Финансовый менеджмент – сущность, основные аспекты понятия "финансовый менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:32, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент от английского слова "управлять" - "managa", поэтому финансовый менеджмент - процесс управления денежным оборотом, формирования и использования финансовых ресурсов предприятий. Это комплекс экономических форм и методов управления процессом производства на всех его уровнях.

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 36.87 Кб (Скачать)

     Все перечисленные задачи тесно связаны между собой, хотя и носят в ряде случаев разнонаправленный характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Информационное обеспечение финансового менеджмента.

     Информационное  обеспечение финансового менеджмента представляет собой единство внутренних и внешних источников информации. Оно заключается в подготовке, нахождении и использовании общеэкономической, бухгалтерской, финансовой, коммерческой, статистической и другой информации для нужд управления финансами.

     В условиях рыночной экономики значение объективной финансовой информации и, соответственно, финансовой отчетности занимает приоритетные позиции.

     Финансовая  отчетность - это совокупность форм отчетности, составленной на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении фирмы в виде, удобном и понятном для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

     Информация  должна содержать сведения для: 

  • Оценки финансового состояния
  • Оценки потока денежных средств
  • Принятия инвестиционных решений 

     Основными пользователями финансовой отчетности выступают: 

  • инвесторы (собственники, рядовые акционеры, институциональные инвесторы);
  • кредиторы (коммерческие банки и другие институциональные заимодавцы, поставщики, которые на основании финансовой информации фирмы вырабатывают условия коммерческого кредитования данной фирмы);
  • профсоюзы и служащие по поводу оценки способности данного объекта выплачивать более высокую зарплату;
  • заказчики продукции по поводу оценки ее способности выполнять взятые обязательства;
  • государственные органы по поводу выполнения налоговых обязательств, выполнения требований государственного регулирования финансовой деятельности;
  • население по поводу перспектив деловых контактов с экономическим объектом;
  • деловые и научные круги, изучающие потенциальное место в своей отрасли, на национальных и зарубежных рынках, а также определяющие ее рейтинги. 

     Стороны, заинтересованные в получении информации в зависимости от их запросов и  потребностей, можно условно разделить  на две категории: внешние и внутренние.

     Внутренние  пользователи - менеджеры, руководство, финансовые менеджеры. В некоторых случаях в данную группу относятся и собственники предприятия.

     Внешние пользователи - кредиторы, потенциальные инвесторы, контрагенты предприятия, налоговые органы, финансовый рынок в лице фондовой биржи и прочие.

     Эффективное решение задач финансового менеджмента  требует использования адекватных информационных ресурсов, которые по источникам формирования и отношению  к управляющему объекту можно  разделить на внутренние и внешние.

     Внешние информационные ресурсы - к данной группе относится информация о других производителях, возможных потребителях, поставщиках. Такая информация может быть получена на информационных рынках. Выделяют следующие основные секторы мирового рынка информации:

     1. Деловая информация, обслуживающая  сферу бизнеса: 

  • макроэкономическая (характеризует общее состояние экономики);
  • финансовая (характеризует конъюнктуру различных рынков);
  • биржевая (о котировках на фондовом рынке);
  • коммерческая (содержит сведения о предприятиях, их производственных связях и пр.);
  • статистическая (экономическая, финансовая, биржевая и др. информация, представленная в виде динамических рядов);
  • деловые новости (представляется информационными агентствами и охватывает различные сферы бизнеса). 

     2. Научная и профессиональная информация.

     3. Социально-политическая и правовая  информация.

     4. Массовая и потребительская информация.

     Внутренние  информационные ресурсы - данная группа содержит информацию, которая создается в процессе функционирования предприятием и формируется специалистами его различных подразделений.

     Внутренние  информационные ресурсы могут быть организованы:

     1. по экономическому содержанию: 

  • данные управленческого учета;
  • различные сметы и бюджеты;
  • плановые и оперативные данные о производстве и реализации;
  • данные о закупках и расходование сырья;
  • данные об издержках и пр.

     2. по источникам формирования: 

  • бухгалтерия;
  • финансовый отдел и другие. 
 

     Информационное  обеспечение финансового менеджмента  представляет собой единство внутренних и внешних источников информации. Она заключается в подготовке, нахождении и использовании общеэкономической, бухгалтерской, финансовой, коммерческой, статистической и другой информации. Основным источником информации для  управления финансами на предприятии  являются бухгалтерская отчетность, а также обеспечение менеджмента электронными системами коммуникаций. Для крупных предприятий и организаций управление - одна из наиболее острых, а иногда и критических проблем, поэтому необходимы постоянное повышение квалификации и компьютерной грамотности финансовых менеджеров. В настоящее время система бухгалтерского учета автоматизируется. Но, несмотря на очевидные преимущества, перевод бумажных документов в электронную форму - сложная проблема. Для крупных предприятий это связано с огромным потоком документов, для мелких - с их финансовыми возможностями, наличием квалифицированных кадров и т.п. Создаются автоматизированные рабочие места (АРМ) финансовых менеджеров, которые представляют собой малые вычислительные системы, ориентированные на автоматизацию управления финансами предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   4. Базовые  концепции финансового менеджмента.

     Методологический  фундамент корпоративных финансов составляют несколько базовых концепций, характеризующих наиболее важные и  существенные закономерности, возникающие  в процессе создания бизнесом новой  стоимости и ее распределения  между основными заинтересованными  группами экономических субъектов, принимающими участие в распределении  вновь созданной стоимости (Stakeholders). Ниже приведен список этих концепций.

     1. Риск и доходность.

     2. Стоимость, капитал и прибыль.

     3. Денежные потоки.

     4. Временная стоимость денег.

     5. Доходно-расходный метод.

     6. Альтернативные издержки.

     7. Цена (себестоимость) капитала.

     8. Гипотеза эффективности финансовых рынков.

     9. Акционерная стоимость.

     10. Агентские отношения и агентские издержки.

     Рассмотрим  более подробно каждую из этих концепций.

     Первой  в списке следует поставить концепцию  риска и доходности, утверждающую, что конечной целью деятельности любого экономического субъекта является увеличение богатства. Величина прироста богатства за период времени формирует доход экономического субъекта, который может состоять из двух частей – текущего дохода и дохода от прироста стоимости. Оба этих вида дохода равноценны для инвестора – теоретически у него нет причин предпочитать текущий доход капитальному и наоборот. Отношение совокупного дохода к величине богатства экономического субъекта на начало периода называется доходностью, которая обычно измеряется в годовых процентах и характеризует темп прироста богатства за период.

     Для экономических субъектов не существует верхнего предела для уровня ожидаемой  ими доходности к получению –  при прочих равных условиях варианту, обещающему более высокую доходность, будет отдано предпочтение. Однако, рост будущей доходности всегда связан с пропорциональным увеличением неопределенности реального получения доходов. Любая вновь открывающаяся возможность получения более высокого дохода очень быстро становится известной большому числу экономических субъектов (в этом проявляется действие еще одной базисной концепции финансов – гипотезе об эффективности финансового рынка), которые вступают в жесткую конкурентную борьбу. Рост числа претендентов на будущие доходы снижает шансы каждого из них в отдельности и увеличивает неопределенность успешного исхода. Уровень неопределенности, сопряженный с получением будущих доходов, называется в финансах риском. Более высокая в сравнении со средним уровнем доходность рассматривается как вознаграждение (премия) за дополнительный риск, который принимает на себя экономический субъект. Концепция риска и доходности базируется на признании прямо пропорциональной связи между ожидаемой доходностью и риском любой деловой операции.

     Количественному измерению богатства, доходности и  риска способствует концепция  стоимости, капитала и прибыли. Под капиталом понимаются сбереженные (не потребленные) владельцем экономические блага, которые могут быть направлены (инвестированы) в сферы деятельности, обеспечивающие получение дохода. Стоимость инвестированного капитала определяется общей суммой будущих денежных доходов, которые ожидается получить от его производственного использования и уровнем риска, сопряженным с этими доходами. Ожидание увеличения будущих доходов увеличивает стоимость инвестированного капитала, в то время как увеличение риска (неопределенности), связанного с получением этих доходов, уменьшает (дисконтирует) сегодняшнюю стоимость капитала.

     Корпоративная форма ведения бизнеса предполагает физическое отчуждение капитала от его  владельцев (инвесторов) и овеществление  его в форме активов корпорации. Чистая (за минусом обязательств) стоимость  активов равна стоимости вложенного в них капитала. Рост стоимости  активов, опережающий увеличение обязательств, обусловливает увеличение стоимости  капитала, то есть получение прибыли. Одной из широко распространенных моделей определения прибыли является бухгалтерская модель, определяющая величину чистой прибыли за период как разницу между валовыми доходами и валовыми расходами предприятия за этот же период. Заработанная предприятием за период чистая прибыль может быть либо выплачена инвесторам в форме дивидендов (обеспечивая им тем самым получение текущего дохода) либо реинвестирована (капитализирована) самим предприятием в надежде на получение еще более высокой прибыли в будущем. В последнем случае инвесторы получают доход в форме прироста стоимости вложенного ими капитала. Кроме бухгалтерской существуют и другие модели определения прибыли – экономической прибыли, прибыли инвесторов и другие – которые широко используются в финансовом менеджменте.

     Вне зависимости от используемых моделей  определения прибыли, конечный доход  на инвестированный капитал должен быть получен в денежной форме. Текущие  доходы инвесторам выплачиваются в  форме дивидендов или процентов  за кредит. Доход от прироста стоимости  капитала может быть реализован инвесторами  путем свободной продажи соответствующих  ценных бумаг (акций или облигаций) на финансовом рынке либо в результате выкупа собственных ценных бумаг, осуществляемого  компанией-эмитентом. Совокупность всех денежных выплат, поступающих инвестору  от его капиталовложений, формирует  денежный поток. Величина, распределение во времени и степень определенности будущих денежных потоков определяют текущую (современную) стоимость каждой конкретной инвестиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 

  1. Бобылева  А. З. Финансовые управленческие технологии.– М. ИНФРА-М. 2004.– 492 с.
  2. Захарченков С. П. Финансы. 2007.– 180 с.
  3. Иванов И. В., Баранов В. В. Финансовый менеджмент: Стоимостной подход. М. Альпина
  4. Бизнес Букс. 2008.– 504 с.
  5. Сатклиф Майкл. Эффективная финансовая деятельность. Секреты финансовых директоров. Майкл Саклифф, Майкл Доннеллан; пер. с англ. Д. А. Куликова.– М. Вершина, 2007.– 496 с.
  6. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник  под ред. Е. С. Стояновой. 6-е изд. М. Изд-во «Перспектива». 2007.– 656 с.
  7. Лытнев О. Н. " Финансовая цель бизнеса, задачи и базовые концепции финансового менеджмента ".   Калининград, 2005
  8. www.wikipedia.org

Информация о работе Финансовый менеджмент – сущность, основные аспекты понятия "финансовый менеджмент"