных заемных источников, и формирования соответствующей структуры источников его использования предприятием.

Уровень стоимости капитала предприятия  является важнейшим измерителем уровня рыночной стоимости этого предприятия. Снижение уровня стоимости капитала приводит к соответствующему возрастанию рыночной стоимости предприятия и наоборот. Особенно оперативно эта зависимость реально отражается на деятельности акционерных компаний открытого типа, цена на акции которых поднимается или падает при соответственно снижении или росте стоимости их капитала. Следовательно, управление стоимостью капитала является одним из самостоятельных направлений повышения рыночной стоимости предприятия, что является одной из целей управления его прибылью.

6. Показатель  стоимости капитала является  критерием оценки и формирования соответствующего типа политики финансирования предприятием своих активов (в первую очередь — оборотных). Исходя из реальной стоимости используемого капитала и оценки предстоящего ее изменения предприятиеформирует агрессивный, умеренный (компромиссный) или консервативный тип политики финансирования активов.

Важность  оценки стоимости капитала при управлении формированием прибыли в процессе осуществления финансовой деятельности определяет необходимость корректного  расчета этого показателя на всех этапах развития предприятия. Процесс  оценки стоимости капитала базируется на следующих основных принципах:

7. Принцип  предварительной поэлементной оценки  стоимости капитала. Так как используемый  капитал предприятия состоит  из неоднородных элементов (прежде всего — собственного и заемного их видов, а внутри них — по источникам формирования), в процессе оценки его необходимо разложить на отдельные составляющие элементы, каждый из которых должен быть объектом осуществления оценочных расчетов (методы поэлементной оценки стоимости капитала рассматриваются далее).

8. Принцип  обобщающей оценки стоимости  капитала. Поэлементная оценка стоимости  капитала служит предпосылкой  для обобщающего расчета этого  показателя. Таким обобщающим показателем  является средневзвешенная стоимость  капитала.

В мировой  практике используется множество различных  подходов к оценке стоимости предприятий, их активов, бизнеса в целом. Вместе с тем, вопросам оценки, основополагающего показателя состояния предприятия - его капитала, пока еще уделяется явно недостаточное внимание. Здесь особо следует сказать о том, что при проведении оценочных работ на российских предприятиях многие из существующих подходов либо вообще не используются, либо используются крайне редко, в результате этого, на практике не всегда обеспечивается всесторонняя, полная и объективная оценка величины капитала.

На российских предприятиях накоплен некоторый положительный  опыт в осуществлении рыночной оценки недвижимости, определении затрат на инвестиции и т.д. Вместе с тем, отношение к вопросам оценки капитала продолжает оставаться не адекватным новым требованиям жизни, что, видимо, является следствием остающихся в сознании специалистов последствий существовавшего при социализме антагонистического противостояния социалистического способа производства реалиям свободной рыночной экономики и капиталистическому обществу в целом.

Лишь  совсем недавно, в начале 90-х годов, в отечественной практике в связи  с переходом к рыночным методам  ведения хозяйства, необходимостью проведения оценки стоимости приватизируемых  объектов государственной собственности, реализации мер по ликвидации убыточных  предприятий, стали находить применение современные методы оценки стоимости  имущества для решения указанных  задач.

Практика  показывает, что не существует единых рецептов соотношения собственного и заемного капитала не только для  однотипных предприятий, но даже и для  одного предприятия на разных стадиях  его развития и при различной конъюнктуре товарного и финансового рынков.

Вместе  с тем, существует ряд объективных  и субъективных факторов, учет которых  позволяет целенаправленно формировать  структуру капитала, обеспечивая  условия наиболее эффективного его  использования на каждом конкретном предприятии. Основными из этих факторов являются:

1.Отраслевые особенности операционной деятельности предприятия. Характер этих особенностей определяет структуру активов предприятия, их ликвидность.

Предприятия с высоким уровнем фонд емкости производства продукции в силу высокой доли внеоборотных активов, имеют обычно более низкий кредитный рейтинг и вынуждены ориентироваться в своей деятельности на использование собственного капитала.

Кроме того, характер отраслевых особенностей определяет различную продолжительность операционного  цикла. Чем меньше период операционного  цикла, тем в большей степени (при  прочих равных условиях) может быть использован предприятием заемный капитал.

2. Стадия жизненного цикла предприятия.

Растущие  предприятия, находящиеся на ранних стадиях своего жизненного цикла и имеющие конкурентоспособную продукцию, могут привлекать для своего развития большую долю заемного капитала.

В то же время предприятия, находящиеся  в стадии зрелости, в большей мере должны использовать собственный капитал.

3. Конъюнктура товарного рынка.

Чем стабильней конъюнктура этого рынка, а соответственно и стабильней спрос на продукцию  предприятия, тем выше и безопасней становится использование заемного капитала [2, C. 240].

4. Конъюнктура  финансового рынка.

В зависимости  от состояния этой конъюнктуры возрастает или снижается стоимость заемного капитала.

При существенном возрастании этой стоимости дифференциал финансового левериджа может достичь отрицательного значения (при котором использование заемного капитала приведет к резкому снижению уровня финансовой рентабельности, а в ряде случаев — и к убыточной операционной деятельности).

В свою очередь, при существенном снижении этой стоимости  резко снижается эффективность использования долгосрочного заемного капитала (если кредитными условиями не оговорена соответствующая корректировка ставки процента за кредит).

Наконец, конъюнктура финансово рынка  оказывает влияние на стоимость  привлечения собственного капитала из внешних источников — при возрастании уровня ссудного процента возрастают, и требования инвесторов к норме прибыли на вложенный капитал.

5. Уровень рентабельности операционной деятельности.

При высоком  значении этого показателя кредитный  рейтинг предприятия возрастает, и оно расширяет потенциал возможного использования заемного капитала.

Однако  в большинстве случаев этот потенциал  часто остается невостребованным в связи с тем, что при высоком уровне рентабельности предприятие имеет возможность удовлетворять дополнительную потребность в капитале за счет более высокого уровня капитализации полученной прибыли.

6. Коэффициент операционного левериджа.

Рост  прибыли предприятия обеспечивается совместным проявлением эффекта операционного и финансового левериджа. Поэтому предприятия с растущим объемом реализации продукции, но имеющие в силу отраслевых особенностей ее производства низкий коэффициент операционного левериджа, могут в гораздо большей степени (при прочих равных условиях) увеличивать коэффициент финансового левериджа, т.е. использовать большую долю заемных средств в общей сумме капитала.

 

 

 

7. Отношение кредиторов к предприятию.

Как правило, кредиторы при оценке кредитного рейтинга предприятия руководствуется  своими критериями, не совпадающими иногда с критериями оценки собственной  кредитоспособности предприятием.

В ряде случаев, несмотря на высокую финансовую устойчивость предприятия, кредиторы могут руководствоваться и иными критериями, которые формируют негативный его имидж, а соответственно снижают и его кредитный рейтинг. Это оказывает соответствующее отрицательное влияние на возможность привлечения предприятием заемного капитала, снижает его финансовую гибкость, т.е. возможность оперативно формировать капитал за счет внешних источников.

8. Уровень  налогообложения прибыли.

В условиях низких ставок налога на прибыль или  использования предприятием налоговых льгот по прибыли, разница в стоимости собственного и заемного капитала, привлекаемого из внешних источников, снижается. Это связано с тем, что эффект налогового корректора при использовании заемных средств уменьшается.

В этих условиях более предпочтительным является формирование капитала из внешних источников за счет эмиссии акций (привлечения дополнительного паевого капитала). В тоже время при высокой ставке налогообложения прибыли существенно повышается эффективность привлечения заемного капитала.

9. Финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия. Неприятие высоких уровней рисков формирует консервативный подход собственников и менеджеров к финансированию развития предприятия, при котором его основу составляет собственный капитал.

И наоборот, стремление получить высокую прибыль  на собственный капитал, невзирая на высокий уровень рисков, формирует агрессивный подход к финансированию развития предприятия, при котором заемный капитал используется в максимально возможном размере.

10. Уровень концентрации собственного капитала.

Для того чтобы сохранить финансовый контроль, за управлением предприятием (контрольный пакет акций или контрольный объем паевого вклада), владельцам предприятия не хочется привлекать дополнительный собственный капитал из внешних источников, даже несмотря на благоприятные к этому предпосылки.

Задача  сохранения финансового контроля, за управлением предприятием в этом случае является критерием формирования дополнительного капитала за счет заемных средств.

С учетом этих факторов управление структурой капитала на предприятии сводится к  двум основным направлениям:

1) установлению  оптимальных для данного предприятия  пропорций использования собственного и заемного капитала;

Информация о работе Концепция стоимости капитала