Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:43, реферат
На сегодняшний день слово «инфляция» знает чуть ли не каждый, не всегда понимая смысл и проблему, скрытую за ним.
По сути, проблема инфляции занимает чрезвычайно важное место в нашей жизни, поскольку ее показатели реально влияют на наше благосостояние. Невозможно не замечать последствий инфляции, отражающихся на социально-экономическом и политическом “здоровье” государства.
Введение
Глава 1. Сущность, виды и причины инфляции
1.1. Понятие инфляции
1.2. Причины инфляции
1.3. Виды и типы инфляции
1.4. Методы измерения инфляции
1.5. Последствия инфляции
Глава 2. Инфляционные процессы в России
2.1. В СССР инфляции не было
2.2. Инфляционные процессы 1990-х годов в России
2.3. Управление инфляционными циклами современной России
2.4. Антиинфляционная политика России
Глава 3. Последствия инфляции
3.1. Социально-экономические последствия инфляции
3.2. Воздействие на фискальную систему
3.3. Воздействие на перераспределение национального дохода
3.4. Влияние инфляции на накопление
3.5. Влияние инфляции на экономический рост
3.6. Влияние инфляции на платежный баланс
Глава 4. Инфляционные процессы за рубежом
4.1. Типы инфляции за рубежом
4.2. Государственная система антиинфляционных мер в западных странах
4.3. Прогнозы на будущее
Заключение
Список используемой литературы
Итак, в результате приведенного анализа можно сделать вывод: обесценение денег в России происходит не по причине "избытка" денежной массы, а в результате монопольного взвинчивания цен в условиях, когда отсутствуют конкуренция и государственное регулирование инфляционного процесса. Основное бесконтрольное увеличение цен осуществляется главным образом не столько производителями, сколько перекупщиками в сфере оптовой и розничной торговли, где особенно сильны мафиозные структуры. В результате конечная цена на товары и услуги, предложенные потребителю, зачастую в несколько раз превышает цену производства. Создание дополнительного платежеспособного спроса за счет кредитной экспансии поддерживает уже существующую инфляцию и вызывает дополнительную эмиссию денег, которая является не причиной, а следствием безудержного роста цен. Рестрикционный курс правительства в этих условиях провоцирует неплатежи и сокращение производства товаров и услуг, что ведет к дальнейшему углублению экономического кризиса и стагфляции. Поэтому экономический кризис вызван и обостряется несоответствием между "чрезмерным" предложением товаров и услуг в искусственном денежном выражении и "узким" платежеспособным спросом как следствием нехватки денежной массы.
Особое место в инфляционном процессе занимает государство, и не только по причине своей рестрикционной денежно-кредитной политики и либерализации цен, но и как обладатель части национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет. В расходной части государство не ограничивается доходами, а создает дополнительный платежеспособный спрос путем займов для покрытия дефицита бюджета. Таким образом, государство дополняет рассмотренную инфляцию издержек инфляцией спроса. Налоговые поступления составляют 11-13% ВВП, а расходы федерального бюджета - 20-25% и, следовательно, его дефицит - 8-10%. В западных странах этот показатель не превышает 5-6%. Дефицит государственного бюджета увеличивается из года в год. Если в 1992 г. он составлял 3,5 трлн. руб., то в 1993 г. - уже 15,3 трлн. руб., а в 1994 г. приблизился к 60 трлн. руб. Этот дефицит более, чем на 80% покрывался за счет централизованных кредитов Центрального банка, а следовательно, носил инфляционный характер. В бюджете на 1995 г. были предусмотрены иные формы покрытия дефицита, хотя размеры его вновь увеличивались до 70 трлн. руб. Задолженность по кредитам федеральному бюджету за 1994 г. возросла с 13 трлн. руб. до 66 трлн. руб. В I квартале 1995 г. было предоставлено еще 5 трлн. руб. кредитов на покрытие бюджетного дефицита.
Важное место занимал и внешний фактор инфляции, связанный с процессом долларизации. Курс доллара влиял на инфляцию, как и другие товары, на которые растут цены. Этот фактор относится к виду импортируемой инфляции. Приобретаемые в России доллары увеличивают величину суммы цен товаров и услуг в стране, а следовательно, нуждаются в дополнительном платежеспособном рублевом спросе со стороны предприятий, банков и населения. Только в 1994 г. расходы в России на покупку валюты составляли примерно 50 трлн. руб. Если купленный за рубли валютный товар - доллары или (или другие валюты) находится в запасах как внутри страны, так и за ее пределами, то его эквивалент (рубли) остается во внутреннем денежном обращении, усиливая инфляционный процесс. Иностранная валюта в России официально не выполняет денежные функции средства обращения и платежа (за исключением валюты на "черном" рынке). Следовательно, в стране нет законного параллельного обращения других валют, кроме рублей. Вывоз долларов за границу равносилен экспорту других товаров, что обостряет инфляционные процессы внутри страны.
2.3. Управление инфляционными циклами современной России.
Инфляция является серьезной проблемой современной России. В 2007 году инфляция прогнозировалась в рамках 11,8%, но по официальным данным составила 13%. В 2009 году уровень инфляции в России составил 8,8%. Как показано на рисунке 3, если в первой половине 2009 года инфляция стабильно росла, то во второй половине рост почти совсем остановился, в то время как кривая инфляции за 2008 год ушла вверх. Таким образом, инфляция в России установила новый рекорд - в 2009 году она стала самой низкой аж с 1991 года. Высокие темпы инфляции грозят России не только обесценением рубля, снижением инвестиций, повышением ставкам по кредитам, но и замедлением экономического роста. Поэтому чрезвычайно важно выработать эффективную политику управления инфляционными процессами в стране.
Инфляционный процесс в России развивается циклически. Он четко распадается на две фазы: открытая инфляция, в виде инфляционного всплеска, и закрытая инфляция, как накопление инфляционного капитала. При этом исторически инфляционный всплеск совпадает с инфляцией спроса (возникающей по причине роста доходов населения, не подкрепленных соответствующим увеличением производства товаров), а период накопления инфляционного потенциала с инфляцией предложения (связанной с увеличением издержек, приводящих к опережающему росту цен на некоторые товары). Экономическими индикаторами инфляции спроса и предложения выступают индексы потребительских и производительных цен. Если индекс потребительских цен превышает индекс производительных цен, то наблюдается инфляция спроса, и наоборот, если индекс производительных цен превышает индекс потребительских цен, то имеет место инфляция издержек.
Инфляция спроса 1997-1998 гг. сначала была результатом заниженной цены импорта на внутреннем рынке вследствие длительной политики «валютного коридора», что привело к увеличению потребительских расходов на приобретение импортных товаров, истощению валютных резервов государства и ухудшению условий внутренней торговли для отечественных производителей; затем кризис 1998 г. усилил инфляционные ожидания и инфляцию спроса.
Инфляция издержек 1999-2007 гг. за исключением 2001 года (когда наблюдался рост конкуренции импорта вследствие продолжающегося укрепления курса рубля) замораживания регулируемых на федеральном уровне тарифов была вызвана ослаблением бюджетной политики, вызвавшей чистый отток частного капитала, а также снижением доли торговой прибыли в продаваемой продукции вследствие неконкурентоспособности российской продукции.
Инфляция спроса 2008-конец кризиса начала формировалась под влиянием растущего внутреннего спроса, роста цен на отдельные виды продовольствия на мировых товарных рынках, при этом увеличение внутреннего спроса не соответствовало возможностям его удовлетворения в условиях глобального кризиса.
Таким образом, причины современной инфляции были заложены в период с 2004-2007 гг., когда накопленный инфляционный потенциал получил толчок для инфляционного всплеска. В данный период среди основных факторов современной российской инфляции можно выделить как национальные, так и общемировые.
Национальные.
Избыточные сбережения на руках у населения. Уже в 2002 г. доля валовых сбережений к ВВП превысила долю валовых инвестиций к ВВП на 8,7%. Эта избыточная масса сбережений стала реальной угрозой для экономики. С одной стороны, она заключала в себе потенциал роста, с другой стороны, «хлынув» на потребительские и валютные рынки в 2008 г. вызвала рост потребительских цен и обесценение национальной валюты.
Слабоуправляемая ликвидность в банковской системе. В 2004 -2005 гг. у крупных коммерческих банков наблюдалась устойчивая избыточная ликвидность. Финансовые потоки слабо шли в реальный сектор экономики, а рынок государственных ценных бумаг и валютный рынок не приносили прежней доходности. Поэтому банки активизировали свою деятельность в сфере потребительского, жилищного и ипотечного кредитования. Потребительское кредитование, направленное на импортные товары, мало стимулировало спрос. Жилищное кредитование, в силу неэластичности предложения рынка жилья из-за высоких административных барьеров в строительстве и наличия длительных циклов, напрямую способствовало повышению цен.
«Мыльные пузыри» современной российской экономики. Рост цен на нефтяном рынке привел к накоплению избыточной денежной массы. В подобной ситуации оказались и некоторые сегменты рынка жилья и корпоративных ценных бумаг. «Структура спроса на деньги в современных условиях такова, что перераспределение финансовых потоков способствует завышению стоимости отдельных активов и порождает очередную неустойчивую деформацию системы», т.е. инфляцию активов, или «мыльный пузырь». Результатом спекулятивного роста стоимости финансовых активов стал современный кризис на рынке ценных бумаг.
Монополизация отдельных рынков. Давление на цены продуктов питания продолжает оказывать высокая степень монополизированности отдельных товарных рынков и недостаточно благоприятный предпринимательский климат, прежде всего для малого и среднего бизнеса, который не позволяет реагировать на повышающийся спрос увеличивающимся предложением товаров.
Общемировые.
Инфляционные процессы в России является частью глобальных проблем. Углубление экономического кризиса потребовало привлечение дополнительных резервов, что привело к инфляционному всплеску.
Таким образом, инфляция в современной России вызвана сочетанием трех процессов, которые в разной пропорции представлены на различных рынках товаров и услуг:
действие монетарного фактора и фактора увеличения доходов;
проявление эффектов локальных монополий;
влияние мирового кризиса.
2.4. Антиинфляционная политика России.
Природа инфляции в России и причины, ее усугубляющие, не характерны для стран с рыночной экономикой. Здесь переплелись экономические и политические факторы, денежные и воспроизводственные. На путь рыночных преобразований страна вступила со специфической инфляцией планово-распределительной системы, на которую стали давить мощные факторы инфляции издержек. На фоне глобального товарного дефицита происходят: огромный отток материальных и валютных ресурсов России в ближнее и дальнее зарубежье, вытеснение импортом отечественного производства, масштабный разрыв хозяйственных связей из-за распада СССР, ослабление внутри российского экономического сотрудничества и катастрофический спад производства, разрушение сверхмонополизированного производства без создания рыночной инфраструктуры и конкуренции, искусственное административное сдерживание инфляции, нарастающие неплатежи во всех экономических структурах, огромные внутренние и внешние займы и т.д.
Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным реальным условиям российской экономики. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса.
Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционнои денежной политики в российских условиях имеют значительно более негативные последствия, чем сама инфляция, так как отбрасывают экономику назад за счет снижения уровня производства, нарастания неплатежей во всех секторах экономики, откладывания выплат по государственному внешнему и внутреннему долгу. Крайне негативные последствия имеет такая политика и для социальной сферы: возрастает безработица, своевременно не выплачиваются заработная плата, пенсии, пособия, резко снижается жизненный уровень населения.
Поскольку рыночные отношения в России только формируются, еще не создана в полной мере законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, необходимо прежде всего определиться с целями и границами реформ, проводимых в стране с учетом социально-экономических последствий. В связи с этим дол-жна быть четко определена финансовая стратегия государства, направленная на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методов государственного регулирования.
Основным фактором в борьбе с инфляцией являются преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, в том числе экспорта вооружений, разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественных товаров, а не спаду производства, как это происходило при установлении «коридора» допустимого изменения валютного курса.
Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.
В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги. Необходимо государственное вмешательство в ликвидацию ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Как и во многих цивилизованных странах с рыночной экономикой, должна быть создана система ценового соглашения между производителями, профсоюзами и правительством по всей технологической цепочке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей.
При переходе к рынку необходима цивилизованная приватизация на основе учета реальных экономических, технологических и экологических потребностей общества, на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающего соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения эффективности экономики необходимо искать разумное соотношение между всеми формами собственности.
Информация о работе Инфляционные процессы в России и за рубежом