Финансовый менеджмент как процесс управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:33, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент - от английского слова «managa» - управлять. Следовательно, финансовый менеджмент - управление финансами, т.е. процесс управления денежным оборотом, формированием и использование финансовых ресурсов предприятий. Это так же система форм, методов и примеров, с помощью которых осуществляется управление денежным обороте и финансовыми ресурсами.

Оглавление

Введение

Финансовый менеджмент как процесс управления

1. Основы финансового менеджмента.

2. Объекты финансового менеджмента.

3. Субъекты финансового менеджмента.

4. Финансовый анализ на предприятии.

Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

фин мен сан.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Денежные  отношения, составляющие систему финансовых отношений между

- предприятиями  и занятыми на них трудящимися;

- подразделениями  внутри отрасли и предприятия;

- поставщиками  и плательщиками;

- предприятиями  и государством - федеральным, региональными,  местными бюджетами и внебюджетными  фондами; 

- предприятиями  и кредитной системой;

- предприятиями  и биржами (фондовыми, валютными,  товарными), страховыми организациями, имущественными фондами и прочими инструментами или звеньями финансово - кредитной системы;

- населением  и государством, а также общественными  организациями и инструментами  финансовой инфраструктуры.

Все это  отражает процесс концентрации денежных ресурсов в фонды (в том числе формирование капитала), их распределение, использование и оценка эффективности экономического и социального развития (в том числе капитала).

К объектам финансового менеджмента следует  отнести и сами финансовые показатели доходов, расходов или оценки результатов описанных выше процессов образования доходов и осуществление расходов.

Результирующие  финансовые показатели особенно важны  для финансового менеджмент, ибо  представляют собой не только объект управления (постоянного финансового контроля), но и цель его, если имеют положительное значение и тенденции. Они называются показателями эффективности. В это понятие эффективности, охватывающей и экономический, и социальный потребительский результат воспроизводства, следует включать помимо растущей рентабельности еще два компонента - оптимизацию ассортимента (приемлемость его по структуре, ценам и качественным параметрам продукции или услуг для современного и перспективного потребительского рынка), а также сохранение и улучшение материально - экономической и интеллектуально - психологическую среду обитания человека в условиях прогресса производительных сил общества.

К наиболее общим и существенным компонентам  эффективности относится рентабельность. Приведем несколько форм выражения рентабельности

1. Экономическая  рентабельность - применяется при  общей оценки эффективности деятельности  за отчетный период, планово аналитических  расчетах.

(П бал  х100%)/А, (1)

где П  бал - Прибыль балансовая;

А - Активы по бухгалтерскому балансу.

2. Рентабельность производства - применяется при оценке эффективности вложений основного и оборотного капитала, как правило, в среднегодовом исчислений, ценообразовании, планово аналитических расчетах.

(П бал  х100%)/ (ОФ+ОС), (2)

где ОФ - Основные фонды;

ОС - Основные средства.

3. Рентабельность  продукции - применяется при оценке  эффективности текущих затрат, критерии  оптимизации ассортимента продукции  (услуг) и диверсификации видов  деятельности, ценообразований, планово  финансовом расчете, в том числе  при планировании прибыли.

(П х  100%) / С/ст, (3)

где П-прибыль;

С/ст-себестоимость.

4. Рентабельность  трудовых затрат - применяется при  оценке эффективности затрат  труда, ценообразований, в аналитических  расчетах.(П х 100%) / ФОТ, (4)

5. Рентабельность  капиталовложений - применяется при оценке эффективности капитальных вложений, необходимая для определения сроков окупаемости капитальных затрат.

(П х  100%) / К/в, (5)

где К/в - капиталовложения.

6. Народнохозяйственная  рентабельность - при оценке эффективности  вновь созданной стоимости в глобальном и локальном масштабах.

(НД  или ВД)/(ОФ+ОС). (6)

Где, НД - национальный доход;

ВД - валовой  доход.

7. Модификация  и частные показатели рентабельности, например затраты на 1 руб. товарной  продукции (ТП) - копеек - применяется при оценочных расчетах эффективности соответствующих вложений, ресурсов. Планово аналитических финансовых расчетов.

С/ст Тп / Объм ТП, (7)

где, ТП - товарная продукция.  
 
 
 

3. Субъекты финансового  менеджмента

Субъектом финансового менеджмента является финансист-менеджер, курирующий финансовые отношения данного звена финансовой инфраструктуры.

Фундаментальным, базовым звеном финансовой инфраструктуры являются финансы коммерческих структур в сфере предпринимательства, где  субъектами финансового менеджмента выступают финансовые службы соответствующих предприятий, или службы финансового менеджера. В международном бизнесе их обычно называют финансовой бухгалтерией в отличие от просто бухгалтерии, занимающейся собственно бухгалтерским учетом и бухгалтерско-статистической отчетностью.

Служба  финансового менеджера охватывает, как правило, не только финансовый отдел, но и планово-экономический, труда  и зарплаты, иногда - снабженческо-сбытовой (маркетинговый), юридический, аналитический (если такой отдел, бюро или участок выделяется организационно). В зависимости от масштаба предприятия и от решения финансового топ-менеджера, каковым обычно является финансовый директор или заместитель генерального директор по экономике и финансам, финансовая бухгалтерия имеет ту или иную организационно-функциональную структуру и охват.

Несмотря  на либерализацию экономики, государство  строго регламентировало организационно-правовые форма предпринимательских структур и соответственно их финансово-налоговый  статус, частности, условия формирования уставного (складочного) капитала, финансовую ответственность и прочее.

Профессиональные  обязанности и права финансового  менеджера можно сгруппировать следующим образом:

- перманентный  финансовый контроль эффективности  деятельности фирмы, что конкретно выражается в постоянной заботе об увеличении денежных доходов и поступлений, оптимизаций расходов и отчислений, росте суммы превышения первых над последними;

- планирование, анализ, решение;

- определение  прав и обязанностей (участков  финансовой работы) каждого сотрудника подведомственных служб;

- выбор  системы оплаты труда, стимулирующий  рост эффективности всех подразделений  фирмы;

- подписание (визирование) всех документов  финансовой службы;

- делегирование  ответственности по отдельным  участкам финансовой работы другим подразделениям фирмы или внешним «подрядчиком» - исполнителем: аудит, эккаутинг (расчеты и бизнес-справки о финансовом состояний контрагентов, смежников, конкурентов и пр.), трастовой (доверительное) управление, например ценными бумагами, партнеров по совместной деятельности, посредническая, в том числе биржевая деятельность, экономическая, юридическая и иная экспертиза при заключении контрактов или принятии инвестиционных решений и т. д.;

- выработка  и определение финансовой стратегии в учетно-аналитической, инвестиционной, распределительной политике и т.д.

Перечень  можно детализировать и расширить. Финансовому менеджеру и нижестоящим  на иерархической лестнице финансистам, прежде всего, требуется высокий  уровень профессиональных знаний и умение применить их на практике.

Кроме того, финансовый менеджер должен обладать организаторским талантом и владеть  искусством общения, проявляющимся  в способности психологической  совместимости с различными людьми, терпимости в деловых отношениях, обеспечивающих продуктивность работы службы финансового менеджера.

Приведем  небольшой пример эффективного сотрудничества банка и предприятия, финансовый директор которого совместно с руководством банка разработали взаимовыгодную схему деловых контактов. Банк создал на территории завода свой расчетно-кассовый центр, ускоривши расчеты со всеми контрагентами на сутки и увеличивший операционный день до размеров полного рабочего дня, обеспечил расчетно-кассовое обслуживание, взял на себя прием наличных денег от юридических и физических лиц, открыв на заводе свою кассу. При этом кассир банка работает по графику завода, ни минуты не заставляя ждать клиентов. Кроме экономии времени и денежных средств, банк намерен предоставлять платежный кредит покупателям продукции завода и т.п. В итоге финансовый союз партнеров обеспечивает удовлетворение интересов, спокойствие и стабильность - то, на что направлен финансовый менеджмент. Рассмотрим состав показателей информационной базы.

Эффективность финансового менеджмента на предприятии в значительной мере определяется и зависит от используемой информационной базы. В свою очередь, формирование информационной базы финансового менеджмента на предприятий представляет собой процесс целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, ориентированных как на принятий стратегических решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью.

Формирование  системы информативных показателей  финансового менеджмента для  конкретного предприятия связанно с его отраслевыми особенностями, организационно - правовой формой, объемом, степенью диверсификации хозяйственной деятельности и другими условиями. По этому вся совокупность показателей, включаемых в информационную базу финансового менеджмента, может быть сгруппирована по видам источников информации и требует процедурного уточнения по каждой группе применительно к практической деятельности конкретного предприятия.

- К первой  группе относится показателей,  характеризующие общеэкономическое  развитие страны. Система информативных показателей этой группы служит для прогнозирования условий внешней среды функционирование предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности. К данной группе относится следующие показатели:

- объем  доходов государственного бюджета;

- объем  расходов государственного бюджета;

- объем  размера бюджетного дефицита;

- объем  эмиссии денег;

- денежные  доходы населения;

- вклады  населения в банк;

- индекс  инфляции;

- учетная  ставка ЦБ России;

Формирование  показателей этой группы основывается на публикации данных государственной статистики.

- Ко  второй группе относятся основные  информативные показатели, характеризующие  отраслевую принадлежность предприятия. 

Система показателей данной группы служит для  принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности. К данной группе относятся следующие показатели:

- индекс  цен на продукцию;

- ставка  налогообложения прибыли по основной  деятельности;

- общая  сумма используемого капитала, в  том числе собственного;

- объем  произведенной (реализованной) продукции  и др.

К данной группе целесообразно отнести показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в процессе, соответствующие рейтинги, платные бизнес-справки, предоставляемые на рынке информационных услуг.

- К третьей  группе относятся показатели, характеризующие  конъюнктуру финансового рынка.

Система информативных показателей этой группы служит для принятий управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и других операций. К данной группе относятся следующие показатели:

Информация о работе Финансовый менеджмент как процесс управления