Финансовый механизм управления операционной прибылью

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:38, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение темы "Финансовый механизм управления операционной прибылью" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:
1. Изучим понятие операционной прибыли. Взаимосвязь категорий «Издержки – объем продаж – прибыль».
2.Исследуем элементы операционного анализа.

Оглавление

Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие операционной прибыли. Взаимосвязь категорий "Издержки - объем продаж - прибыль"………………………………………………………5
2. Элементы операционного анализа…………………………………………..8
3. Оценка степени предпринимательского риска на основе операционного рычага……………………………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы…………………………………………….19

Файлы: 1 файл

4курс Финансовый менеджмент.docx

— 31.05 Кб (Скачать)

     Данные операционного анализа играют решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики предприятия, используются управляющими для совершенствования технологии и организации производства, для создания механизма достижения максимальной прибыли.

     Необходимым элементом операционного анализа является изучение структуры затрат, то есть соотношения переменных и постоянных затрат предприятия. Причем не существует какой-то единой рекомендации о наилучшей структуре затрат даже в пределах одной отрасли. Оптимальность их соотношения зависит от конкретных условий работы предприятия и воздействующих факторов, включая долгосрочную тенденцию и ежегодные колебания в уровне продаж и т. п.

     Механизм управления эффективностью деятельности предприятия с использованием системы «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» основан на ее зависимости от следующих факторов:

     а) объема реализации;

     б) суммы и уровня чистого операционного дохода;

     в) суммы и уровня переменных операционных издержек;

     г) суммы постоянных операционных издержек;

     д) соотношения постоянных и переменных операционных издержек.

     Эти факторы могут рассматриваться как основные при формировании суммы различных видов прибыли, воздействуя на которые можно получить необходимые результаты, повышая эффективность деятельности предприятия.

     Одним из самых простых и эффективных методов операционного анализа с целью оперативного, а также стратегического управления прибылью является анализ «издержки - объем - прибыль», который позволяет отследить зависимость финансовых результатов бизнеса.

     Анализ «издержки - объем - прибыль» служит для ответа на важнейшие вопросы, возникающие перед финансистами предприятия на четырех основных этапах денежного оборота.

      I этап

     Сколько наличного капитала требуется предприятию?

     Каким образом можно мобилизовать эти средства?

     До какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага?

     II этап

     Что важнее для предприятия на данном этапе его деятельности - высокая рентабельность или высокая ликвидность?

     До какой степени можно увеличивать или снижать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными издержками, и изменять тем самым уровень предпринимательского риска, связанного с предприятием?

     Что дешевле: приобретение или аренда недвижимости?

     Следует ли продавать продукцию ниже ее себестоимости?

     Какая структура ассортимента наиболее оптимальна в сложившихся условиях?

     Как отзовется на прибыли эффект изменения объема производства и сбыта?

     III этап

     Каким должен быть оптимальный уровень товара, чтобы удовлетворять клиентов, но не связывать при этом слишком много оборотных средств?

     Какова оптимальная величина получаемого предприятием краткосрочного кредита, позволяющая обеспечивать продажу товара в рассрочку?

     IV этап

    Какую часть прибыли распределять в качестве дивидендов?

     Какая часть нарабатываемого экономического эффекта уходит на погашение долгов и процентов по ним?

     Каким образом можно снизить суммы выплачиваемых налогов?  

3.Оценка степени предпринимательского риска на основе операционного рычага

     Ведущим принципом в работе коммерческой организации (производственного предприятия, коммерческого банка, торговой фирмы) в условиях перехода к рыночным отношениям является стремление к получению как можно большей прибыли. Оно ограничивается возможностью понести убытки. Иными словами, здесь появляется понятие риска.

     Следует отметить, что понятие "риск" имеет достаточно длительную историю, но наиболее активно начали изучать различные аспекты риска в конце XIX - в начале XX века.

     Чтобы наиболее точно раскрыть категорию "риск", необходимо определить такие понятия как "вероятность" и "неопределенность", поскольку именно эти два фактора лежат в основе рисков.

     Вероятностью события является определенное число, которое тем больше, чем более возможно событие. Вероятность - это возможность получения определенного результата. Очевидно, что более вероятным считается то событие, которое происходит чаще. Таким образом, в первую очередь понятие вероятности связано с опытным, практическим понятием частоты события.

     Неопределенность предполагает наличие факторов, при которых результаты действий не являются детерминированными, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна; например, это неполнота или неточность информации.

     На основании приведенных определений можно сделать вывод о том, что в основе риска лежит вероятностная природа рыночной деятельности и неопределенность ситуации при ее осуществлении.

     Далее, следует учитывать, что риск сопутствует всем процессам, идущим на предприятии, вне зависимости от того, являются ли они активными или пассивными (в юриспруденции для этого существует термин "деяние" - действие или бездействие).

     Таким образом, здесь открывается третья сторона риска - его принадлежность какой-либо деятельности. Иначе говоря, если предприятие планирует реализовать проект - оно подвержено инвестиционным, рыночным рискам; если же компания не осуществляет никаких действий, она опять-таки несет риски - риск неполученной прибыли, те же рыночные риски и пр. Это заложено уже в самом определении понятия "предприятие".

     При осуществлении своей деятельности предприятие ставит определенные цели - получить такие-то доходы, затратить столько-то и т.д.      Следовательно, оно планирует свою деятельность. Но, выбирая ту или иную стратегию развития, предприятие может потерять свои средства, то есть получить сумму, меньшую, чем запланированная. Как было указано выше, это объясняется неопределенностью ситуации, в которой находится компания. А, находясь в условиях неопределенности, руководству приходится принимать решения, вероятность успешной реализации которых (а значит, и получения доходов в полном объеме), зависит от множества факторов, воздействующих на предприятие изнутри и извне. В этой ситуации и проявляется понятие риска.

     Риски, с которыми сталкивается риск-менеджер на предприятии, весьма разнообразны, однако существует ряд причин, по которым некоторым рискам уделяется наибольшее внимание, а другим - наоборот.

     Так, основной причиной является неразвитость российского фондового рынка и невостребованность финансовых инструментов, что в свою очередь не стимулирует научных исследований связанных с ними рисков - кредитных и рыночных. Поэтому в настоящее время российскими специалистами по управлению рисками практически не затрагиваются вопросы, связанные с акционерным (или долевым) капиталом, а задачи риск - менеджмента на отечественных предприятиях в основном сведены к минимизации воздействия на их деятельность технико-производственных рисков.

     В то же время ведущая роль рынка ценных бумаг в развитой рыночной экономике, пристальное внимание экономических служб западных корпораций портфельным инвестициям ставят во главу угла риск -менеджмента задачи минимизации воздействия на деятельность предприятий именно кредитных рисков.

     В современных российских условиях воздействие кредитного риска неизмеримо меньше, хотя вопросы эмиссии акций и других ценных бумаг стоят в повестке дня деятельности руководства отечественных корпораций не на последнем месте. Есть все основания предполагать, что по мере обновления основных производственных фондов российских предприятий, развития в России рынка ценных бумаг и расширения финансирования, произойдет смена акцентов в деятельности отечественных специалистов по управлению рисками. Основные усилия будут направляться на минимизацию воздействия на деятельность предприятий не технико-производственных, а кредитных рисков.

     Операционный рычаг (или операционный леверидж) - это механизм управления операционной прибылью, основанный на разделении всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные.

     Действие или эффект операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации продукции всегда порождает более сильное изменение прибыли. Иначе - постоянные издержки самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое изменение операционной прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции вне зависимости от размера предприятия, отраслевых особенностей его операционной деятельности и других факторов.

     Но степень такой чувствительности операционной прибыли к изменению объема реализации продукции неоднозначна на предприятиях, имеющих различные соотношения постоянных и переменных затрат.

      Чем выше удельный вес постоянных затрат в общей сумме операционных затрат предприятия, тем в большей степени изменяется сумма операционной прибыли по отношению к темпам изменения объема реализации продукции.

     Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Операционная прибыль (прибыль от продаж, прибыль от реализации продукции) - финансовый итог деятельности предприятия и основная часть всей получаемой им массы прибыли.

     Управление формированием операционной прибыли - необходимый, но сложный и трудоемкий процесс, неразрывно связанный со всей деятельностью предприятия от приобретения сырья и выплат заработной платы до сдачи в аренду производственных помещений и работы с дебиторами.

     Как и в любом управлении, в управлении прибыли от реализации продукции (работ, услуг) можно выделить следующие этапы:

учет; анализ; планирование.

     Представленным трем этапам сопутствует контроль: контроль соответствия и достоверности учитываемых данных, контроль качества анализа, контроль планирования реальных и достижимых показателей.

     Существует несколько способов планирования прибыли, на основе которых осуществляется управление формированием прибыли от продаж - метод прямого счета, аналитический метод и планирование на основе маржинального анализа.

     Использование последнего затруднено в условиях становления российских предприятий ввиду необходимости соблюдения ряда условий:

     необходимость деления издержек на постоянные и переменные;

     переменные издержки изменяются пропорционально объему реализации продукции;

     пропорциональность поступления выручки и объема реализованной продукции;

     постоянные издержки не изменяются в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности       предприятия и спроса на продукцию;

    запасы готовой продукции существенно не изменяются.

     Таким образом, механизм управления различными видами операционной прибыли предприятия с использованием системы «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли основан на ее зависимости от следующих факторов:

а) объема реализации продукции в стоимостном  или натуральном выражении;

б) суммы  и уровня чистого операционного  дохода;

в) суммы  и уровня переменных операционных издержек;

г) суммы  постоянных операционных издержек;

д) соотношения  постоянных и переменных операционных издержек;

е) суммы  налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли.

Информация о работе Финансовый механизм управления операционной прибылью