Формирование финансового плана банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый менеджмент включает в себя:
разработку и реализацию финансовой политики;
принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и разработку методов реализации;
информационное обеспечение посредством составления и анализа финансовой отчетности;
оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций; оценку затрат на капитал; финансовое планирование и контроль;
организацию аппарата управления финансово-хозяйственной деятельностью.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕСТО И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 5
2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 13
3 ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ 15
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЯМ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 20

Файлы: 1 файл

9726 доработка.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Отсюда  вытекает третья особенность и вторая предметная область финансового менеджмента в коммерческом банке — создание продуктового ряда банка. В целях дальнейшей идентификации предметной области финансового менеджмента рассмотрим понятие "банковская операция" и его взаимосвязь с понятиями "банковский продукт" и "банковская услуга".

     Банковский  продукт — способ оказания услуг  клиенту банка (форма отношений "банк – клиент"); регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при  оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.

     Банковская  операция — система согласованных  по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.

     Банковская  услуга — форма удовлетворения потребности (в кредите, расчетно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и  т.д.) клиента банка.

     Продуктовый ряд банка — банковская продукция.

     Простой продукт — продукт, который реализуется  одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.

     Сложный продукт — продукт, в реализации которого могут быть задействованы  несколько подразделений банка  в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.

     Под развитием продуктового ряда понимается следующий механизм расширения продуктового ряда банка:

  1. выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;
  2. разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;
  3. разработка регламента оказания требуемой услуги;
  4. разработка методики информационного обеспечения процесса оказания услуги;
  5. решение организационных вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания услуги;
  6. решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги;
  7. решение вопросов, связанных с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта;
  8. разработка комплекса документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.

     По  целевому назначению можно различать  следующие классы операций:

  1. Пассивные операции — аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;
  2. Активные операции — использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;
  3. Посреднические операции — обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.

     Рассмотрим  более детально структуру предметной области "посреднические операции банка". Для этой цели используем новое понятие "банковская триада", которое определяется следующим образом.

     Банковская  триада — сочетание трех понятий "продукт – операция – услуга".

     Продукт — регламент (документально оформленная  упорядоченная совокупность правил) выполнения операции по обслуживанию клиента.

     Операция  — упорядоченная совокупность действий по удовлетворению заказанной потребности (обслуживанию) клиента.

     Услуга  — результат обслуживания клиента (выполнения операции).

     По  степени сложности можно выделить три класса триад - элементарные, комбинированные, интегрированные. Целесообразность введения понятия "банковская триада" определяется возможностью с ее помощью уточнить содержание понятия "банковская технология обслуживания клиентов" и классифицировать множество этих понятий. Схема установления соответствия между понятиями "банковская технология обслуживания клиентов" и "банковская триада" следующая:

     Технология = (материал + инструмент + набор действий) -> удовлетворение потребности.

     Банковская  технология обслуживания клиентов = (потребности  клиентов + продукты + операции) -> услуги = банковская триада + взаимосвязи между ее элементами.

     Установленное соответствие позволяет классифицировать банковские технологии обслуживания клиентов аналогично банковским триадам на элементарные, комбинированные и интегрированные. Объектом реинжиниринга процессов обслуживания клиентов являются комбинированные и интегрированные банковские технологии обслуживания клиентов. Предметом деятельности реинжиниринга процессов обслуживания клиента является разработка и реализация индивидуальной интегрированной банковской технологии обслуживания клиентов.

     Работа  с клиентом формально может быть описана следующей последовательностью  фаз взаимодействия сотрудников  банка с клиентом.

  1. Информирование клиента о сфере услуг банка.
  2. Консультирование клиента о порядке оформления договоров на покупку услуг.
  3. Подготовка документов для принятия решений старшим руководством банка об условиях и системе банковского обслуживания клиента.
  4. Подготовка документов для утверждения старшим руководством банка регламента (технологии) обслуживания клиента (если в этом возникает необходимость).
  5. Обслуживание клиента и контроль за соблюдением им принятых обязательств.
  6. Подготовка предложений по договору на следующий календарный период.

     В настоящее время известны две  системы работы с клиентами:

  1. Система, ориентированная на функции и реализующая принцип разделения труда. Этой системе адекватны банки с иерархической пирамидальной структурой подразделений, разделенных по функциональному признаку. Управление строится исходя из административно-командных принципов. При этом клиентам отводится самый нижний уровень иерархии, где они представлены безликим "массовым потребителем".
  2. Система, ориентированная на процесс и реализующая принцип интеграции отдельных операций в интегрированную технологию обслуживания клиента.

     Поскольку первая система эффективна при обслуживании мелких и средних клиентов и клиентов, нуждающихся в отдельных функциональных услугах, а вторая система эффективна при обслуживании крупных клиентов, нуждающихся в комплексе взаимоувязанных банковских услуг (в банковском обслуживании своего финансового менеджмента), то современные банки применяют их в комплексе. Таким образом, следующая предметная область финансового менеджмента — создание продуктового ряда банка — не только отвечает потребностям коммерческого банка по управлению его коммерческой и функциональной устойчивостью, но обеспечивает надежность объекта управления, удовлетворяя потребности клиентов. Отсюда реализуется основная концепция любого коммерческого банка: надежный клиент — устойчивый банк.

 

2 Прогнозирование  как основной инструмент  поддержки управленческих  решений

 

     Финансовое  планирование (бюджетирование) является инструментом интеграции отдельных плановых инициатив в рамках единой финансовой модели банка. Цель процесса финансового планирования - обосновать планы развития банка и согласовать цели, определенные для различных перспектив сбалансированной системы показателей (BSC). Под обоснованием понимаются:

     - определение финансовых источников  деятельности банка и их распределение  по планируемым направлениям  деятельности в разрезе АИСУУ;

     - оценка плановых альтернатив  с точки зрения текущей безубыточной  планируемой деятельности банка и долгосрочной эффективности банковских операций;

     - согласование планов использования  всех видов ресурсов банка  (трудовых, материальных, нематериальных, информационных) и финансового потенциала  банка (определяемого финансовыми  потоками, генерируемыми в процессе его деятельности) в процессе сметного планирования;

     - оценка рисков рассматриваемых  плановых альтернатив и источников  покрытия рисков (собственных средств), распределение этих источников  покрытия по точкам возникновения  рисков в координатах АИСУУ;

     - обоснование инновационных проектов  банка, расчет сроков их окупаемости;

     - мониторинг финансовых показателей  для выявления бизнес-рисков банка  и точек их возникновения;

     - расчет КПР на основе бюджетной  информации и поиск плановых  альтернатив, обеспечивающих достижение целевого уровня КПР.

     Причем  плановая альтернатива может быть выбрана, если на всех этапах обоснования плана  получены положительные результаты. В процессе финансового планирования должны быть согласованы текущие  и перспективные планы. Но при  этом иерархия планов, как уже отмечалось выше, не должна становиться незыблемой конструкцией. Стратегия требует постоянной адаптации ее к внешней среде, а значит, и обновления своего финансового обоснования.

     В соответствии с этим можно сформулировать основные требования к технологиям финансового планирования:

     - в основе процесса планирования  должна лежать имитационная модель, превращающая данные о действующих  и планируемых сделках и операциях  банка в бюджетные показатели  и КПР;

     - система должна обеспечивать  возможность распределенного ввода исходных данных для модели в различных подразделениях банка, так как его основой являются мотивированные суждения сотрудников;

     - мотивированные оценки, на основе  которых формируется план, должны  сохраняться в СППУР для проведения дальнейшего план-факт анализа;

     - все объекты планирования (действующие  и планируемые операции) должны  иметь единообразное динамическое  описание для обеспечения возможности  использования техники дисконтирования  денежных потоков при определении  будущей справедливой стоимости финансовых инструментов и банка в целом;

     - для расчета плановых и отчетных  показателей должны применяться  единообразные процедуры (единая  методика к разным типам плановых  и фактических объектов);

     - план должен строиться в координатах "риск - доходность", как это было показано выше.

     Соответственно, технологии ФУ должны предоставить менеджменту  банка гибкий инструмент сценарного моделирования (имитационная модель на базе финансовой модели банка), с которым  будет работать не только плановое подразделение банка. Результатом данного моделирования должен быть расширенный бюджет, отражающий плановое и фактическое состояние объектов ФУ. Подобная технология легко создается на базе все той же модели договоров банка.

 

3 Инструменты и  методы финансового управления

 

     В процессах финансового управления его субъекты оказывают системное  воздействие на состояние объектов, используя следующие инструменты:

     - управленческий учет;

     - перспективное планирование;

     - оперативное планирование;

     - управление рисками.

     Все инструменты финансового управления тесно связаны между собой. Прежде всего это касается управленческого  учета, так как накапливаемая  в нем первичная информация для  построения финансовых отчетов и  прогнозов используется во всех остальных  процессах ФУ.

     Кроме этого, управленческий учет определяет иерархическую структуру аналитических  измерений системы управленческого  учета (АИСУУ), в рамках которой структурируются  все плановые и оперативные отчеты, а также отчеты по рискам.

Информация о работе Формирование финансового плана банка