Финансы денежное обращение и кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:56, контрольная работа

Краткое описание

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и
отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене. На второй стадии движения стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Оглавление

Понятие о финансах и управление финансами:

Необходимость и сущность финансов. Функции финансов.
Структура финансовой системы РФ.
Сущность управления финансами. Органы управления финансами и их функции.
Финансовый контроль.

Кредит и кредитная система:

2.1. Сущность и функции кредита.
2.2. Структура кредитной системы.
2.3. Виды кредита.
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Контрольная функция                        

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В  условиях перехода на рыночные отношения  финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество  знает о том,  как  складываются пропорции  в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов  хозяйствования, экономно  и  эффективно  ли  они  ими  используются  и  т.д. Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Работники  финансовой  системы  и налоговой службы осуществляют финансовый

контроль в процессе финансового  планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются. Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Контрольная  функция,  объективно  присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения  финансовых  обязательств.

 

Другие функции.                          

К числу дискуссионных относится  вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную.  Хотя  в  литературе  можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух  функций,  присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному),  стимулирующая,  регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса  о  функциях  финансов  вопросом об их  роли  в общественном   воспроизводстве,  так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные  пропорции,   обеспечиваться условия  для  проведения  режима      экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно. Помимо распределительной и контрольной функции, по  мнению  некоторых экономистов,  финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства. Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо. В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение  стабилизации  рассматривается  Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому   росту. Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов. Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

 

Структура финансовой системы  РФ.

 

Структура финансовой системы РФ - это совокупность звеньев, блоков, финансовых отношений и подзвеньев.

 Структура финансовой  системы РФ состоит из трех  крупных блоков:

•          финансы государственные;

•          свои (местные) финансы;

•          физических и финансы юридических  лиц.

Государственные финансы означают экономические отношения по использованию централизованных фондов денежных средств и формированию, нужных для реализации выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственные внебюджетные фонды и государственный бюджет. По месту, осуществляемому в структуре финансовой системе РФ, государственный бюджет обуславливает собой основной финансовый план государства на определенный финансовый год, имеющий силу закона. По своему содержанию материальному государственный бюджет — это фонд денежных средств (централизованный) государства. По социально-экономической сущности он реализует собой основной инструмент перераспределения ВНП, национального дохода государства и распределения .

Государственный бюджет реализует следующие функции:

•   перераспределительную (через гос.бюджет перераспределяется до 50% НД страны);

• регулирующую (через госбюджет реализуется регулирование темпов и пропорций развития экономики);

•  стимулирующую (бюджетные отношения имеют своей целью стимулирование в первую очередь, бюджетных средств и эффективное использование всех экономических ресурсов);

• контрольную (через госбюджет реализуется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

По уровню управления государственный  бюджет подразделяется на бюджеты субъектов  РФ и федеральный бюджет.

Федеральный бюджет — это республиканский  бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают бюджеты автономных областей и округов, республиканские бюджеты  республик в составе РФ, бюджеты  Москвы и Санкт-Петербурга, областные  бюджеты. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления.

Местные бюджеты — это окружные, районные бюджеты, городские, бюджеты  поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.

Структура финансовой системы РФ - государственные внебюджетные фонды — это форма перераспределения денежных средств и аккумуляции, используемых для дополнительного финансирования территориальных нужд и удовлетворения социальных потребностей. Внебюджетные фонды создаются на территориальном уровнях и имеют целевое назначение и федеральных уровнях. Внебюджетные фонды включают в себя Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд занятости населения ,Фонд обязательного медицинского страхования.

Финансы юридических и физических лиц — это совокупность экономических отношений по формированию использованию денежных фондов организаций и предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы некоммерческих организаций и финансы коммерческих. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы других физических лиц и предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридического лица.

Структура финансовой системы РФ —  это не просто сумма звеньев и  подзвеньев, блоков. Это действительно система, которая представляет собой единственное целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами отношений и экономических связей.

 

Сущность управления финансами. Органы управления финансами и их функции.

 

Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее  управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ. Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон  о федеральном бюджете. Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее  управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Главная задача Министерства финансов Российской Федерации – разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной пошлины товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции:

- разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

- прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

- финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

- совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

- управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

- осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

- координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Самостоятельным юридическим  лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является Федеральное казначейство.

В структуру Федерального казначейства входят Главное управление Федерального казначейства, территориальные органы в субъектах Российской Федерации, органы Федерального казначейства в районах, городах и городских районах. При контроле всех поступлений и выплат денежных средств бюджетов и внебюджетных фондов в структуре исполнительной власти Казначейство реализует функции кассира и главного бухгалтера. Получаемая от Казначейства информация позволяет руководству Министерства финансов Российской Федерации и Правительству РФ объективно оценивать работу органов государственного управления и оптимизировать распределение бюджетных потоков по министерствам и ведомствам.

 

Финансовый  контроль.

 

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает. Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Информация о работе Финансы денежное обращение и кредит