Финансы предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы на тему: «Финансовые отношения предприятий в сфере материального производства» является рассмотрение теоретических аспектов формирования финансовых ресурсов предприятий материального производства.

Задачами данной работы являются:

1. Рассмотрение основных аспектов теории финансов;

2. Анализ формирования финансовых ресурсов предприятия;

3. Определение этапов управления финансовыми отношениями предприятий сферы материального производства.

Файлы: 1 файл

функ фи н.docx

— 84.08 Кб (Скачать)

     а) объема реализации продукции в стоимостном  или натуральном выражении;

     б) суммы и уровня чистого операционного  дохода;

     в) суммы и уровня переменных операционных издержек;

     г) суммы постоянных операционных издержек;

     д) соотношения постоянных и переменных операционных издержек;

     е) суммы налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли.

     Эти факторы могут рассматриваться  как основные при формировании суммы  различных видов операционной прибыли, воздействуя на которые можно  получить необходимые результаты. 

    2.3. Формирование финансовых  ресурсов за счет  привлеченных средств предприятия

 

 

       Эффективная финансовая деятельность  предприятия невозможна без постоянного  привлечения заемных средств.  Использование заемного капитала  позволяет существенно расширить  объем хозяйственной деятельности  предприятия, обеспечить более  эффективное использование собственного  капитала, ускорить формирование  различных целевых финансовых  фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.

     Хотя  основу любого бизнеса составляет собственный  капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных  средств значительно превосходит  объем собственного капитала. В связи  с этим управление привлечением и  эффективным использованием заемных  средств является одной из важнейших  функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной  деятельности предприятия.

     Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует  в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в  современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом:

     Долгосрочные  финансовые обязательства (заемный  капитал со сроком его использования  более 1 года).

     Краткосрочные финансовые обязательства (все формы  привлеченного заемного капитала со сроком его использования до 1 года).

     В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении  новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны. Заемные средства классифицируются по целям, источникам, формам и периоду привлечения, а также по форме обеспечения.

     С учетом классификации заемных средств  дифференцируются методы управления их привлечением.

     Управление  привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс  их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития.

     Процесс управления привлечением заемных средств предприятием строится по следующим основным этапам.

     1. Анализ привлечения и использования  заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

     На  первой стадии анализа изучается  динамика общего объема привлечения  заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

     На  второй стадии анализа определяются основные формы привлечения заемных  средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового  кредита, товарного кредита и  текущих обязательств по расчетам в  общей сумме заемных средств, используемых предприятием.

     На  третьей стадии анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.

     На  четвертой стадии анализа изучается  состав конкретных кредиторов предприятия  и условия предоставления ими  различных форм финансового и  товарного (коммерческого) кредитов. Эти  условия анализируются с позиций  их соответствия конъюнктуре финансового  и товарного рынков.

     На  пятой стадии анализа изучается  эффективность использования заемных  средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала, рассмотренные ранее. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

     Результаты  проведенного анализа служат основой  оценки целесообразности использования  заемных средств на предприятии  в сложившихся объемах и формах.

     2. Определение целей привлечения  заемных средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:

     а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее  время большинство предприятий  значительную часть этого

     финансирования  осуществляют за счет заемных средств;

     б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую  бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях  переменная часть оборотных активов  частично или полностью финансируется  за счет заемных средств;,

     в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов.

     г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях  заемные средства привлекаются для  выдачи ссуд своим работникам;

     д) другие временные нужды.

     3. Определение предельного объема  привлечения заемных средств.  Максимальный объем этого привлечения  диктуется двумя основными условиями:

     а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного

     капитала;

     б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. С учетом этих требований предприятие устанавливает  лимит использования заемных  средств в своей хозяйственной деятельности.

     4. Оценка стоимости привлечения  заемного капитала из различных  источников. Такая оценка проводится  в разрезе различных форм заемного  капитала, привлекаемого предприятием  из внешних и внутренних источников.

     5. Определение соотношения объема  заемных средств, привлекаемых  на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах  кратко- и долгосрочных заемных  средств основывается на целях  их использования в предстоящем  периоде.

     Расчет  необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации

     соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процесс этих расчетов определяются полный и средний срок использования  заемных средств.

     Полный  срок использования заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода:

     а) срок полезного использования;

     б) льготный (грационный) период;

     в) срок погашения.

     Срок  полезного использования — это  период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственой деятельности;

     Льготный (грационный) период — это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;

     Срок  погашения — это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и  процентов по используемым заемным  средствам.

     Расчет  полного срока использования  заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов  исходя из целей их использования  и сложившейся на финансовом рынке  практике установления льготного периода  и срока погашения.

     Средний срок использования заемных средств представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся в использовании на предприятии. Он определяется по формуле:  

     ССЗ = СПЗ + ЛГ + ПП   (6)  

     где СС3 — средний срок использования  заемных средств;

     СП3 — срок полезного использования  заемных средств;

     ЛП  — льготный (грационный) период;

     ПП  — срок погашения.

     6. Определение форм привлечения  заемных средств. Эти формы  дифференцируются в разрезе финансового  кредита; товарного (коммерческого)  кредита; прочих форм. Выбор форм  привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.

     7. Определение состава основных  кредиторов. Этот состав определяется  формами привлечения заемных  средств. Основными кредиторами  предприятия являются обычно  его постоянные поставщики, с  которыми установлены длительные  коммерческие связи, а также  коммерческий банк, осуществляющий  его расчетно-кассовое обслуживание.

     8. Формирование эффективных условий  привлечения кредитов. К числу  важнейших из этих условий  относятся:

     а) срок предоставления кредита;

     б) ставка процента за кредит;

     в) условия выплаты суммы процента;

     г) условия выплаты основной суммы  долга;

     д) прочие условия, связанные с получением кредита.

     Срок  предоставления кредита является одним  из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью  реализуется цель его привлечения (например, ипотечный кредит — на срок реализации инвестиционного проекта; товарный кредит — на период полной реализации закупленных товаров  и т.п.).

     Ставка  процента за кредит характеризуется  тремя основными параметрами: ее формой, видом и размером.

     По  применяемым формам различают процентную ставку (для наращения суммы долга) и учетную ставку (для дисконтирования  суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими.

     По  применяемым видам различают  фиксированную ставку процента (устанавливаемую  на весь срок кредита) и плавающую  ставку процента (с периодическим  пересмотром ее размера в зависимости  от изменения учетной ставки центрального банка, темпов инфляции и конъюнктуры  финансового рынка).

Информация о работе Финансы предприятий