"Государственное регламентирование организации финансово-хозяйственной деятельности предприятий в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:11, контрольная работа

Краткое описание

В связи с поставленной целью, в ходе работы предстоит решение ряда задач:
Рассмотреть сущность, цели и методы государственного регулирования производственно-хозяйственной деятельности;
Определить степень необходимости государственного контроля над деятельностью предприятий;
Изучить формы и показатели уровня концентрации производственной мощности предприятия.
Объект работы – предприятия, их производственная программа и производственные мощности, предмет – государственное регулирование в области производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Необходимость государственного регулирования финансово- хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночных отношений………………………………………………………………….…….5
1.1 Сущность, цели, методы и методика государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий…………………….…5
1.2 Необходимость государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночных отношений………………………………………………………………………..9
2 Концентрация производства на предприятии…………………………….15
2.1 Сущность, формы и показатели уровня концентрации производственной мощности предприятия……………………………………15
2.2 Экономические аспекты размера производственной мощности предприятия………………………………………………………………...……16
Заключение…………………………………………………………………..…..18
Список литературы ………………………………………………………….….19

Файлы: 1 файл

вьюгина.docx

— 39.48 Кб (Скачать)

     Целью государственного регулирования финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

     В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

  1. разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
  2. повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
  3. ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля деятельности предприятий;
  4. создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;
  5. обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
  6. сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;
  7. содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
  8. обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты труда;
  9. поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

     Характеризуя  государственное регулирование  экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что  центр тяжести в этом регулировании  переместился к активному участию  государства в организационно-хозяйственном  регулировании производства.

     Его основными задачами являются:

  1. осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
  2. повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
  3. поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
  4. укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
  5. пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
  6. использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

     Регулирование становится все более направленным на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию. Большое значение с 90-х годов и до наших дней приобрели целевые программы отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей. Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал, для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства. Государственная политика регулирования экономики и отраслей хозяйствования направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей ведущих финансово-хозяйственную деятельность и, в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции).

     С целью сдерживания производства и расточительного потребления  применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты  качества продукции, налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей. Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату. Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования. Одна из важнейших функций государственного регулирования – разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны. 

 

      2. Концентрация производства на предприятии

2.1 Сущность, формы и  показатели уровня  концентрации производственной  мощности предприятия 

     Концентрация  – это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции, оказания услуг.

     Концентрация  может развиваться на основе следующих  форм:

  1. увеличение выпуска однородной продукции (специальное предложение);
  2. увеличение выпуска разнородной продукции (универсальное предложение);
  3. развитие концентрации на основе комбинирования производства (характерно для предприятий – комбинатов);
  4. развитие концентрации на основе диверсификации производства (то есть выпуск разнородной продукции).

     Концентрация  можно достигаться путем использования  следующих средств:

  1. увеличение количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем технологическом уровне;
  2. применение машин, оборудования с большей единичной мощностью;
  3. одновременное увеличение машин и оборудования, как с прежним технологическим уровнем, так и более совершенным;
  4. развитие концентрации, взаимосвязь процессов.

     С экономической точки зрения наиболее целесообразным путем развития концентрации является путь интенсификации, то есть за счет внедрения новой технологии и техники с одновременным  увеличением единичной мощности машин и оборудования. Для анализа  уровня концентрации применяются как  абсолютные, так и относительные  показатели.

     Абсолютная  концентрация характеризует размеры  производства отдельного предприятия и ее уровень определяется следующими показателями:

  1. объем выпуска продукции;
  2. среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
  3. среднесписочная численность рабочих.

     Наиболее  объективным показателем является объем выпуска продукции, остальные  показатели используются для более всестороннего анализа уровня концентрации.

     Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли  между предприятиями различного размера, уровень относительной  концентрации определяется следующими показателями:

  1. доля отдельного предприятия в выпуске какого-либо вида продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли;
  2. доля предприятия на рынке продаж;
  3. доля предприятия по объему оказанных услуг определенного вида.

     Показатели  уровня относительной концентрации в значительной мере характеризуют  степень монополизации производства как в отрасли, так и в экономике в целом. 

     2.2 Экономические аспекты  размера производственной  мощности предприятия

     Все крупные предприятия имеют как  существенные преимущества, так и  недостатки.

     Преимущества  проявляются в следующем:

  1. Они являются проводниками НТП, так как имеют возможность осуществить весь цикл наука-производство, то есть проводить научно – исследовательские работы и опытно – конструкторские разработки с одновременным их внедрением.
  2. На них легче внедряются и лучше используются более современное оборудование.
  3. На этих предприятиях применяются более совершенные методы организации производства. С увеличением объема производства снижаются средние постоянные расходы, что ведет к снижению общих издержек производства.
  4. У них имеются большие возможности углубленного разделения и кооперирования труда.

     Отрицательные особенности, недостатки крупных предприятий:

  1. Возрастают транспортные расходы, связанные с увеличением коммуникации, возрастают затраты на подвоз сырья, материалов, комплектующих и затрат, связанных с отправкой готовой продукции.
  2. Для крупных предприятий необходимы крупные капитальные вложения, а это невозможно осуществить без инвестиций на значительный период времени.
  3. Усложняется процесс управления, связанный с возрастанием масштаба производства.
  4. Значительно повышается нагрузка на природную среду.
  5. Нарушается принцип равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов.
  6. Возрастает возможность монополизации отрасли и промышленности.

     ё

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Государственное регулирование экономики и экономики  хозяйствующих субъектов в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

     По  мере развития рыночного хозяйства  возникали и обострялись экономические  и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Появилась  необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения  процесса воспроизводства предприятий.

     При помощи финансовых стимулов и государственных  капиталовложений, обеспечиваются привилегированные  условия отдельным отраслям и  регионам. В одном случае поддержка  оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в  состоянии затяжного кризиса; в  другом случае – поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов  производства.

     Таким образом, в обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. По вопросам, касающихся в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и  направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и  подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость  выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению.

Информация о работе "Государственное регламентирование организации финансово-хозяйственной деятельности предприятий в рыночных условиях