Эффект финансового рычага (финансовый леверидж) и политика привлечения заемных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 04:33, контрольная работа

Краткое описание

Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.
В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа:
-финансовый;
-производственный (операционный);
-производственно-финансовый (операционно-финансовый)1.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Первая (западноевропейская) концепция эффекта финансового рычага (финансового левериджа)…………………………………………………………….5
2.Вторая (американская) концепция эффекта финансового рычага (финансового левериджа). Основные этапы формирования политики привлечения заёмных средств……………………………………………………………………..7
3.Сопряженный эффект операционного и финансового рычагов (операционно-финансовый леверидж)………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….15
Библиографический список……………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

контрольная готовая ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ леверидж.doc

— 141.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

ФИНАНСОВЫЙ  МЕНЕДЖМЕНТ 
 
 
 

ТЕМА  4. Эффект  финансового  рычага (финансовый леверидж) и

                  политика привлечения заемных средств  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Первая (западноевропейская) концепция эффекта финансового рычага (финансового левериджа)…………………………………………………………….5

2.Вторая (американская) концепция эффекта финансового рычага (финансового левериджа). Основные этапы формирования политики привлечения заёмных средств……………………………………………………………………..7

3.Сопряженный  эффект операционного и финансового  рычагов (операционно-финансовый леверидж)………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………….15

Библиографический список……………………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.

     В финансовом менеджменте различают  следующие виды левериджа: 
-финансовый; 
-производственный (операционный);

-производственно-финансовый (операционно-финансовый)1.

     Всякое  предприятие является источником риска. При этом риск возникает на основе факторов производственного и финансового хаВсякое предприятие является источником риска. При этом риск возникает на основе факторов производственного и финансового характера. Эти факторы формируют расходы предприятия. Расходы производственного и финансового характера не являются взаимозаменяемыми, однако, величиной и структурой затрат производственного и финансового характера можно управлять. Это управление происходит в условиях свободы выбора источников финансирования и источников формирования затрат производственного характера. В результате использования различных источников финансирования складывается определенное соотношение между собственными и заемным капиталом, а, так как заемный капитал является платным, и по нему образуются финансовые издержки, возникает необходимость измерения влияния этих издержек на конечный результат деятельности предпр иятия. Поэтому финансовый леверидж характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли предприятия, а разные способы включения кредитных издержек в себестоимость оказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистую рентабельность собственного капитала.

     Итак, финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов.

     Операционный (производственный) леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж. 
Операционно-финансовый леверидж оценивает совокупное влияние производственного и финансового левериджа. Здесь происходит мультипликация рисков предприятия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Первая (западноевропейская) концепция эффекта финансового рычага (финансового левериджа) 

   В финансовом менеджменте существуют две концепции расчета и определения эффекта финансового левериджа. Эти концепции возникли в разных школах финансового менеджмента.

   Первая  концепция: Западноевропейская концепция.

   Эффект  финансового левериджа трактуют как приращение к рентабельности собственного капитала, получаемое благодаря использованию заемного капитала. Рассмотрим следующий пример2: 

Таблица 1.

Показатели Предприятие 1 Предприятие 2 Предприятие 3
Активы, тыс. руб.

Пассивы, тыс. руб., в т ч.

Собственный капитал (СК)

Заемный капитал (ЗК)

Прибыль до выплаты % и налогов

Экономическая рентабельность активов ЭРА= (БП+%)/Аср.*100

Издержки  по выплате % (25%)

Чистая  прибыль, тыс. руб.

ЧП=(БП-S%)*(1-н)

Чистая  рентабельность СК

ЧРСК=ЧП/СКср*100

1`000

1`000

1`000

- 

400 
 

40% 

- 

400*(1-0,3)=280 

280/1`000*100==28%

1`000

1`000

700

300 

400 
 

40% 

75 

(400-75)*(1-0,3)=227,5

227,5/700*100==32,5%

1`000

1`000

300

700 

400 
 

40% 

175 

(400-175)*(1-0,3)=157,5

157,5/300*100==52,5%

 

     Вывод: предприятие 2 и 3 используют собственный капитал более эффективно; об этом свидетельствует показатель чистой рентабельности собственного капитала (ЧРСК), а заемный капитал (ЗК) используют с большей отдачей, чем цена его привлечения. Такую стратегию привлечения заемного капитала называют стратегией спекуляции капитала.

     Показатель  прибыли до выплаты % и налогов  является базовым показателем финансового менеджмента, который характеризует создаваемый предприятием доход на привлеченный капитал. Иначе он называется нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ):

     НРЭИ=БП-S%,

     Рассмотрим  влияние финансового левериджа  на чистую рентабельность собственного капитала для предприятия, использующего как заемный капитал, так и собственный капитал, и выведем формулу, отражающую влияние финансового левериджа на экономическую рентабельность  активов (ЭРА):

     

     

       

     

     

       

     Итак, эффект финансового левериджа (ЭФЛ) по 1 концепции расчета определяется:

      ,

     где – дифференциал, – плечо рычага3.

    2.Вторая (американская) концепция эффекта финансового рычага (финансового левериджа). Основные этапы формирования политики привлечения заёмных средств 

   Американская  концепция расчета финансового  левериджа рассматривает эффект в виде приращения чистой прибыли (ЧП) на 1 обыкновенную акцию на приращение нетто-результата эксплуатации инвестиций (НРЭИ), то есть этот эффект выражает прирост чистой прибыли, полученный за счет приращения НРЭИ4:

; 

; 

; 

;

Из вышеизложенного  следует:

; 

     Эта формула показывает степень финансового риска, возникающего в связи с использованием ЗК, поэтому, чем больше сила воздействия финансового левериджа, тем больше финансовый риск, связанный с данным предприятием:

     а) для банкира – возрастает риск невозмещения кредита:

     б) для инвестора – возрастает риск падения дивиденда и курса акций.

     Т.о. первая концепция расчета эффекта  позволяет определить безопасную величину и условия кредита, вторая концепция позволяет определить степень финансового риска, и используется для расчета совокупного риска предприятия5.

     Эффективная финансовая деятельность предприятия  невозможна без постоянного привлечения  заемных средств. Использование  заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете - повысить рыночную стоимость предприятия.

     Хотя  основу любого бизнеса составляет собственный  капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

     Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует  в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом6:

     1. Долгосрочные финансовые обязательства.  К ним относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком его использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства (задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.), срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.

     2. Краткосрочные финансовые обязательства. 

     К ним относятся все формы привлеченного  заемного капитала со сроком его использования до одного года. Основными формами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок), различные формы кредиторской задолженности предприятия (по товарам, работам и услугам; по выданным векселям; по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по оплате труда; с дочерними предприятиями; с другими кредиторами) и другие краткосрочные финансовые обязательства.

     В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны. Классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам.

     С учетом изложенной классификации организуется управление привлечением заемных средств, которое представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Многообразие задач, решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.

     Политика  привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

     Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы7.

     1.Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

     На  первом этапе анализа изучается  динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

     На  втором этапе анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и внутренней кредиторской задолженности в обшей сумме заемных средств, используемых предприятием.

     На  третьем этапе анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеооборотных активов.

Информация о работе Эффект финансового рычага (финансовый леверидж) и политика привлечения заемных средств