Эффект финансового рычага (финансовый леверидж) и политика привлечения заемных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 04:33, контрольная работа

Краткое описание

Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.
В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа:
-финансовый;
-производственный (операционный);
-производственно-финансовый (операционно-финансовый)1.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Первая (западноевропейская) концепция эффекта финансового рычага (финансового левериджа)…………………………………………………………….5
2.Вторая (американская) концепция эффекта финансового рычага (финансового левериджа). Основные этапы формирования политики привлечения заёмных средств……………………………………………………………………..7
3.Сопряженный эффект операционного и финансового рычагов (операционно-финансовый леверидж)………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….15
Библиографический список……………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

контрольная готовая ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ леверидж.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

     На  четвертой стадии анализа изучается  состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствующей конъюнктуре финансового и товарного рынков.

     На  пятой стадии анализа изучается  эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала, рассмотренные ранее. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

     Результаты  проведенного анализа служат основой  оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.

     2. Определение целей привлечения  заемных средств в предстоящем  периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:

     а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

     б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую  бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

     в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализацииотдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация); обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.

     г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;

     д) другие временные нужды. Принцип  целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычнона короткие сроки и в небольших объемах.

     3. Определение предельного объема  привлечения заемных средств. 

     Максимальный  объем этого привлечения диктуется  двумя основными условиями:

     а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным.

     С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

     б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.

     С учетом этих требований предприятие  устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности8. 

     3.Сопряженный  эффект операционного  и финансового  рычагов (операционно-финансовый леверидж) 

     Предпринимательская деятельность представляет собой вероятностный  и неопределенный процесс. Действие финансового рычага неизбежно создает известный риск (финансовый), связанный с деятельностью фирмы, действие производственного (операционного) рычага также создает риск (производственный), связанный с деятельностью фирмы. Следовательно, закономерным представляется вывод, что при более точном рассмотрении деятельности предприятия происходит суммирование финансового и производственного рисков.

     Финансовый  риск, проистекающий из деятельности финансового рычага, выступает в виде риска получения отрицательного значения дифференциала (тогда не только не произойдет приращения рентабельности собственных средств, но она будет снижаться) и риска достижения такого значения плеча, когда становится невозможным оплачивать проценты по кредитам и текущую задолженность (происходит подрыв доверия к фирме со стороны кредиторов и других экономических субъектов с катастрофическими для нее последствиями).

     Количественная мера финансового риска определяется оптимальными значениями параметров финансового рычага. Для дифференциала оптимальное значение связано с соотношением эффекта финансового рычага и рентабельности собственных средств. Количественное значение этого соотношения находится в пределах от 1/3 до 1/2. При этом значение отношения экономической рентабельности и средней расчетной ставки процента должно быть больше 1. Сверху это соотношение ограничено возможностями роста экономической рентабельности фирмы (это объективные факторы экономического и технологического порядка).

     Для плеча оптимальное соотношение  заемных и собственных средств  для нормально работающих фирм на Западе определяется на уровне 0,67. Как  уже говорилось выше, для России наших дней это соотношение должно быть иным. Причина — высокая инфляция (по западным меркам), которую российские фирмы воспринимают как нормальный фон осуществления своей предпринимательской деятельности. В результате — оптимальное значение плеча где-то в пределах 1,5.

     Для фирмы небезопасно находиться и у порога рентабельности, и у того положения, когда без роста постоянных затрат уже невозможно наращивать производство продукции. Оба эти положения связаны с риском значительной потери прибыли. Известно, что чем ближе фирма к порогу рентабельности, тем больше сила воздействия производственного рычага (а это — риск!). Столь же рискованно “проспать” период роста постоянных затрат, успокоившись из-за значительной величины запаса финансовой прочности.

     Таким образом, перед фирмой стоит дилемма: или высокие темпы роста производства и приближение срока единовременного увеличения постоянных затрат, или медленное наращивание производства, позволяющее “отодвинуть” период единовременного увеличения постоянных затрат. Во втором случае фирма должна быть уверена, что ее товар будет достаточно долго пользоваться спросом9. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Леверидж – это сложная система управления активами и пассивами предприятия. Любое предприятия стремятся к достижению двух основных целей своей деятельности, т.е.:

     - увеличению прибыли;

     - увеличению стоимости самого  предприятия. 

     В этих условиях леверидж становиться  тем самым инструментом, который позволяет достичь данные цели, посредством влияний на изменения соотношений и рентабельности собственного и заемного капитала.

     Леверидж  делится на три основных вида:

     - финансовый;

     - операционный;

     - финансово-операционный.

     В зависимости от поставленных на предприятии  задач, направленных на улучшение финансового  положения предприятии, используется тот или иной вид рычага.

     При выполнении данной курсовой работы были сделаны следующие выводы, выявлены определенные недостатки и предложены следующие рекомендации.

     Предприятие может частично привлечь заемный  капитал при фиксированной рентабельности активов и тем самым повысить рентабельность собственного капитала, путем наибольшей рациональности использования собственных средств (капитала). Но у финансового левериджа есть и существенные недостатки, так как существуют финансовые (левериджные) риски, которые могут поставить предприятие в зависимость от заемных средств (кредитов, ссуд, займов) в случае недостатка  средств для расчетов по кредитам.

     В таком случае у предприятия происходит потеря ликвидности или финансовой устойчивости, что постепенно может привести к банкротству предприятия, но это бывает достаточно редко, и чаще всего из-за не правильной структуры управления предприятием и финансами в целом. 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список: 

  1. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента : учеб. пособие. – М. : Финансы  и  статистика, 2007. – 224 с.
  2. Басовский  Л. Е. Финансовый  менеджмент : учебник. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 240 с.
  3. Бланк  И. А. Финансовая  стратегия  предприятия. – Киев : Эльга , Ника-Центр, 2004. – 720 с.
  4. Бланк  И. Т. Финансовый  менеджмент : учебный  курс. – Киев : Ника-Центр, 2005. – 528 с.  
  5. Бригхэм  Ю. Энциклопедия  финансового  менеджмента : пер.  с  англ. – М. : Финансы  и  статистика, 2006. – 823 с.
  6. Бригхэм Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент. 10-е изд. : пер. с англ. под ред. канд. экон. наук Е. А. Дорофеева. – СПб. : Питер, 2005. – 960 с.
  7. Гвоздев  Б. З. Финансовый менеджмент : пособие  для  подготовки  к  экзамену. – М. : ЭКМОС, 2005. – 272 с.
  8. Ковалёв  В. В.  Введение  в  финансовый  менеджмент. – М. : Финансы и  статистика, 2006. – 768 с.
  9. Лукасевич И. Я. Финансовый менеджмент : учебник / И. Я. Лукасевич. – М. : Эксмо, 2008. – 768 с.
  10. Финансовый  менеджмент : учебник для вузов. 2-е изд. – М. : ЮНИТИ-Дана , 2005. – 269 с.
  11. Финансовый менеджмент : учебник / под ред. д-р. экон. наук, проф. А. М. Ковалёвой. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 284 с.
  12. Финансовый  менеджмент : учеб. пособие / под ред. проф. Е. И. Шохина. – М. :  ИД  ФБК-Пресс, 2004. – 408 с.
  13. Хотинская Г. И. Финансовый  менеджмент : учеб. пособие. – М. : Дело и сервис, 2006. – 192 с.

Информация о работе Эффект финансового рычага (финансовый леверидж) и политика привлечения заемных средств